Урок русского языка в 1 классе.

Учитель: Коростелёва Мария Валерьевна

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: «Знакомство с буквой Щ, щ».

Цели:

учить писать заглавную и строчную букву Щ, щ, сопоставлять элементы букв; формировать умение списывать с печатного и письменного образца текста;

— развивать фонематический слух; учить работать самостоятельно;

— воспитывать аккуратность, работоспособность.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайдовая презентация

Организационный этап.

— В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

  1. Побуждающий диалог – постановка проблемы.

СЛАЙД 1.

— Посмотрите, с чем мы сегодня будем работать.

— Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний?

— Что мы будем сегодня «открывать»?

СЛАЙД 1/1

— Ребята, сегодня у нас в гостях будет один сказочный герой…

А для того, чтобы узнать кто это вам нужно отгадать загадку.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

Что вы знаете о Емеле? (Лентяй.)

СЛАЙД 2

О чём мечтал он, лёжа на печи?

Сегодня нас ждёт встреча со сказкой. Прочитайте её название. («По щучьему велению».)

СЛАЙД 3

Показ иллюстрации к сказке «По щучьему велению».

Мы сегодня будем работать с новым звуком и новой буквой

Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.

Новый звук и новую букву и понять чем отличается новый звук от других звуков.

Емеля.

Актуализация знаний.

Жил-был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха-мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби.

СЛАЙД 4

Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему.

СЛАЙД 4

(Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.)

Мы сегодня открываем новый звук. А вот какой, вы узнаете из звуковой разминки.

СЛАЙД 5/ 1,2,3,4

Зачерпнул Емеля одним ведром – а там «..ука, ово.., ле.., ..епка» (запись на доске).

Какой звук надо добавить, чтобы получились слова? (Звук [щ’].)

Теперь назовём каждую картинку ещё раз. Какой общий звук есть в названии каждой картинки? ( [щ’])

1. Артикуляционная зарядка.

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’].

Произнесите звук несколько раз. Охарактеризуйте звук.

Произнесите новый звук несколько раз и подумайте согласный он или гласный? Докажите.

— А теперь произнесите его ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой?

— Послушайте, как этот звук произнесу я. Скажите он твёрдый или мягкий?

— Какие ощущения возникают у вас, когда вы произносите звук [щ’]? (шипит, значит шипящий)

— Дайте полную характеристику новому звуку. (Согласный, глухой, мягкий).

Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.

СЛАЙД 6

— Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)

  1. Знакомство с буквой.

— Кто знает, какой буквой записывается звук[щ’]?

На что похожа буква Щ?

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Е. Тарлапан

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

СЛАЙД 7

Назовите все слова на картинке, которые начинаются с буквы «щ».

СЛАЙД 8

Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».

Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’]. Замените в словах первый звук на наш новый звук.

Кепка – щепка, мука – щука, кит – щит, мель – щель, тётка – щётка, река – щека, венок – щенок.

Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.

Физкультурная минутка

Песенка про букву «Щ»

Дети показывают движения.

Первичное усвоение новых знаний.

  1. Работа с книгой. Звукобуквенный анализ слов «ящик», «клещи».

Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «ящик»? (5.)

Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.)

Выполните звукобуквенный анализ слова «ящик».

Выполните звукобуквенный анализ слова « клещи».

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.)

Замените фишки в схемах слов буквами.

Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.

4. Поиск слов в слове.

Найдите слово в слове «овощи». (Щи.)

Найдите слова в слове «товарищи». (Товар, ищи, щи.)

Какое слово повторилось?

Емеля проголодался. Давайте, ребята, сварим щи!

У шипящей этой буквы

Щи и борщ кипят в котлах.

Сколько свёклы, сколько брюквы

И капусты на столах!

По С. Маршаку

О какой шипящей букве рассказала старуха-мать? Что вы о ней узнали?

6. Чтение слогов, слов и рассказа «Щенок».

Прочитайте слоги на стр. 132.

Прочитайте слова, которые были составлены из слогов. (чтение по цепочке)

Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка. (Такое слово одно – «щука».)

Сравните слоговой состав слов. Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог.

Прочитайте слова, в которых два слога.

Какое слово осталось непрочитанным? Почему? (Овощи, 3 слога.)

Приведите примеры овощей, в названии которых было бы 3 слога. (Помидор, картофель, огурец, баклажан и т. д.)

Прочитайте слова, где щ в начале, в середине, на конце.

Чтение чистоговорки

СЛАЙД

— Щука предлагает вам задание. Прочитать чистоговорку.

Ща-ща-ща – пой-ма-ли мы ле-ща.

Щу-щу-щу – боль-но-го на-ве-щу.

Ще-ще-ще – я хо-жу в пла-ще.

Щи-щи-щи – мама ва-рит щи.

Ащ-ащ-ащ – у ме-ня пор-вал-ся плащ.

3.Чтение рассказа «Щенок»

Вышел Емеля на улицу, а навстречу ему мальчик Митя идёт. В руках он держит маленькую собачку-детёныша. Как сказать по-другому? (Щенок.)

Расскажите, каким мог быть этот щенок. (Дети подбирают слова-признаки: маленький, хорошенький, забавный, игривый, добрый.)

Прочитайте рассказ «Щенок».

Выразительное чтение.

Как вы понимаете выражение «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?

Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к этим животным, зависит подчас их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда он вырастает взрослым псом, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется надеяться, что вы так никогда поступать не будете.

Учебник стр. 132

Тетради в косую линию

Физкультурная минутка

Музыкальная физминутка

СЛАЙД

 Первичная проверка понимания

7. Работа со считалкой.

СЛАЙД

У Емели в доме тоже живёт щенок. Вот прочитайте. (читает хорошо читающий ученик)

Что щенок опять стащил?

Щётку в угол утащил,

Только грызть её не хочет,

Щётка нос щенку щекочет.

Какие назначения могут быть у щёток?

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Емеля знает очень много считалок. Ребята, зачем нужны считалки? (Чтобы определить, кто водит в игре.)

Послушайте любимую считалку Емели и постарайтесь запомнить все слова с буквой Щ.

Щуку тощую с реки

Притащили рыбаки.

Щука хищная страшней,

Чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей

И погуще жирных щей.

Щука шлёпнула хвостом,

Словно щёлкнула хлыстом,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

Е. Ефимовский

Какие слова вы запомнили?

8. Работа в парах.

Работа с карточками.

Прочитай. Запомни слова с буквой «щ». Обведи в кружок все буквы «щ».

У щенка болит щека. Щенок воет. Щегол щебечет: «Положите щенка на щебень и щекочите, пока не пройдёт».

-= Сколько слов с нашей новой буквой? (8)

9. Работа в прописях. Правила посадки.

Рассмотрите образец заглавной буквы Щ. Сравните печатные и письменные буквы Щ, щ. Чем они похожи, чем отличаются?

Из скольких элементов состоит буква? (Буква Щ состоит из четырех элементов.)

Расскажите о направлении движения руки при написании буквы Щ. (Заглавную букву Щ начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

«Запишите» букву в воздухе; в тетради.

Какие слова пишутся с большой буквы? Прочитайте фамилию. (Щёкин.)

Какие фамилии на Щ вы еще знаете? (Щербаков и т. п.)

Напишите по образцу.

Сравните заглавные буквы Щ и Ш. Чем похоже их написание, чем отличается?

Физкультурная минутка

Первичное закрепление

Работа с образцом строчной буквы щ.

Доскажите словечко:

У меня пропал носок,

Утащил его… (щенок).

Щенок любит играть не только с мячом, но и со строчной буквой щ. Как вы думаете, почему? (Слово начинается с буквы щ.)

Рассмотрите образец строчной буквы щ. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

Расскажите о направлении движения руки при написании строчной буквы щ. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.

Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

Написание элементов и буквы щ в прописи.

Прочитайте слова. (Щетка, щечка, щука, чаща.)

Сравните слова каждой строки. (Одинаковое число звуков, по два согласных и по два гласных звука, по два слога, одинаковый последний звук – звук [а]; все согласные глухие; первый согласный звук – мягкий; ударным является первый слог. Отличия: в слове чаща оба согласных звука мягкие, а в слове щука первый мягкий, а второй твердый; в слове чаща гласные звуки одинаковые, а в слове щука – разные; в слове щука буква а стоит после твердого согласного, а в слове чаща буква а стоит после мягкого согласного.)

Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Сколько раз повторилась буква щ в этом предложении? Подчеркните ее. Напишите это предложение по образцу.

Показ слайда: памятник собаке.

Но человек тоже должен заботливо относиться к животным, ведь от нашего внимания подчас зависит их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда вырастает, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется верить, что вы так никогда поступать не будете.

Расскажите, каким может быть щенок? (Дети подбирают прилагательные: веселый, забавный, добрый, игривый.)

Составьте предложение с этим словом. Прочитайте предложение на странице в прописях. Сколько в нем слов? Назовите первое слово. Как оно написано? Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу.

Подчеркните слоги, которые соответствуют схеме (на доске):

з

к

Объясните, почему не подходят слоги ша, шу? (Звук [ш] всегда твердый.)

Вспомните слова, в которых есть буквосочетание ща, и запишите их. (Щавель, роща, пища, чаща, площадка.)

Вспомните слова, в которых есть буквосочетание щу, и запишите их. (Щука, щуренок, щурился, ищу, свищу.)

Слоговой аукцион (на резервной странице прописей).

Ро(ща), (щу)ка, ча(ща), и(щу), гру(щу), пи(ща), пи(щу), (щу)ренок.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Придумайте слова с новым звуком.

Какой буквой он обозначается?

Вспомните, о чём мечтал Емеля, лёжа на печи?

Какие его мечты сбылись? (Вода сама приходит в дом – водопровод; машина или трактор перевозят грузы; мотоцикл или машина – средство передвижения женихов.)

Вывод: мечта может стать реальностью. Что для этого нужно? (Учиться.)

Чему вы научились сегодня?

Выскажите свои впечатления об уроке.
Мне понравилось…
мне запомнилось…
было трудно…
было легко…
самое интересное…
я узнал…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here