Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России».

Составила: Решанова Т.Н. учитель МОУ «ООШ №7», город Чусовой, Пермский край.

Тема: Звук [ж], буквы Жж.

Цель: познакомить с новыми буквами и звуком, который они обозначают;

уметь читать слоги и слова с этими буквами;

Оборудование: печатные буквы, слоговая таблица, записи на доске, божьи коровки, картина дерева.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Прозвенел звонок у нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Сели ровно, спинки прямо.

Вижу, класс наш, хоть куда.

  1. Актуализация изученных знаний.

1)Чтение букв звуками.

А О У Я Ы

— Какая буква лишняя? (я)

-Что знаете о букве я?

Н М П Б В

— Какая буква лишняя? (п)

— Почему?

П Р Г Д Т С Ч

— Какая буква лишняя? (ч)

— Почему? Какое правило знаете с это буквой?

К Т И Е Ь З

— Какая буква лишняя? Буква ь не имеет звука и служит для обозначения мягкости согласных.

2) Чтение слогов.

Таблица со слогами на доске.

ша

шо

шу

ши

ше

3) Чтение слогов. Игра «Доскажи словечко.»

Ша-ша-ша — мама моет (малыша)

Шу-шу-шу — я письмо тебе (пишу)

Аш- аш-аш – у Ирины (карандаш)

-Какой звук повторяется чаще. Охарактеризуйте его. (твёрдый, глухой согласный звук)

4) Упражнение в развитие орфографической зоркости.

Под полом, под полом

Шевелит своим хвостом.

В щели глядится,

Вылезти боится. (мышь – мыши)

Я бываю разная:

Чёрная и красная,

Грузовая, легковая –

Кто же я такая? (машина)

Плосконькая досочка,

По краям обшивочка,

А в середине дырочка,

Всё услышу. (ухо — уши)

— Учитель вывешивает слова МЫШИ, МАШИНА, УШИ.

— Чем похожи все эти слова? (слова со слогом ши).

— Кто повторит правило?

Разминка для глаз.

  1. Изучение нового материала.

  1. Выделение нового звука, его характеристика.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

— Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

— Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

— О ком это стихотворение? (жук)

— Давайте составим схему этого слова.

— В каком месте слова находится звук [ж]?

2) Знакомство с новой буквой.

— Кто покажет букву, которая обозначает это звук?

— Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.

Показ буквы ж.

— На кого похожа эта буква? (на жука)

— Почему две буквы ж.

— Для чего нужна заглавная буква?

  1. Построение буквы ж на листочках.

Построение буквы из листочка бумаги способом вырывания кусочков.

Стихотворение про букву ж.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –

(туловище влево, вправо)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и улетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться.)

  1. Упражнения в чтении с новым звуком, буквой.

  1. Слоговое чтение со звуком [ж].

жа жо жи жу же

— Что заметили при чтении? (Звук [ж] произносится всегда твёрдо.)

2) Чтение слогов, текстов.

Для нечитающих детей.

жало лужок Жанна

ужалила жалко Алик

Вот лужок. Там жуки и осы. Жуки: Ж-ж-ж! У осы жало. Оса ужалила Жанну. Алику жалко Жанну.

— Что общего в произношении этих звуков? (оба твёрдые)

— Чем отличаются? (Один звук звонкий, другой — глухой.)

Вывод: звук [ж] всегда твёрдый, звонкий.

Для читающих детей.

Жук упал ждёт он кто ему поможет и встать не может

  1. Итог.

Хорошо читающий ребёнок читает отрывок из сказки «Дюймовочка».(встеча с жуком).

— Из какой сказки строчки?

— Мы сейчас попробуем наше дерево населить жучками.

— Как называются жучки, которые лежат у вас на партах? (божьи коровки)

— Послушайте слово БОЖЬИ, что услышали? В каком месте слова стоит этот звук?

— Нарисуйте такое количество точек на спинке у жуков, как вы оцениваете свою работу на уроке:

5 – отлично

4 – хорошо

3 – могу лучше

2 – я не понравился себе на уроке.

Использованные материалы.

  1. Учебник «Русская Азбука», Москва, «Просвещение», 2010 г.

  2. Поурочные планы «Обучение грамоте (чтение)», 1 класс, Волгоград, 2004 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here