Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Затеченская основная общеобразовательная школа»

Далматовского района Курганской области

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме

Согласный звук (ч*). Строчная буква ч.

Правописание сочетаний ЧА, ЧУ

подготовила

учитель начальных классов

Федерягина Ольга Николаевна

с. Затеченское

2010

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Цели урока.

  1. Познакомить детей с согласным звуком (ч*) и строчной буквой ч; закреплять знание словарных слов, умение делать звукобуквенный анализ слова.

  2. Развивать речь учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать навыки групповой, коллективной работы.

  3. Повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Дети хором произносят:

Мы очень дружные команды,

Успехов на уроке пожелаем.

Мы пишем, счёт ведём, читаем

И про всё на свете знаем.

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку…

Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы в группе:

— Работать в группе дружно и активно;

— Уметь слушать друг друга;

— Уважать друг друга;

— Внимательно относиться друг к другу;

— Выслушивать ответы другой группы;

— Работать успешно.

Девизом нашего урока являются слова: «Мы – самые дружные ребята!»

Прочитаем хором. Какое слово самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Я всем на уроке желаю успехов. Но прежде чем отправиться в путешествие за новыми знаниями, давайте повторим то, что уже знаем.

Из чего состоит наша речь?

На какие группы можно разделить все звуки?

Покажите на ленте все гласные звуки, все звонкие согласные звуки, все изученные глухие согласные звуки.

Что можно составить из звуков и букв?

Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?

Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1. Раздайте карточки со словами. (Учащиеся сидят группами. На каждом столе четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков).

1 и 3 группы 2 и 4 группы

_бед ябл_ня

р_бина л_мон

м_л_к х_р_шо

_сина п_мидор

в_рона к_пуста

б_ран ст_кан

кро__ кла__

ч_й ч_до

(Учащиеся вставляют букву в слово, передают по сигналу-хлопку карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой – 1-2, 3-4 – проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Мы готовы»).

Обсудите выполнение задания в группе. Оцените работу: всё правильно – О зелёный круг, одна ошибка на карточке – О жёлтый, две ошибки на карточке – О красный.

(Учащиеся в группах обсуждают, закрашивают круг на «Листе самооценки» (См. Приложение № 1) выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)

Молодцы… Аплодисменты…

Физкультминутка.

Ребята, вспомните последнее слово на карточке. (чай, чудо)

Какую новую букву встретили? Какую букву вы вставили после неё?

3. Постановка учебной задачи

У нас появилась проблема! О чём сегодня будем говорить на уроке?

Мы должны всё узнать о звуке (ч*) и букве Ч, а также, о сочетании ЧА, ЧУ.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие нового знания»)

Попробуем вместе открыть новое знание о звуке (ч*).

Внимание группам. Откройте конверт № 2.

Задание 1 группе:

Откройте Азбуку на с.134. (Бунеев, Бунеева. Моя любимая азбука). Сделайте схему буквёнка Ч. Подготовьте рассказ о букве Ч.

2 группа:

Откройте Азбуку на с.134. Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам). Сделайте вывод о звуке (ч*).

3 группа:

Прочитайте слова. Какой звук общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?

Черника, крольчонок, кирпич, чайник, стрекочет, чертёж, мяч, целый, трубач, честность.

4 группа:

Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить её. Какой звук повторяется?

Ча-ча-ча – в комнате горит … (свеча).

Ча-ча-ча – к больному вызову … (врача).

Чу-чу-чу – больного долго я … (лечу).

Чи-чи-чи – со мною тоже по… (полечи).

(Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы»).

Послушаем ответы 4 группы … Оцените ответ…3 группы …Оцените…

Молодцы. А теперь послушайте рассказ. Если в словах будет встречаться звук (ч*), поднимайте руку.

« Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде.

Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. А ещё в чёрном чулане живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости».

— Какие слова со звуком (ч*) вы услышали?

Физкультминутка.

Спасибо. Продолжаем работу. Откройте АЗБУКУ на с. 134.

Послушаем ответы 1 группы …Составим схему буквёнка Ч. (См. Приложение № 2). Оцените ответ… 2 группы …Оцените…

Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук (ч*).

Проверим. Какой слог соответствует схеме ОО (зелёный и красный круг)? (Ча, чу, чи, че, чё, т.к. (ч*) всегда мягкий.) Какой соответствует схеме ОО (синий и красный круг)? (Звук (Ч*) не бывает твёрдым.)

Итог: Что мы узнали о букве Ч?

(Рассказ в парах. Сигнал «Мы готовы». Рассказ хором.)

Обсудите выполнение задания в группе: все ли приняли участие, всё ли получилось. (Самооценка.)

Физкультминутка.

Продолжим знакомство с буквой Ч.

Внимание группам. Откройте конверт № 3.

Задание 1 группе:

Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». (См. Приложение № 3). Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант. (Заготовка к рисунку «на что похожа буква Ч».)

2 группа:

Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.

3 группа:

Сравните строчную ч со строчной г. Что общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.

4 группа:

Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение. (ч о ч е ч и ч у а ч е ч)

(Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы»).

Послушаем ответы 1 группы 2 группы

Откройте прописи на с. 23.

Подготовим руку к письму – «вращение», «курочка», обведение узора в прописи ччччччч.

Послушаем ответ 3 группы

(Далее учитель показывает письмо буквы ч на доске, дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи).

Письмо в прописи: ч ч ч ч ч ч / ч / г ч г ч ч чч ч чч

Физкультминутка (моторика).

Послушаем ответ 4 группы

Письмо в прописи: чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн

Взаимопроверка в парах: подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог.

Итог: С написанием какой буквы познакомились?

Обсудите выполнение задания в группе. (Самооценка.)

Откройте Азбуку на с. 134. Прочитайте столбики слов.

На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (ча, чу)

Почему эти сочетания являются опасными? (Звук (ч*) всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать гласные (я) и (ю), которые указывают на мягкость.) – Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить? (Ча пиши с буквой А. Чу пиши с буквой У.)

Проговорим хором… Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли новое знание!

5. Первичное закрепление.

Откройте прописи на с.23. Найдите слова с сочетаниями ЧА, ЧУ.

Прочитайте их… Письмо в прописи: девочки – слова со слогом ЧА, мальчики – слова со слогом ЧУ.

Подчеркните орфограмму простым карандашом. Взаимопроверка в парах.

А теперь в группах придумайте коротенькую сказку о том, как буква Ч подружилась с буквами А и У. 1 и 2 группа – ЧА, 3 и 4 группа – ЧУ.

Послушаем сказки. Оценивание групп.

Итог: С каким правилом встретились? (ЧА пиши с А, ЧУ пиши с У.)

Обсудите выполнение задания в группе. (Самооценка.)

Физкультминутка.

6. Повторение. Упражнения в чтении.

Сегодня мы очень много узнали о букве Ч. Но мы ещё не знаем, что буква Ч – почемучка. Как вы думаете, почему?

— Откройте АЗБУКУ на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква – почемучка».

О какой букве идёт речь?

— Как её называют авторы? Почему?

А теперь вы отправляетесь в этот текст на разведку. Каждая группа со своим заданием. Внимание группам. Откройте конверт № 4.

Задание 1 группе:

Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как понимаете выделенное слово?

2 группа:

Найдите однокоренные слова к слову «чай». Докажите, что они однокоренные

(что обозначает каждое слово?).

3 группа:

Ответьте подробно на вопрос: Почему букву Ч назвали буквой-почемучкой?

Хорошо это – быть почемучкой?

4 группа:

Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.

Слушаем ответы групп… дополняем…оцениваем…

(На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником).

— Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе. (Самооценка.)

7. Рефлексия деятельности.

Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

Что нового узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?

Подведите итог работы в группе. (Самооценка.)

(Листы самооценки вывешиваются на доску.)

Мне очень понравилась: активная работа … группы, безошибочная работа … группы, аккуратная работа … группы, внимательная работа ребят … группы,

Спасибо за урок. Поблагодарите друг друга за работу аплодисментами.

Приложение № 1

«Лист самооценки группы».

1

О

2

О

3

О

4

О

5

О

6

О

ИТОГ

О

Приложение № 2

«Буквёнок Ч».

Приложение № 3 «На что похожа буква».

Буква Ч сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь.

Ч с четвёркой так похожи.

Буква с цифрой?! Ну и что же?!

Удивляешься чему ты?

Просто их не надо путать.

Первой букве в слове «ЧТЕНИЕ»,

Букве Ч моё почтение!

Л ногою мяч поддела,

Ч поймать его хотела.

Ждёт и ждёт, устала ждать,

А мяча всё не видать!

Приложение № 4 «Фото с урока в 1 классе»

Список литературы.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. М., 2003.

  2. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.

  3. Глазкова Т.А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности/ Начальная школа, №10, 1999, с.33-36.

  4. Классификация общих методик при коллективных учебных занятиях/ Сельская школа, июнь, 2005, с. 4-8.

  5. Пронина О.В. Мои волшебные пальчики. Тетрадь №5. М., 2004.

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here