Дата:8.12.2014

Русский язык

Урок 66

Тема урока

Развитие речи. Сочинение по картине.

Педагогические цели

учить выражать свою мысль письменно и устно; способствовать развитию умений оформлять самостоятельно предложения на письме, анализировать текст, определять его главную мысль, тему текста, составлять рассказ по рисунку (работать в группе): рассматривать рисунок обсуждать тему текста, выбирать из предложенных названий более точное, составлять соответствующие рисунку предложения, располагать их в нужном порядке так, чтобы получился рассказ, озаглавливать текст

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

научатся составлять предложения, рассказ по картинке (рисунку), используя опорные слова, озаглавливать текст, делить его на части; приобретут умения строить полные ответы на вопросы, сообщения в устной
и письменной форме, обсуждать тему текста, озаглавливать текст (выделять его главную мысль), редактировать текст (устанавливать порядок предложений в тексте), определять эмоциональную окраску слов в соответствии с речевой ситуацией

Личностные
результаты

Осознают эстетические потребности и ценности; имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к живой природе

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Коммуникативные: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать, слышать и понимать собеседника, уважать его мнение

Образовательные
ресурсы

презентация

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1

2

3

4

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка

Проверка готовности к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

II. Постановка учебной задачи

Мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала

– Сегодня мы отправимся в картинную галерею, чтобы познакомиться с репродукцией картины А. С. Степанова «Лоси» и составить по ней коллективный рассказ.

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем

III.Актуализация знаний

СЛАЙДЫ 2-6

— Послушайте стихотворение.

Лось шагает по дубраве:

Треск и шум стоит вокруг.

Столько шума, чтобы знали:

«Не стреляйте, я ваш друг!»

В заповеднике сохатый

Не боится никого.

Он, конечно же, рогатый,

Но рога-то для чего?

По секрету между нами:

Если кто-то нападет,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет.

-Каким вы представили лося? (Большим, грозным с виду, но добрым.)

Лоси — очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2, 3 м, длина хвоста 12-13 см; масса 360-600 кг. ЭТО чуть меньше, чем весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид — это травоядное животные, и сам ни на кого лось не нападет.

— Откройте «Картинную галерею» учебника, найдите картину Александра Степановича Степанова «Лоси».

Беседа о лосе

IV. Развитие речи

1.О художнике

СЛАЙДЫ 7-11

А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств.
Степанов пользовался любовью своих коллег. Это был деликатный, добрый человек.

В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.
Незадолго до смерти Алексей Степанович Степанов уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах.

Слушают рассказ учителя

2. Развитие речи. Коллективный рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» (упр. 191)

СЛАЙД 11

-Что изображено на картине? (Лоси вышли на поляну и увидели стог сена. Малыши едят сено, взрослые лоси их охраняют.)

Посмотрите на лосят. Какие они? (Маленькие, стройные, беззащитные.

-Как думаете, почему взрослые лоси не едят? (Они охраняют малышей, прислушиваются.)

— Посмотрите на лося-самца. Какой он? (Большой, сильный, с ветвистыми рогами.)

— Прочитайте вопросы. Это небольшой план. Отвечая на вопросы, вы составите рассказ.

— Ответьте на вопросы, пользуясь словами для справок.

Рассматривают
репродукцию картины.

Составляют рассказ, отвечая на вопросы

3. Работа над сочинением

СЛАЙДЫ 12-18

Записывают предложения рассказа, используя опорные слова

Физминутка

Осуществляют профилактику утомления

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения).

V. Рефлексия учебной деятельности

Обобщение
полученных

на уроке сведений, оценивание

– Чем необычен и полезен был сегодняшний урок?

– Какие знания помогли вам?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднения? Почему?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние

VI.Домашнее задание

Подготовка к проекту «И в шутку и в серьез», индивидуальные карточки в тетрадях

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here