Тема: Согласный звук [ц], буква Ц ц
Цель: Познакомить с новым звуком и буквой Цц, учить соотносить новый звук с буквой.
Задачи:
1. Образовательная: учить правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв
2. Коррекционно-развивающая: совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.
Оборудование:
Учебник “Букварь ” (автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина), компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки со словами на букву Ц, текст стихотворения «Цып-цып, цыплятки».
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный.
Ход урока.
Организационный момент.
Коррекционная минутка.
Составьте слово из букв: у к р о (урок)
Учитель: Ребята, давайте скажем, зачем мы пришли на урок?
Дети:
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Учитель: Каждый день, всегда, везде,
На уроках и в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
Учитель: Значит и сегодня на уроке, как мы будем говорить?
Дети:
Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Все звуки четко, внятно,
Чтоб было всем понятно.
Учитель: А для этого проведем дыхательную разминку, чтобы привести органы дыхания в рабочее состояние.
Дыхательная гимнастика.
— медленный вдох через нос – медленный выдох через рот;
— быстрый вдох через нос – задержка дыхания – медленный выдох через рот;
— вдох по частям через нос – выдох по частям выдох через рот;
— медленный вдох через нос – быстрый выдох через рот;
Учитель: А чтобы привести в рабочее состояние органы речи проведем артикуляционную разминку.
Артикуляционная гимнастика.
(на экран проецируется: длинная змея)
Учитель: Вы видели такую длинную змею?
Произнесите с удивлением: О-о-о!
(на экран проецируется: большой торт)
Учитель: Нравится вам этот торт?
Произнесите с восхищением: А-а-а!
(на экран проецируется: сердитое лицо мальчика и ветка с шипами)
Учитель: Мальчик поранил палец о ветку розы – у него царапина. Как вы думаете, сердит ли мальчик?
Произнесите сердито: У-у-у!
(на экран проецируется: лошадь с жеребенком)
Учитель: Как мама-лошадь подзывает своего жеребенка?
Произнесите радостно: И-и-и!
Упражнение на дикцию.
Работа со скороговоркой:
Ученица-озорница получила единицу.
— чёткое проговаривание каждого звука.
— повторяем скороговорку шепотом, затем в полный голос.
Игра « Вопрос – ответ».
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Учитель: Ученица-озорница получила единицу?
Дети: Ученица-озорница получила единицу.
Физкультминутка
«Как живете?»
-Как живете?
-Вот так!
-А с оценками у вас?
-Вот так!
-Как бежите?
-Вот так!
-Как глядите?
-Вот так!
-Обед как ждете?
-Вот так!
-Как берете?
-Вот так!
-Как вы спите?
-Вот так!
-А как шалите?
–Вот так!
-Как сидите?
–Вот так!
-А читаете?
-Вот так!
Работа над новым материалом.
Определение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается, будем читать слова и предложения с новой буквой.
Отгадайте загадку:
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Учимся произносить звук [ц]
Учитель: Смотрим на соседа, как он произносит звук:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;
в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя. (Если поднести ладошку, тыльной стороной ко рту, почувствуете толчок воздуха)
Знакомство с буквами Ц, ц.
Вот какая буква ц –
С коготками на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Учитель: — Ребята! Твёрдый согласный звук [ц] обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы). Её называют буква «цэ». Она бывает большая и маленькая.
Для чего нужна большая? А маленькая?
Печатание буквы Цц на доске мокрой кисточкой (выходят по цепочке)
Определение места новой буквы в алфавите.
Выделение согласного звука [ц] с опорой на схему (с. 118 букварь)
Цапля, отец, палец, яйцо, заяц
Чтение слогов с буквой ц
Прежде чем, мы начнем читать слоги с буквой ц, давайте вспомним, что обозначают гласные первого ряда? Что обозначают гласные второго ряда?
а о у ы
и е ё я ю
Игра «День — ночь»
Инструкция: Если в слоге вы услышите мягкий согласный, то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если вы услышите твердый согласный, то наступает день – вы открываете глаза. (Ха, ми, ня, ро, ве, ты, пу, лё, сю, га)
ЦЕ ЦО ЦУ ЦА ЦИ
– хоровое чтение слогов постепенно увеличивая громкость голоса;
— хоровое чтение слогов постепенно, уменьшая громкость голоса;
— читать с вопросительной интонацией;
— читать «как будто по крыше капает дождик»
— Дайте характеристику звука [ц].
Вывод: [ц] – согласный, глухой, всегда твердый звук.
— соотнесение слого-звуковой структуры и слого-звуковых схем:
цветы
цыган
Чтение текста
Учитель: я прочитаю сказку, а вы догадаетесь, о ком пойдет речь в сказке, если отгадаете загадку:
Тук – тук – тук!
Тук – тук – тук!
Вдруг раздался тихий стук
Из яйца как из пеленок,
Вылез жёлтенький ….. (цыпленок)
(на экран проецируются иллюстрации к сказке)
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.
— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
— Ну, ты посиди, — говорит Цып, — а я пойду, прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
— Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
— Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
— А как же надо? – удивилась гусеница.
— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
— Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
— Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что- нибудь знать. Понял, Цып?..
Подумал, подумал Цып и вернулся к маме.
1. Работа по тексту.
— Давайте вспомним, с чего начинается сказка?
— Кого встретил Цып первым?
— Какой совет он дал цветку?
— С кем он встретился потом?
— Что посоветовал он гусенице?
— Что произошло с Цыпом на болоте?
— Что сказала ему цапля?
— Как вы думаете почему, Цып давал такие глупые советы? (потому что он был еще совсем маленьким и ничего не знал).
2.Игра «Поймай звук». При повторном чтении сказки, дети хлопают в ладоши, если слышат слово со звуком [ц].
3. Игра «Запоминай — ка». Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?
Учитель: Ребята, кто знает, как подзывают цыплят?
Работа с текстом.
Чтение стихотворения учителем.
Цып – цып, цып-лят-ки,
Есть во-ди-ца в кад-ке.
Кто ме-ня бо-ит-ся,
Тем не дам во-ди-цы.
Вот бе-гут цып-лят-ки,
Не бо-ят-ся кад-ки!
Воз-ле кад-ки блюд-це,
Все о-ни на-пьют-ся.
— «жужжащее» чтение
— чтение «цепочкой»
— выразительное чтение
— хоровое чтение
Итог урока.
— С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
— Какой звук обозначает эта буква?
— Дайте характеристику этому звуку.
Рефлексия. (Самооценка учащихся).
«Лесенка успеха»:
— я старался и работал на уроке активно
— я мог бы работать лучше