Дата:8.12.2014
Русский язык
Урок 66
Развитие речи. Сочинение по картине. | |
Педагогические цели | учить выражать свою мысль письменно и устно; способствовать развитию умений оформлять самостоятельно предложения на письме, анализировать текст, определять его главную мысль, тему текста, составлять рассказ по рисунку (работать в группе): рассматривать рисунок обсуждать тему текста, выбирать из предложенных названий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ, озаглавливать текст |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые | научатся составлять предложения, рассказ по картинке (рисунку), используя опорные слова, озаглавливать текст, делить его на части; приобретут умения строить полные ответы на вопросы, сообщения в устной |
Личностные | Осознают эстетические потребности и ценности; имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к живой природе |
Универсальные | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать, слышать и понимать собеседника, уважать его мнение |
Образовательные | презентация |
Ход урока
Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Мотивирование к учебной | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка | Проверка готовности к уроку. | Проверяют готовность к уроку. |
II. Постановка учебной задачи | Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | – Сегодня мы отправимся в картинную галерею, чтобы познакомиться с репродукцией картины А. С. Степанова «Лоси» и составить по ней коллективный рассказ. | Принимают учебную задачу, сформулиро- |
III.Актуализация знаний | СЛАЙДЫ 2-6 | — Послушайте стихотворение. Лось шагает по дубраве: Треск и шум стоит вокруг. Столько шума, чтобы знали: «Не стреляйте, я ваш друг!» В заповеднике сохатый Не боится никого. Он, конечно же, рогатый, Но рога-то для чего? По секрету между нами: Если кто-то нападет, Напугает он рогами И тихонечко уйдет. -Каким вы представили лося? (Большим, грозным с виду, но добрым.) Лоси — очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2, 3 м, длина хвоста 12-13 см; масса 360-600 кг. ЭТО чуть меньше, чем весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид — это травоядное животные, и сам ни на кого лось не нападет. — Откройте «Картинную галерею» учебника, найдите картину Александра Степановича Степанова «Лоси». | Беседа о лосе |
IV. Развитие речи | 1.О художнике СЛАЙДЫ 7-11 | А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств. В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.
| Слушают рассказ учителя |
| 2. Развитие речи. Коллективный рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» (упр. 191) СЛАЙД 11 | -Что изображено на картине? (Лоси вышли на поляну и увидели стог сена. Малыши едят сено, взрослые лоси их охраняют.) —Посмотрите на лосят. Какие они? (Маленькие, стройные, беззащитные. -Как думаете, почему взрослые лоси не едят? (Они охраняют малышей, прислушиваются.) — Посмотрите на лося-самца. Какой он? (Большой, сильный, с ветвистыми рогами.) — Прочитайте вопросы. Это небольшой план. Отвечая на вопросы, вы составите рассказ. — Ответьте на вопросы, пользуясь словами для справок. | Рассматривают Составляют рассказ, отвечая на вопросы |
| 3. Работа над сочинением СЛАЙДЫ 12-18 |
| Записывают предложения рассказа, используя опорные слова |
Физминутка | Осуществляют профилактику утомления |
| Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения). |
V. Рефлексия учебной деятельности | Обобщение на уроке сведений, оценивание | – Чем необычен и полезен был сегодняшний урок? – Какие знания помогли вам? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднения? Почему? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние |
VI.Домашнее задание |
| Подготовка к проекту «И в шутку и в серьез», индивидуальные карточки в тетрадях | Принимают учебное |