Русский язык, УМК «Школа России», 1 класс, урок открытия нового знания.
Тема урока: Заглавная буква в именах собственных
Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
Личностные УУД:
— внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
— самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
—формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
— формировать умение концентрировать внимание;
—контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Образовательные:
Формирование навыка правописания большой буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных.;
Развивающие: Развивать умение находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать у обучающихся логическое мышление, внимание.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.
Методы:
— частично-поисковый;
— объяснительно-иллюстративный.
Оборудование:
Выставка детских книг: А.Толстой «Приключения Буратино», К.Чуковский «Доктор Айболит», Г.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Золушка».
Презентация «Заглавная буква в именах собственных».
Карточки для работы в парах, для индивидуальной работы.
Толковый словарь.
Выставка фотографий и детских рисунков с изображением домашних животных.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10 | Организационный момент – психологический настрой «Подари улыбку»
Включение в учебную деятельность.
Чистописание.
Самоопределение к деятельности.
Работа по теме урока.
Физкультминутка.
Работа по теме урока.
Проверка знаний.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
|
— Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы. — Ребята, с чего вы начали свой день, как только проснулись? — Для чего человек каждое утро делает зарядку? Какую пользу она приносит? — Каждый человек, который хочет быть здоровым, бодрым, своё утро начинает с зарядки. Чтобы наши пальчики стали писать красивые буквы и не уставали быстро, начнём урок с пальчиковых упражнений. А затем выполним чистописание. Сделали мы гнёздышко –Посмотри, посмотри! Маленькие птенчики Там внутри, там внутри! Стали наши птенчики Подрастать, подрастать и, расправив крылышки, улетать, улетать! — Сегодня мы повторим, как пишутся заглавная и строчная буквы К, к. Слайд 2. К к — Сколько элементов у заглавной буквы К? — Вы согласны? — У строчной? — Что нужно помнить, когда будем прописывать буквы? — Пропишите всю строчку.
Слайд 3. -Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю (з,н,п, Л, Б,М) и объясните свой выбор. Слайд 4. Катя Коля Кристина — Что общего в написанных словах? — Для чего нужны заглавные буквы? — Определите тему урока. Слайд 5. (тема урока)
Слайд 6.
— Сформулируйте цель урока, используя начало фразы. Ознакомление с употреблением заглавной буквы в …
— Ребята, отгадайте загадки.
-Человечек деревянный, На земле и под водой, Ищет ключик золотой. (Буратино) Слайд 7.
— Он в лесу у нас живёт,
Слайд 8.
— Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка) Слайд 9.
— Скорей бы приблизился вечер, И час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете Поехать на сказочный бал. (Золушка) Слайд 10.
Слайд 11. — Кто это такие? Дайте общее название?
Слайд12.
— Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы: (Н, н)езнайка, (А,а)йболит. Запишите слова. — Какие буквы выбрали?
Слайд 13. — Проверьте себя. — Почему выбрали заглавные буквы?
Слайд 14.
— Посмотрите на следующие записи и выберите нужные буквы: (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка. Запишите слова. — Какие буквы выбрали? — Проверяем. Слайд 15. — Почему снова выбрали заглавные буквы? — Вспомните правило правописания имен людей.
— В сказках живут сказочные герои. У многих из них есть имена. Эти имена придумали писатели, их не встретишь у людей, но всё же это имена. — Из каких сказок эти герои? Слайд 16. — Посмотрите на следующий слайд. Прочитаем, что здесь написано. — С какой буквы написаны слова? Почему? — Ребята, а вы знаете кто они? — А какие сказки они сочинили, вы знаете? — Книгу про Буратино написал Алексей Толстой, а сказку про Айболита Корней Чуковский. — А кто из вас знает, какие ещё произведения они написали? Слайд 17. — Прочитаем , что здесь написано. — Почему написано с заглавной буквы? — А эти сказочники что написали? -Сказку про Дюймовочку написал датский писатель Ганс Христиан Андерсен, а сказку про Золушку французский сказочник Шарль Перро. -Посмотрите, ребята, на выставку книг у нас в классе. В этих книгах встречаются наши герои, загадки про которых мы сегодня с вами отгадывали, и не только, здесь, в этих книгах, живёт много сказочных героев, о которых, я думаю, вам захочется прочитать. — Запишите имя, отчество и фамилию одного из писателей. — Итак, как мы пишем имена, отчества и фамилии? Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы. Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.
— Мы познакомились с героями сказок. А где можно встретить всех героев сразу?
Слайд 18.
— Кто знает, что же означает слово «библиотека»? Обратимся к толковому словарю.
— Слово «библиотека» означает «книгохранилище». Значит, библиотека – дом, в котором хранятся книги. Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям. Ведь книга – лучший друг всех, кто любит читать.
Словарная работа. — Запишите слово библиотека, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. — Составьте с этим словом предложение.
-Послушайте стихотворение-шутку. Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё у них была Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка. А ещё два козла: Сивка да Бурка! — Что это за слова Мурка, Жучка, Буренка, Хохлатка? Слайд 19. – Вставим пропущенные буквы. — Какие буквы выберем? Почему? Слайд 20. — «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?
Учитель раздаёт карточки с заданием. — Соедините линиями кого, как надо назвать (соедините имя собственное с именем нарицательным).
— Как написаны клички животных? А названия животных?
Проверка. Слайд 21.
— Какой сделаем вывод? Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.
Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков и фотографий домашних животных. — Давайте посмотрим на выставку рисунков и фотографий домашних животных, которую вы подготовили. Представьте своих питомцев.
Учитель раздаёт карточки с заданием каждому учащемуся.
— Вспомните, когда пишется заглавная буква. Выберите нужную букву, подчеркните одной чертой. Самопроверка, самооценка. Слайд 22. — Оцените свои успехи. Если работа выполнена верно, нарисуйте красный кружок, если есть ошибка, нарисуйте жёлтый.
Слайд 23. — Дополните одну из фраз: Я узнал… Я понял… Мне было интересно… Мне было трудно…
Слайд24. — Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, поднимите красную карточку. — Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, поднимите синюю карточку. — Если Вы считаете, что было трудно на уроке, поднимите желтую карточку. — Очень приятно, что преобладают красные и синие карточки. Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.
— Спасибо за урок!
|
Приветствуют гостей, улыбаются. Улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются по местам.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения для пальчиков.
Отвечают на поставленные вопросы.
В тетради прописывают заглавную и строчную букву к.
Смотрят на доску, находят лишнюю букву.
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока.
Ученица читает стихотворение Е. Измайлова. Буква обычная Выросла вдруг, Выросла выше Всех букв-подруг… Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква У строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали Громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк! В букве большой – уважения знак.
Определяют цель урока.
Отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы.
Смотрят на записи.
Записывают слова в тетрадь.
Сверяют написанное с записью на слайде. Отвечают на вопрос.
Рассказывают правило правописания имён людей.
Отвечают на вопрос.
Смотрят на слайд, читают.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают выставку книг.
Записывают в тетрадь.
Отвечают на вопрос.
Учащиеся под музыку выполняют упражнения.
Отвечают на вопросы.
Ученик читает в словаре .
Записывают слово в тетрадь.
Составляют предложения.
Отвечают на вопрос.
Устно вставляют пропущенные буквы. Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос.
Учащиеся работают в паре по карточке.
Отвечают на вопросы.
Проверяют сделанное в карточке с записями на слайде.
Отвечают на вопрос.
Дети представляют своих питомцев.
Работают по карточке.
Оценивают свою работу.
Дополняют фразы.
Поднимают соответствующую карточку. |
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями и одноклассниками. Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня.
Познавательные: анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы. Работа по образцу. Коммуникативные: развитие внимания.
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ объектов. Коммуникативные: умение точно и полно высказывать свои мысли.
Коммуникативные: развитие внимания, развитие монологической и диалоговой речи. Познавательные: анализ и синтез, опора на уже известное, формирование знаково-символического действия. Регулятивные: самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы.
Коммуникативные: умение слушать и записывать содержание, развитие диалоговой и монологической речи. Познавательные: развитие логических умений, построение цепочки рассуждения.
Формирование навыков чтения, умение находить конкретные сведения, факты; умение ориентироваться в словарях.
Коммуникативные: умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Личностные:установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные: планирование деятельности; самооценка и самоконтроль выполняемой работы, формирование навыков работы по алгоритму.
Регулятивные: самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: формирование способов учебного сотрудничества. |