ОС «Школа 2100». 1 класс.

Урок обучения грамоте

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Ардона РСО — А

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведён в технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ

(Открытие новых знаний).

Декабрь, 2012

«Согласные звуки [б], [б’], буква Б. Написание строчной буквы б, слогов, слов с буквой б»

Цель:

— познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б;

— учить писать строчную букву б.

Задачи:

формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение писать предложения;

формируем умение анализировать текст.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

Программные средства: учебно-методический комплект программы «Школа 2100»,

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение, абстрагирование, классификация.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2-3 мин.)

Презентация слайдов идёт в режиме мыши на маркерной доске.

СЛАЙД № 2

1.Девиз урока:

К словам разумным ты ищи пути.

Весь мир пройди, чтоб знанья обрести!

— Как вы понимаете эти слова?

— Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и друг- другу. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу. Но, в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.

Вспомним эти правила:

  • Не выкрикиваем.

  • Учимся работать сообща.

  • Мы слышим друг друга.

ΙΙ. Актуализация знаний

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

СЛАЙД № 3

1.Прочитайте слова на доске: пришло, ушла, ослик, слон, утро.

Какую сказку вам напомнили эти слова?

Расскажите сказку и вашу концовку.

Самооценка отвечавшего и фиксирование отметки в дневнике.

Алгоритм формирования самооценки:

Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

2.Назовите слова, в которых есть приставка (из записанных на доске).

Если на предыдущем уроке не использовались задания на с. 37 в тетради для печатания, можно взять их на этом этапе.

3. – Откройте свои «Буквари» на с. 110.

Как вы думаете, какая будет тема урока?

Давайте составим план сегодняшнего урока.

План (примерный)

1) Знакомство с новым звуком и новой буквой.

2) Звуко-буквенный анализ слов.

3) Знакомство с написанием буквы Б.

4) Чтение слогов и слов.

5) Работа над лексическим значением слов.

6) Чтение предложений и текстов.

7) Письмо слов и предложений.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

1. Артикуляционная гимнастика.

— Послушайте внимательно скороговорку, и скажите, о чём в ней говорится.

  1. Белые бараны били в барабаны.

Давайте сначала вспомним, правила работы со скороговоркой.

-проговорим скороговорку медленно вслух.

-затем шепотом, чётко проговаривая каждый звук.

-затем ещё раз быстрее.

2. Формулирование темы и цели урока.

— Какие звуки чаще всего слышались в этой скороговорке? Звуки [б], [б’]

Знакомство со звуками [б], [б’].

3.Выделение звука из слова.

СЛАЙД № 4

Показываю картинки : белка, берёза.

Произнесите слово, выделяя голосом первый звук.

Какой звук первый? ([б’].)

Дайте характеристику звуку. (Соглас­ный звонкий, мягкий.)

Посмотрите на эти картинки. (Учитель показывает картинки, на которых изображены баран, булка и т.д.) Произнесите слово, выделяя голосом первый звук.

— Какой звук певый? (Твёрдый согласный звук [б].)

-Дайте ему характеристику. Фронтально.

А теперь сформулируйте тему урока полностью.

СЛАЙД № 5

— Тема сегодняшнего урока «Звуки [б] и [б’] и буква Б, которая их обозначает».

— Давайте сформулируем цель нашего урока:

  • познакомить с звуками [б], [б’], и строчной буквой б;

  • учить писать строчную букву б.

СЛАЙД № 6, 7

— Звук [ б ] – согласный, звонкий, (колокольчик на голове), может быть твёрдым, (синий башмачок), или мягким (зеленый башмачок).

— Назовите слова в которых звук [ б ] твёрдый, мягкий.

4. Работа в парах.

— А, теперь приготовьте «волшебные» кружочки.

— Выложите на столах слово баран.

— Где стоит звук [ б ]?

Охарактеризуйте каждый звук в этом слове.

— Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

Проверьте по образцу.

— Выложите на столах слово белка.

— Где стоит звук [ б΄]?

Охарактеризуйте каждый звук в этом слове.

— Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

Проверьте по образцу.

СЛАЙД № 8

Алгоритм формирования самооценки:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

5. Знакомство со строчной буквой б.

СЛАЙД № 9

Найдите на ленте букв (на доске) букву, которой обозначаются эти звуки.

Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б.

На что похожа буква?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

(А. Шибаев.)

Буква Б проснётся рано.

Буква Б – бочонок с краном.

(В. Степанов.)

6. Работа в «Букваре».

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) Завершение схемы-«человечка».

2) Чтение слогов.

Прочитайте слоги про себя. Прочитайте вслух, меняя громкость от шёпота до громкого декламирования.

Прочитайте слоги, в которых есть звук [б’].

Как обозначена на письме мягкость согласного?

Отметьте мягкий звук зелёной точкой.

Прочитайте слоги, в которых есть звук [б].

Как обозначена на письме твёрдость согласного?

Отметьте синим цветом.

3) – Поиграем со слогами. Один ученик читает по выбору слог, а его сосед по парте договаривает так, чтобы получилось слово.

Что нового мы для себя сейчас открыли?

Что ещё нам предстоит сделать?

Что мы сейчас с вами делали?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

7. Работа в прописи.

1)Откройте прописи на с. 5. Посмотрите на табло.

Из каких элементов состоит прописная буква?

Чем отличается от печатной?

В каких буквах эти элементы встречаются?

СЛАЙД № 10

Эта буква пишется с овала. Поэтому, если с неё начинается слово, овал пишется, как у буквы А, затем верхний элемент.

Обведите букву в рамке. Поставьте зелёную точку там, откуда на­чинаете писать букву.

Запись элементов буквы и самой буквы. Обратить внимание на на­клон.

Письмо буквы Б и буквы О разными цветами: сначала на всей строчке синим обвести строчную букву О, а потом обвести на строчке букву Б зелёным цветом.

Аналогично разными цветами запись наклонной линии и строчной буквы б.

2) Запись слогов и буквосочетаний.

Прочитайте слоги и буквосочетания.

Как буква Б соединяется с последующими буквами? (При помо­щи соединительного элемента.)

Какие буквы с Б соединяются внизу, а у каких – верхнее соеди­нение?

Запишите слоги, буквосочетания.

Музыкальная физкультминутка «Ладошка».

СЛАЙД № 11

ΙV. Применение нового знания.

  1. Работа в «Букваре».

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

1) Чтение слов. Работа над лексическим значением слов.

Давайте соединим работу со слогами и словами: прочитайте слог и найдите в 1-м и 2-м столбиках слово, в котором есть этот слог. Подчеркните слог в слове.

Прочитайте самостоятельно слова 3-го столбика.

Значение каких слов нужно объяснить?

Что общего у всех этих слов? (Они односложные, начинаются со звука [б].)

Отметьте синим цветом буквы, обозначающие твёрдый со­гласный звук, а зелёным – мягкий.

Чем отличаются слова этого столбика? (Написанием, значени­ем, количеством букв и звуков.)

Что означает каждое слово?

Бра – настенный светильник.

Брак – а) Семейные отношения между мужчиной и женщиной.

б) Недоброкачественный предмет производства.

Брод – мелкое мес­то в реке, озере.

Чтение слов 4-го столбика.

Какая часть слова общая?

Как называются такие слова?

Проверим, выясним значение этих слов:

банк – учреждение, которое проводит различные денежные опе­рации; банкир – владелец банка;

банкнота – бумажные деньги;

банкрот – должник, отказывающийся платить банку (кредиторам) из-за своего разорения;

банка – сосуд цилиндрической формы.

Какие слова в этом столбике однокоренные?

Чтение 6-го столбика слов, выделение корня, суффиксов.

Вывод: при помощи суффиксов образуются новые слова.

2) Чтение предложений.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Прочитайте 1-е предложение.

Какое слово повторяется в предло­жении?

У этого слова одно значение?

Может ли банкир оказаться в банке, где помидоры? (Нет. Он в здании – в банке.)

Прочитайте 2-е предложение.

Что и куда сдала Марина Ивановна?

Кто она?

Как пишется слово кассир?

Подберите однокоренные слова.

Напечатайте их в тетради. (Касса, кассовый.)

Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Выделите за­главные буквы уголком.

Чему мы сейчас учились?

Какие знания повторили?

А что мы сейчас с вами делали?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Физкультминутка.

Здравствуй Зимушка-зима!        (кланяемся)

Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,               (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                      (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

2.Работа в прописи.

1) Написание слов.

Прочитайте слова. Что означает каждое слово?

Какие слова могут быть лишними? (Берег – два слога, боб – чита­ется слева направо и справа налево одинаково.)

В каких словах не совпадают произношение и написание? (Бег, боб, берег.)

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании?

Как соединяется буква б с последующими буквами? (При помо­щи соединительного короткого элемента.)

Чтобы правильно соединить букву б с последующей, надо сделать отрыв, написав букву б, затем снизу вывести соединительный элемент и написать следующую букву.

Учитель показывает на доске написание слова боб. Обведение письменного образца.

2) Упражнение на различие звуков [б][д], букв б и д.

Прочитайте слова следующей строчки.

Какие это слова? (Однокоренные.)

Выделите ко­рень.

Что такое дубрава?

Произнесите слова дуб, дубки.

Сравните, как они пишутся и как звучат. Что заметили?

А почему пишем букву Б?

Подчеркните букву Б в однокоренных проверочных словах.

Звонкие звуки [б] и [б’], находясь в слабой позиции – на конце слова или перед глухими согласными, оглушаются и превращаются в звуки [п] и [п’]. Надо быть очень внимательными в написании таких слов, подбирать проверочные.

Обведение слов. Подчёркивание «опасных мест» в словах.

3. Работа в «Букваре».

Чтение текста (с. 110).

а) До чтения.

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней необычного?

Что случилось? Вы узнали мальчика?

О каких словах, подходящих к этой иллюстрации, мы уже сегодня говорили?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

б) Чтение про себя, затем вслух по одному предложению.

После 1-го предложения:

Что значит «кто кем станет»? Замените другими словами. (Ка­кую выберет профессию; кем будет работать.)

После 2-го предложения:

Почему Маша хочет быть библиотекарем?

Чем занимаются люди этой профессии?

После 3-го и 4-го предложений:

Кто и что повлияло на Петин выбор?

Как он про свою мечту гово­рит? (Гордо.)

Почему?

После 5–6-го предложений:

Кем хочет стать Вова?

После 7-го предложения:

Какие слова Вовы развеселили всех?

После 8-го предложения:

Ответьте на вопрос.

в) Беседа после чтения.

Кем на самом деле хочет стать Вова?

Почему он ошибся? (Спутал значения однокоренных слов бан­кир и банкрот.)

Сколько ребят участвовало в разговоре?

Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог.)

Прочитайте только слова автора.

Как можно назвать весь этот диалог?

г) Подготовка к выразительному чтению по ролям.

Кто произносит каждую реплику?

Как он её произносит?

Найдите и отметьте слова автора.

Какое предложение надо про­читать с вопросительной интонацией?

д) Упражнения в чтении: подготовка чтения в парах, выразительное чтение вслух.

Вопросы к ученикам, прочитавшим текст:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

е) – Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

4. Работа в прописи.

1) Списывание слов с печатного образца.

Прочитайте все слова. Что у них общего?

Во сколько столбиков они записаны?

Что общего у слов 1-го столбика?

Второго?

Третьего?

Самостоятельная запись слов 1-го столбика, обозначение звуков цветными точками.

Комментированная запись слов 2-го столбика.

2) Чтение и запись предложений с письменного образца.

Прочитайте предложения.

Сколько их?

О чём эти предложения?

Какие однокоренные слова есть в первом и втором предложениях?

Какой в них корень?

Поставьте знак ударения во всех словах.

Подчеркните безударные слоги, обведите букву безударного глас­ного звука в корне, который мы выделили.

Прочитайте эти слова по слогам орфографически.

Запись предложений, подчёркивание «опасных мест». Проверка.

Вопросы к ученику:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

3) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок.

Что у вас на этой странице получилось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 5.

Как оценили свою работу? Почему?

5. Работа в «Букваре».

Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).

1) До чтения.

Кто автор текста?

Вы знакомы с этим писателем? (О чём он пишет? Для кого?)

Прочитайте заглавие.

Кого называют мастером? (Человека, который умеет хорошо что-либо делать, специалиста, достигшего высокого искус­ства в своём деле.)

Рассмотрите иллюстрацию. А это что за мастер? Что он умеет де­лать?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение про себя.

Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием.

б) Выявление первичного восприятия.

Про каких же мастеров нам рассказал Николай Сладков?

в) Обобщающая беседа.

г) Вопросы ко всему тексту.

Подходит ли заглавие к тексту?

Почему названия животных написаны с большой буквы? (Они выступают как имена действующих лиц сказки.)

Сказка ли это? Докажите.

Кто автор этой сказки? Николай Сладков написал много интересных сказок, рассказов о природе, животных.

д) Выразительное чтение сказки.

е) После чтения:

Что нового вы узнали о лесных обитателях?

Какая профессия, на ваш взгляд, у медведя, волка, лисы, зайца, сороки?

А от чего зависит выбор профессии лесных мастеров?

Что объединяет рассказ на с. 110 и сказку Н. Сладкова? (Тема: кем стать?)

Что мы сейчас делали?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

V. Итог.

Какая была тема урока?

Что нового мы узнали?

Какие знания повторили?

А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

Все ли пункты плана выполнили?

Чему научились на уроке?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Молодцы!

VI. Рефлексия.

— Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

Фокусник приготовил праздничный салют. Но ему нужна ваша помощь.

СЛАЙД № 12

— Если ты хорошо работал и все понял, нарисуй жёлтую звездочку;

— Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй красную звездочку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here