Урок грамоты в 1 классе
Арзямова Надежда Викторовна
учитель начальных классов
Тема:Звуки [х], [х‘]. Буквы Хх. «Хвост крокодила»
Цель: познакомить учащихся со звуками [х] и [х’], с буквами Хх; развивать умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах, читать слоги и слова с буквами Хх; совершенствовать технику чтения; обогащать словарный запас; развивать устную речь, память; воспитывать уважение к старшим и их труду.
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, наглядный материал, дидактический материал.
Наглядность: презентация, буквы, «буквенное» дерево, Даша-следопыт, Башмачок, Гном, Жулик, карточки с заданием, звуковые фишки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Дети: Всё на месте! Всё в порядке!
Книжки, ручки и тетрадки!
II. Настрой на урок.
— Вспомним наш девиз
— Глазки смотрят и все видят, ушки слушают и все слышат, голова хорошо думает.
III.Мотивация:
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.
— Послушайте музыку и назовите героя этого мультфильма. (Звучит музыка) Слайд 1.
— С Дашей-путешественницей и её другом Башмачком мы отправляемся за новыми знаниями.
Есть у Даши и Башмачка любимое буквенное дерево, под которым они любят играть в разные игры. Посмотрите на это дерево.
— Подул сильный ветер и все буквы осыпались вниз. Нужно вернуть буквы, которые мы выучили обратно на дерево.
— Вы увидели подсказку куда отправить буквы? Что обозначает этот значок? (Красный кубик обозначает гласные буквы, синий обозначает согласные буквы)
IV. Работа над изучением нового материала
— Посмотрите, какая-то буква запуталась в траве и не может выпутаться. Давайте ей поможем.
— Мы еще эту букву не изучали. Она любит напевать веселую песенку. Послушайте
Мне смешинка в рот попала,
Я весь день прохохотала:
— Ха-ха-ха да хи-хи-хи!
— Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
— Повторим хором эту песенку. Какие звуки любит эта буква? (Звуковой анализ ХА и ХИ)
-Ребята, что вы скажете, про эти звуки?
— Сделайте вывод: Буква Х обозначает два звука, согласный мягкий х, согласный твердый х.
Давайте послушаем звонкий или глухой согласный Х
Посмотрите на ленту букв, есть ли пара у этой буквы?
Вывод: Буква Х- согласная. Образует непарный, глухой звук. Может звучать твердо и мягко.
2. Упражнения по формированию умений выделять новый звук в словах:
— Даша предлагает игру, если вы слышите мягкий звук [х‘]хлопаем один раз, если твердый звук –топаем один раз.
Хомяк, халва, потеха, хитрость, хвоя, химик, хоккей, хищник, хлопушка, хирург.
— Вот беда! Пока мы играли, хитрый лис Жулик украл букву Х и унес в свой домик. Нужно выручать букву и вернуть ее на дерево.
— Кто же нам поможет дойти до домика? Конечно же Карта! Давайте вместе тихонько её позовем «Карта»! Слайд 2.
— Карта говорит, что от буквенного дерева нужно дойти до умного Гнома и по тропинке дойти до домика Жулика.
3. Физминутка «Шагаем на месте» Слайд 3.
— Добрый день, Гном. Пропусти нас, пожалуйста, мы должны догнать Жулика и спасти букву Х.
— Гном нас пропустит, если мы расскажем ему на что похожа буква Х и научимся ее писать!
Готовы?
X — забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка —
Ветру вольному подружка
Хорошо уметь читать,
Букву Х нам надо знать,
Хлеб, хлопушка, хоровод
Буква Х к себе зовёт
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь,
Хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь
3.Письмо букв Хх в прописи
— Гномик проводит конкурс на внимание. Перед вами лежат листочки. Задание – найти, обвести и посчитать все буквы Х. Кто справится с заданием поднимет листочки вверх.
— Молодцы. Понравилось Гному, как вы работаете. Пропускает нас дальше. В путь!
4. Работа с учебником
— Вот мы и добрались до дома хитрого Жулика.
— Любит Жулик, когда ему читают, вот поэтому и забрал с собой Х-хохотушку. Просит научить его читать слова с буквой Х. А в этом нам поможет Букварь. Открыли Букварь на страницe 83.
— Положили букварь правильно.
Чтение слов хором и индивидуально.
Жужжащее чтение
Чтение цепочкой
Хоровое чтение
— Прочитав слова, скажите как звучит новый звук в них?
-Прочитайте слова, в которых 1 слог, 2 слога.
5. Физминутка для глаз. Слайд 7.
Загадка. Звуковой анализ.
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят как о живом существе, называя его хлеб-кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб как самое дорогое богатство.
— Сделаем звуковой анализ слова.
Проверим по учебнику? С.83
6.Работа с текстом
— Кого мы видим на картинке? (крокодила)
-А вы знаете, для чего крокодилу нужен хвост?
-Сейчас мы узнаем!
Показательное чтение учителя
Проверка восприятия
Выборочное чтение
Выпиши слова с новой буквой(раздели на слоги, поставь ударение)
— Жулику очень понравилось как вы работали. Он вернул нам букву Х.
— Пора нам возвращаться к нашему дереву.
— Куда мы поселим нашу букву Х?
V. Рефлексия. Итог.
— Сегодня я узнал…. — С какими героями сегодня путешествовали?
— Мне был интересно…- С какими звуками познакомились на уроке?
— Маме расскажу… — Назовите букву, которой обозначаются эти звуки.
Слайд 8. Спасибо за урок!
Литература
1. А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова, Л.А. Миронова Букварь – К. : Грамота, 2012
2. Л.А. Миронова Поурочные планы по обучению грамоте (чтение) II семестр по букварю А.Н. Рудякова, Т.Я. Фроловой, Л.А. Мироновой Симферополь «ДИАЙПИ» 2012
3. Хаткина М.А. Азбука. — Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2007
4. Светлова И.Е. Завтра в школу/ ил. Е. Нитылкиной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006.
Ресурсы
www .solnet .ee
www .readik .ru
www .chmag .ru
www .allforchildren.ru