Урок грамоты
Тема: «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф».
Учитель: Биттер Х.И.
1 класс «Г»
Цель:
-
Дать понятие о лексическом значении слова, учить детей определять слово по его лексическому значению, пользоваться толковым словарем.
-
Развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык каллиграфически правильного письма, навыки плавного слогового чтения
-
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать познавательный интерес.
Оборудование:букварь, пропись, карточки, наглядные картинки, толковый словарь, компьютер
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Слайды | |
1. | Мотивационный этап:
1. Психологический настрой.
2.Сообщение темы, цели урока
|
— Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
— Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
— Сегодня мы познакомимся с новой темой «Слово и его лексическое значение» и продолжим работу с изученной буквой Фф. Поставьте цель урока, мы должны- — познакомиться с… — учиться отличать …. — научиться читать…. |
2 слайд
3 слайд |
2. | Ситуация успеха.
Актуализация знаний, умений, навыков. | — При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные (иллюстрация зимнего леса со снежинками)
а)Повторение изученных букв и звуков. — Назовите буквы, записанные на снежинках. р ш а н б п к д с — Найдите лишнюю букву? (Буква а.) — По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы) — Чем отличаются гласные звуки от согласных? — На какие гpуппыможно разделить эти согласные? (звонкие, глухие) — Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. б) Разноуровневые задания 1группа (высокий уровень) Составить предложение из слов. Подчеркнуть изученные орфограммы. Начертить схему предложения 2 группа (средний уровень) Составить слова из слогов. Подчеркнуть лишнее слово. 3 группа (низкий уровень, слабо читающие дети) Гимнастика для языка. Чтение по Букварю.
|
4 слайд
5 слайд
|
3. | Физминутка |
|
|
4. | Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | а) Работа по Букварю с.68 -Чтение текста «На балу у феи» -Анализ прочитанного. Работа по картинке. б) Инсценировка Фламинго: Фазан: Филин: Фотограф: Футболист: Фея: в) Слово и его значение. -Видите, как много гостей пришло к нашей феи. Как вы думаете, почему? (фея была доброй) — Что значит, быть доброй? — Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми. — Мы раскрыли лексическое значение слова –доброта, т.е. узнали что оно обозначает, каждое слово в русском языке имеет лексическое значение. — Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре (показ словаря) — Ребята раскрыли нам лексическое значение слов Фламинго, Фазан, Филин, Фотограф, Футболист. г) Письменная работа (прописать слоги с буквой ф) |
6 слайд
7 слайд
8 слайд |
5.
| Закрепление изученного материала.
физпауза
| а)Характеристика звука (ф) — На какую букву начинаются все эти слова? — Дайте хар-ку звуку (ф) — Заполните паспорт звука 1 вариант- твердый Ф, 2 вариант-мягкий Ф Фамилия: Согласный Имя: [Ф] Отчество: Глухой Характер: Твердый Родители: шум -Взаимопроверка б) Д/и «Том и Тим» (мальчики – Том, девочки – Тим) Филин, фазан, фломастер, финики, фартук, фонари, фея. в) Загадка Днём он молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает (филин) — Объясните лексическое значение слова – прохожие (Прохожий — Незнакомый человек, идущий по улице, дороге) г) Чтение текста про филина (беседа с объяснением толкования слов)
|
9слайд
10 слайд
|
6. | Самостоятельная работа | Работа по карточкам. Звукобуквенный анализ слова. — Обведите и раскрасьте филина. Закрасьте схему слова.
— Проверка задания. | 11 слайд |
7. | Итог урока | — Что нового узнали для себя на уроке? — Что понравилось на уроке? — В чём испытывали затруднения? — О чем еще хотели узнать? |
|
8. | Рефлексия | — Напоследок — сюрприз — снежинки от Матушки — Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки.
-Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки. -Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием — сиреневые снежинки. -Кому было трудно успевать и выполнять задания — белые. | 12 слайд |