Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Затеченская основная общеобразовательная школа»
Далматовского района Курганской области
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме
Согласный звук (ч*). Строчная буква ч.
Правописание сочетаний ЧА, ЧУ
подготовила
учитель начальных классов
Федерягина Ольга Николаевна
с. Затеченское
2010
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».
Цели урока.
-
Познакомить детей с согласным звуком (ч*) и строчной буквой ч; закреплять знание словарных слов, умение делать звукобуквенный анализ слова.
-
Развивать речь учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать навыки групповой, коллективной работы.
-
Повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности.
Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Дети хором произносят:
Мы очень дружные команды,
Успехов на уроке пожелаем.
Мы пишем, счёт ведём, читаем
И про всё на свете знаем.
– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку…
Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы в группе:
— Работать в группе дружно и активно;
— Уметь слушать друг друга;
— Уважать друг друга;
— Внимательно относиться друг к другу;
— Выслушивать ответы другой группы;
— Работать успешно.
– Девизом нашего урока являются слова: «Мы – самые дружные ребята!»
– Прочитаем хором. Какое слово самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
– Я всем на уроке желаю успехов. Но прежде чем отправиться в путешествие за новыми знаниями, давайте повторим то, что уже знаем.
— Из чего состоит наша речь?
– На какие группы можно разделить все звуки?
– Покажите на ленте все гласные звуки, все звонкие согласные звуки, все изученные глухие согласные звуки.
– Что можно составить из звуков и букв?
– Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?
– Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1. Раздайте карточки со словами. (Учащиеся сидят группами. На каждом столе четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков).
1 и 3 группы 2 и 4 группы
_бед ябл_ня
р_бина л_мон
м_л_к х_р_шо
_сина п_мидор
в_рона к_пуста
б_ран ст_кан
кро__ кла__
ч_й ч_до
(Учащиеся вставляют букву в слово, передают по сигналу-хлопку карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой – 1-2, 3-4 – проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Мы готовы»).
— Обсудите выполнение задания в группе. Оцените работу: всё правильно – О зелёный круг, одна ошибка на карточке – О жёлтый, две ошибки на карточке – О красный.
(Учащиеся в группах обсуждают, закрашивают круг на «Листе самооценки» (См. Приложение № 1) выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)
– Молодцы… Аплодисменты…
Физкультминутка.
– Ребята, вспомните последнее слово на карточке. (чай, чудо)
– Какую новую букву встретили? Какую букву вы вставили после неё?
3. Постановка учебной задачи
– У нас появилась проблема! О чём сегодня будем говорить на уроке?
– Мы должны всё узнать о звуке (ч*) и букве Ч, а также, о сочетании ЧА, ЧУ.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»)
– Попробуем вместе открыть новое знание о звуке (ч*).
Внимание группам. Откройте конверт № 2.
Задание 1 группе:
Откройте Азбуку на с.134. (Бунеев, Бунеева. Моя любимая азбука). Сделайте схему буквёнка Ч. Подготовьте рассказ о букве Ч.
2 группа:
Откройте Азбуку на с.134. Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам). Сделайте вывод о звуке (ч*).
3 группа:
Прочитайте слова. Какой звук общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Черника, крольчонок, кирпич, чайник, стрекочет, чертёж, мяч, целый, трубач, честность.
4 группа:
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить её. Какой звук повторяется?
Ча-ча-ча – в комнате горит … (свеча).
Ча-ча-ча – к больному вызову … (врача).
Чу-чу-чу – больного долго я … (лечу).
Чи-чи-чи – со мною тоже по… (полечи).
(Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы»).
– Послушаем ответы 4 группы … Оцените ответ…3 группы …Оцените…
– Молодцы. А теперь послушайте рассказ. Если в словах будет встречаться звук (ч*), поднимайте руку.
« Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. А ещё в чёрном чулане живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости».
— Какие слова со звуком (ч*) вы услышали?
Физкультминутка.
– Спасибо. Продолжаем работу. Откройте АЗБУКУ на с. 134.
Послушаем ответы 1 группы …Составим схему буквёнка Ч. (См. Приложение № 2). Оцените ответ… 2 группы …Оцените…
– Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук (ч*).
– Проверим. Какой слог соответствует схеме ОО (зелёный и красный круг)? (Ча, чу, чи, че, чё, т.к. (ч*) всегда мягкий.) Какой соответствует схеме ОО (синий и красный круг)? (Звук (Ч*) не бывает твёрдым.)
Итог: Что мы узнали о букве Ч?
(Рассказ в парах. Сигнал «Мы готовы». Рассказ хором.)
— Обсудите выполнение задания в группе: все ли приняли участие, всё ли получилось. (Самооценка.)
Физкультминутка.
– Продолжим знакомство с буквой Ч.
Внимание группам. Откройте конверт № 3.
Задание 1 группе:
Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». (См. Приложение № 3). Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант. (Заготовка к рисунку «на что похожа буква Ч».)
2 группа:
Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.
3 группа:
Сравните строчную ч со строчной г. Что общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.
4 группа:
Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение. (ч о ч е ч и ч у а ч е ч)
(Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы»).
– Послушаем ответы 1 группы … 2 группы …
– Откройте прописи на с. 23.
Подготовим руку к письму – «вращение», «курочка», обведение узора в прописи ччччччч.
– Послушаем ответ 3 группы …
(Далее учитель показывает письмо буквы ч на доске, дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи).
Письмо в прописи: ч ч ч ч ч ч / ч / г ч г ч ч чч ч чч
Физкультминутка (моторика).
– Послушаем ответ 4 группы …
Письмо в прописи: чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн
Взаимопроверка в парах: подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог.
Итог: С написанием какой буквы познакомились?
— Обсудите выполнение задания в группе. (Самооценка.)
– Откройте Азбуку на с. 134. Прочитайте столбики слов.
– На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (ча, чу)
– Почему эти сочетания являются опасными? (Звук (ч*) всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать гласные (я) и (ю), которые указывают на мягкость.) – Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить? (Ча пиши с буквой А. Чу пиши с буквой У.)
– Проговорим хором… Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли новое знание!
5. Первичное закрепление.
– Откройте прописи на с.23. Найдите слова с сочетаниями ЧА, ЧУ.
Прочитайте их… Письмо в прописи: девочки – слова со слогом ЧА, мальчики – слова со слогом ЧУ.
– Подчеркните орфограмму простым карандашом. Взаимопроверка в парах.
– А теперь в группах придумайте коротенькую сказку о том, как буква Ч подружилась с буквами А и У. 1 и 2 группа – ЧА, 3 и 4 группа – ЧУ.
– Послушаем сказки. Оценивание групп.
Итог: С каким правилом встретились? (ЧА пиши с А, ЧУ пиши с У.)
— Обсудите выполнение задания в группе. (Самооценка.)
Физкультминутка.
6. Повторение. Упражнения в чтении.
– Сегодня мы очень много узнали о букве Ч. Но мы ещё не знаем, что буква Ч – почемучка. Как вы думаете, почему?
— Откройте АЗБУКУ на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква – почемучка».
— О какой букве идёт речь?
— Как её называют авторы? Почему?
– А теперь вы отправляетесь в этот текст на разведку. Каждая группа со своим заданием. Внимание группам. Откройте конверт № 4.
Задание 1 группе:
Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как понимаете выделенное слово?
2 группа:
Найдите однокоренные слова к слову «чай». Докажите, что они однокоренные
(что обозначает каждое слово?).
3 группа:
Ответьте подробно на вопрос: Почему букву Ч назвали буквой-почемучкой?
Хорошо это – быть почемучкой?
4 группа:
Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.
— Слушаем ответы групп… дополняем…оцениваем…
(На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником).
— Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе. (Самооценка.)
7. Рефлексия деятельности.
– Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
Что нового узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?
– Подведите итог работы в группе. (Самооценка.)
(Листы самооценки вывешиваются на доску.)
– Мне очень понравилась: активная работа … группы, безошибочная работа … группы, аккуратная работа … группы, внимательная работа ребят … группы,
– Спасибо за урок. Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.
О | |
2 | О |
3 | О |
4 | О |
5 | О |
6 | О |
ИТОГ | О |
Приложение № 2
«Буквёнок Ч».
| Буква Ч сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь. |
| Ч с четвёркой так похожи. Буква с цифрой?! Ну и что же?! Удивляешься чему ты? Просто их не надо путать. |
| Первой букве в слове «ЧТЕНИЕ», Букве Ч моё почтение! |
| Л ногою мяч поддела, Ч поймать его хотела. Ждёт и ждёт, устала ждать, А мяча всё не видать! |
Список литературы.
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. М., 2003.
-
Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
-
Глазкова Т.А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности/ Начальная школа, №10, 1999, с.33-36.
-
Классификация общих методик при коллективных учебных занятиях/ Сельская школа, июнь, 2005, с. 4-8.
-
Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Тетрадь №5. М., 2004.