Урок русского языка в 1 классе.
Учитель: Коростелёва Мария Валерьевна
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: «Знакомство с буквой Щ, щ».
Цели:
— учить писать заглавную и строчную букву Щ, щ, сопоставлять элементы букв; формировать умение списывать с печатного и письменного образца текста;
— развивать фонематический слух; учить работать самостоятельно;
— воспитывать аккуратность, работоспособность.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайдовая презентация | ||
Организационный этап. | — В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!
|
|
| |
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы |
СЛАЙД 1. — Посмотрите, с чем мы сегодня будем работать. — Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний? — Что мы будем сегодня «открывать»? СЛАЙД 1/1 — Ребята, сегодня у нас в гостях будет один сказочный герой… А для того, чтобы узнать кто это вам нужно отгадать загадку. Уплетая калачи, – Что вы знаете о Емеле? (Лентяй.) СЛАЙД 2 – О чём мечтал он, лёжа на печи? – Сегодня нас ждёт встреча со сказкой. Прочитайте её название. («По щучьему велению».) СЛАЙД 3 Показ иллюстрации к сказке «По щучьему велению».
| Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы. Новый звук и новую букву и понять чем отличается новый звук от других звуков. Емеля.
|
| |
Актуализация знаний. | – Жил-был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха-мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. СЛАЙД 4 Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему. СЛАЙД 4 (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.) Мы сегодня открываем новый звук. А вот какой, вы узнаете из звуковой разминки. СЛАЙД 5/ 1,2,3,4 – Зачерпнул Емеля одним ведром – а там «..ука, ово.., ле.., ..епка» (запись на доске). – Какой звук надо добавить, чтобы получились слова? (Звук [щ’].) — Теперь назовём каждую картинку ещё раз. Какой общий звук есть в названии каждой картинки? ( [щ’]) 1. Артикуляционная зарядка. — Сформулируйте тему нашего урока. — Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться? – Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’]. – Произнесите звук несколько раз. Охарактеризуйте звук. Произнесите новый звук несколько раз и подумайте согласный он или гласный? Докажите. — А теперь произнесите его ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой? — Послушайте, как этот звук произнесу я. Скажите он твёрдый или мягкий? — Какие ощущения возникают у вас, когда вы произносите звук [щ’]? (шипит, значит шипящий) — Дайте полную характеристику новому звуку. (Согласный, глухой, мягкий). Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, мягкий. СЛАЙД 6 — Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)
— Кто знает, какой буквой записывается звук[щ’]? – На что похожа буква Щ? На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! Е. Тарлапан Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. В. Степанов СЛАЙД 7 —Назовите все слова на картинке, которые начинаются с буквы «щ». СЛАЙД 8 – Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу». – Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’]. Замените в словах первый звук на наш новый звук. Кепка – щепка, мука – щука, кит – щит, мель – щель, тётка – щётка, река – щека, венок – щенок. – Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.
|
|
| |
Физкультурная минутка | Песенка про букву «Щ» | Дети показывают движения. |
| |
Первичное усвоение новых знаний. |
– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «ящик»? (5.) – Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.) – Выполните звукобуквенный анализ слова «ящик». – Выполните звукобуквенный анализ слова « клещи». – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.) – Замените фишки в схемах слов буквами. – Разделите слова на слоги. Определите ударный слог. 4. Поиск слов в слове. – Найдите слово в слове «овощи». (Щи.) – Найдите слова в слове «товарищи». (Товар, ищи, щи.) – Какое слово повторилось? – Емеля проголодался. Давайте, ребята, сварим щи! У шипящей этой буквы Щи и борщ кипят в котлах. Сколько свёклы, сколько брюквы И капусты на столах! По С. Маршаку – О какой шипящей букве рассказала старуха-мать? Что вы о ней узнали? 6. Чтение слогов, слов и рассказа «Щенок». – Прочитайте слоги на стр. 132. – Прочитайте слова, которые были составлены из слогов. (чтение по цепочке) – Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка. (Такое слово одно – «щука».) – Сравните слоговой состав слов. Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог. – Прочитайте слова, в которых два слога. – Какое слово осталось непрочитанным? Почему? (Овощи, 3 слога.) – Приведите примеры овощей, в названии которых было бы 3 слога. (Помидор, картофель, огурец, баклажан и т. д.) – Прочитайте слова, где щ в начале, в середине, на конце. Чтение чистоговорки СЛАЙД — Щука предлагает вам задание. Прочитать чистоговорку. Ща-ща-ща – пой-ма-ли мы ле-ща. Щу-щу-щу – боль-но-го на-ве-щу. Ще-ще-ще – я хо-жу в пла-ще. Щи-щи-щи – мама ва-рит щи. Ащ-ащ-ащ – у ме-ня пор-вал-ся плащ. 3.Чтение рассказа «Щенок» – Вышел Емеля на улицу, а навстречу ему мальчик Митя идёт. В руках он держит маленькую собачку-детёныша. Как сказать по-другому? (Щенок.) – Расскажите, каким мог быть этот щенок. (Дети подбирают слова-признаки: маленький, хорошенький, забавный, игривый, добрый.) – Прочитайте рассказ «Щенок». Выразительное чтение. – Как вы понимаете выражение «собака бывает кусачей только от жизни собачей»? – Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к этим животным, зависит подчас их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда он вырастает взрослым псом, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется надеяться, что вы так никогда поступать не будете.
| Учебник стр. 132 Тетради в косую линию
|
| |
Физкультурная минутка | Музыкальная физминутка СЛАЙД |
|
| |
Первичная проверка понимания | 7. Работа со считалкой. СЛАЙД – У Емели в доме тоже живёт щенок. Вот прочитайте. (читает хорошо читающий ученик) Что щенок опять стащил? Щётку в угол утащил, Только грызть её не хочет, Щётка нос щенку щекочет. – Какие назначения могут быть у щёток? Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой – башмаки, Этой щёткой чищу брюки, Все три щётки мне нужны. – Емеля знает очень много считалок. Ребята, зачем нужны считалки? (Чтобы определить, кто водит в игре.) – Послушайте любимую считалку Емели и постарайтесь запомнить все слова с буквой Щ. Щуку тощую с реки Притащили рыбаки. Щука хищная страшней, Чем страшилище Кощей. Мы ей дали овощей И погуще жирных щей. Щука шлёпнула хвостом, Словно щёлкнула хлыстом, И таким ударом крепким Расщепила стол на щепки. Е. Ефимовский – Какие слова вы запомнили? 8. Работа в парах. Работа с карточками. Прочитай. Запомни слова с буквой «щ». Обведи в кружок все буквы «щ». У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдёт». -= Сколько слов с нашей новой буквой? (8) 9. Работа в прописях. Правила посадки. – Рассмотрите образец заглавной буквы Щ. Сравните печатные и письменные буквы Щ, щ. Чем они похожи, чем отличаются? – Из скольких элементов состоит буква? (Буква Щ состоит из четырех элементов.) – Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Щ. (Заглавную букву Щ начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.) – «Запишите» букву в воздухе; в тетради. – Какие слова пишутся с большой буквы? Прочитайте фамилию. (Щёкин.) – Какие фамилии на Щ вы еще знаете? (Щербаков и т. п.) – Напишите по образцу. – Сравните заглавные буквы Щ и Ш. Чем похоже их написание, чем отличается?
|
|
| |
Физкультурная минутка |
|
|
| |
Первичное закрепление |
Работа с образцом строчной буквы щ. – Доскажите словечко: У меня пропал носок, Утащил его… (щенок). – Щенок любит играть не только с мячом, но и со строчной буквой щ. Как вы думаете, почему? (Слово начинается с буквы щ.) – Рассмотрите образец строчной буквы щ. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? – Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы щ. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.) Написание элементов и буквы щ в прописи. – Прочитайте слова. (Щетка, щечка, щука, чаща.) – Сравните слова каждой строки. (Одинаковое число звуков, по два согласных и по два гласных звука, по два слога, одинаковый последний звук – звук [а]; все согласные глухие; первый согласный звук – мягкий; ударным является первый слог. Отличия: в слове чаща оба согласных звука мягкие, а в слове щука первый мягкий, а второй твердый; в слове чаща гласные звуки одинаковые, а в слове щука – разные; в слове щука буква а стоит после твердого согласного, а в слове чаща буква а стоит после мягкого согласного.) – Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Сколько раз повторилась буква щ в этом предложении? Подчеркните ее. Напишите это предложение по образцу. Показ слайда: памятник собаке. – Но человек тоже должен заботливо относиться к животным, ведь от нашего внимания подчас зависит их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда вырастает, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется верить, что вы так никогда поступать не будете. – Расскажите, каким может быть щенок? (Дети подбирают прилагательные: веселый, забавный, добрый, игривый.) – Составьте предложение с этим словом. Прочитайте предложение на странице в прописях. Сколько в нем слов? Назовите первое слово. Как оно написано? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу. – Подчеркните слоги, которые соответствуют схеме (на доске):
– Объясните, почему не подходят слоги ша, шу? (Звук [ш] всегда твердый.) – Вспомните слова, в которых есть буквосочетание ща, и запишите их. (Щавель, роща, пища, чаща, площадка.) – Вспомните слова, в которых есть буквосочетание щу, и запишите их. (Щука, щуренок, щурился, ищу, свищу.) Слоговой аукцион (на резервной странице прописей). Ро(ща), (щу)ка, ча(ща), и(щу), гру(щу), пи(ща), пи(щу), (щу)ренок.
|
|
| |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | – Придумайте слова с новым звуком. – Какой буквой он обозначается? – Вспомните, о чём мечтал Емеля, лёжа на печи? – Какие его мечты сбылись? (Вода сама приходит в дом – водопровод; машина или трактор перевозят грузы; мотоцикл или машина – средство передвижения женихов.)
|
|
| |
| Вывод: мечта может стать реальностью. Что для этого нужно? (Учиться.) – Чему вы научились сегодня? Выскажите свои впечатления об уроке.
|
|
|