Предмет: Литературное чтение

Класс 1

Урок №49

Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна

МБОУ ООШ №37 х.Трудобеликовский, Красноармейский район.

Тема: Знакомство с буквой Ж(ж)

Задача: Знакомить учащихся с буквами Жж, звуком ж.

Планируемый результат:

  1. Предметные. Дети научатся различать звук /ж/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Ж,ж.

  2. Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).

  3. Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.

Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Ж,ж, предметные картинки для определения позиции звука/ж/ в слове, «Печатный алфавит»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности (самоопределение)

Звенит звонок — начинается урок.

Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек.

Актуализация знаний.

Отгадайте загадки :

1

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

Разделим слово на слоги

Что скажете?

Позовем журавля,,, вывод

2

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я – ж- ж – не ж — железный, я ж — же – ж – …

Разделим слово на слоги

Что скажете?

Позовем жука.. вывод

3.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями —

Листьями деревьев.

Разделим слово на слоги

Что скажете?

Позовем жирафа… вывод

Рефлексирование индивидуального затруднения

журавль

жу-равль (прохлопывают)

слово двухсложное

ударный гласный /а/

жук

жук (прохлопывают)

слово односложное

жираф

жи-раф (прохлопывают)

слово двухсложное

ударный гласный /а/

Выявление места и причины затруднения

Какой одинаковый звук услышали во всех словах? (слайд №1)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А чему нам предстоит научиться?

Я « хочу»

Во всех словах услышали звук /ж/

Звук /ж/, буква Ж,ж

Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается.

Построение проекта выхода из затруднения

Методические игры.

  1. Фонематическая зарядка.

Как жужжит шмель?

  1. Кто внимательный?

Назовите имя девочки по первым звукам (слайд №2)

  1. Определи позицию звука /ж/ в слове.

Назовите слова, где спрятался звук /ж/?

( Слайд №3)

  1. Кто больше?

Назовите свои слова со звуком /Ж/

Я «могу»

Хором: ж-ж-ж-ж…

Жанна

Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют. В слове жаба /ж/ в начале слова, в слове лыжница — в середине, в слове ёж — в конце слова.

Приводят примеры слов

Реализация построенного проекта.

Характеристика звука /ж/

(работа проводится по алгоритму)

Методические игры.

  1. «Исследователи»

(работают зрительные и чувствительные анализаторы)

Произнесите звук /ж/.

Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат.

Что увидели?

Что почувствовали?

Сделайте вывод

  1. Твердый или мягкий?

Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /ж/? Почему?

В каких случаях согласные произносим твердо ?

Произнесем слоги слияния.

В каких случаях согласные произносим мягко?

Произнесем слоги слияния.

Что услышали?

  1. Звонкий или глухой?

(работает слуховой анализатор)

Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости?

Как определить звонкий или глухой согласный?

Произнесите /ж/ сначала с голосом, затем прошепчите.

Сделайте вывод.

В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /ж/ на ленте букв? (открывается буква Ж)

  1. На что похожа буква Ж.ж?

Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы …

Какой буквой обозначим звук /ж/?

(показ буквы Ж,ж)

На что похожа буква?

Отыщите букву Же в Алфавите.

Какая она гласная или согласная?

Формы работы

Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.

Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, на кончике язычка чувствуется легкое щекотание.

/Ж/ произносится с препятствием, значит он согласный.

Синий .

Во всех словах он звучал твердо.

Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э.

Называют слоги жа.жо,жу.ж/ы/,жэ, выставляют модели слогов.

Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е

Называют слоги

/ж/ звучит всегда твердо.

Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса — шепчем.

Произносят /ж/,/ш/

Произносится с голосом, значит — звонкий. Выбирают звукарик в колокольчике.

В верхнем ряду, ряду звонких согласных.

Видим, пишем.

Жэ.

Варианты ответов: жук, снежинка, буква Ка и т.д.

Показывают букву в таблице «Печатный алфавит»

Жэ — согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /ж/

Первичное закрепление

Что мы узнали о звуке /ж /?

Физминутка.

Котята

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Проговаривание во внешней речи, «почему»

/ж/ — согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; всегда твердый.

Повторяют хором, показывают движения стоя.

Самостоятельная работа

Работа с учебником с. 122.

Составление моделей слов лыжи, пирожок

Упражнение в чтении.

Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу

читают слоги хором, затем по цепочке.

читают слова хором, затем по цепочке.

Включение в систему знаний и повторений

Для чего надо знать звук /ж / и букву Жэ?

Работа с учебником с.123 Дидактические игры «Соображалки», «Слово в слове»

Чтение сказки «Жаба и жук»

Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания

Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Жэ

Работают в парах.

Читают хорошо читающие дети.

Рефлексия

Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились — синюю.

Предмет: Литературное чтение

Класс 1

Урок №44

Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна

МБОУ ООШ №37 х.Крикуна, Красноармейский район.

Тема: Знакомство с буквой Д(д)

Планируемый результат:

  1. Предметные. Дети научатся различать звук /д/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Д,д.

  2. Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).

  3. Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.

Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Д,д, предметные картинки для определения позиции звука/д/ в слове, «Печатный алфавит», наборы предметных картинок (дом, дерево, деревня, дельфин, дятел, дикобраз, двойка, дом, печь, дупло), дидактическая игра «Поезд»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности (самоопределение)

Прозвенел звонок — начался урок.

Спина прямая — садитесь правильно, друзья!

Если хочешь, что сказать, или выйти, или встать —

Надо руку поднимать!

Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек.

Актуализация знаний.

На доске зрительный ряд :

  1. дерево

  2. дом

  3. деревня

Назовите предметы.

Рефлексирование индивидуального затруднения

Называют: дерево, дом, деревня

Выявление места и причины затруднения

Какой звук услышали в начале каждого слова?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

А чему нам предстоит научиться?

Что общего у дерева, дома, деревни?

Я « хочу»

Во всех словах услышали звук /д/

Звук /д/, буква Д,д

Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается.

(В деревне дома, дома из дерева, деревня из деревянных домов)

Построение проекта выхода из затруднения

Методические игры.

  1. «Лишняя буква»

На доске лента букв:

а, о, и, б, у, е, ы

Какая буква лишняя, почему?

Что мы знаем о гласных звуках?

Что мы знаем о согласных звуках?

  1. «Делим отгадки на слоги»

(слова отгадки делим на слоги, выделяем ударный слог, гласную)

В ходе работы вывешиваются картинки к отгадкам.

1

Кто в беретке ярко красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит

Все по дереву стучит?

2

У какого животного мозг похож на человеческий?

3

Ёжик вырос в десять раз,

Получился ….

4

Неживая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

Какой среди предметов лишний? Почему?

3. Фонематическая зарядка.

Как звенит колокольчик?

Как звучит дудочка?

С каким звуком выпрыгивает пружинка?

Я «могу»

Ответы : б — лишняя, она согласная, остальные буквы гласные.

Гласные звуки произносим без препятствий, можем пропеть.

Согласные звуки произносим с препятствием, они согласны рычать, свистеть, шипеть, шептать, реветь, шуметь.

Дя-тел (слово двусложное, ударный звук /а/, буква я)

Дель-фин (слово двусложное, ударный звук /э/, буква е)

Ди-ко-браз (слово трехсложное, ударный звук /а/, буква а)

До-ро-га (слово трехсложное, ударный звук /о/, буква о)

Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют, что лишнее слово дорога, т.к. оно обозначает неживой предмет, а все остальные слова — животных.

Динь-динь…

Ду-ду-ду…

Дзинь…

Реализация построенного проекта.

Характеристика звука /д/

(работа проводится по алгоритму)

Методические игры.

  1. «Исследователи»

(работают зрительные и чувствительные анализаторы)

Произнесите /д-д-д-д-д-/.

Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат.

Что увидели?

Что почувствовали?

Сделайте вывод.

  1. «Твердый или мягкий?»

Произнесите еще раз слова: дятел, дрозд, дельфин, дорога

Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /д/? Почему?

В каких случаях согласные произносим твердо ?

В каких случаях согласные произносим мягко?

Произнесем слоги слияния.

Что услышали?

  1. «Звонкий или глухой?»

(работает слуховой анализатор)

Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости?

Как определить звонкий или глухой согласный?

Произнесите /д/ сначала с голосом, затем прошепчите.

Сделайте вывод.

В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /д/ звонкий на ленте букв?

(открывается буква д)

  1. «Кто внимательный»

Дети слушают слова со звуками /д,д/

Садовник, Денис, звезда, Дюймовочка, дудочка, друг, орден, ударник, дережер.

  1. «На что похожа буква Д,д?»

Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы …

Какой буквой обозначим звуки /д,д/?

(показываю букву Д,д)

На что похожа буква?

(появляются картинки с буквой д)

Отыщите букву Дэ в Алфавите.

Какая она гласная или согласная?

Формы работы

Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.

Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, кончик язычка касается зубов.

/д/ произносится с препятствием, значит он согласный.

Синий .

В словах дрозд, дорога он звучал твердо.

Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э.

Зеленый

В словах дятел, дельфин звучал мягко.

Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е

Называют слоги

/д/ звучит и мягко, и твердо.

Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса — шепчем.

Произносят /д/,/т/

Произносится с голосом, значит /д/ — звонкий. Выбирают звукарики в колокольчиках.

В верхнем ряду, ряду звонких согласных.

Если слышат мягкий д — поднимают зеленую сигнальную карточку, если д — твердый — синюю.

Видим, пишем.

Дэ.

Варианты ответов: ворота, домик и т.д

Показывают букву в таблице «Печатный алфавит»

Дэ — согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /д/

Первичное закрепление

Что мы узнали о звуке /д /?

Музыкальная физминутка.

«Утренняя зарядка»

Проговаривание во внешней речи, «почему»

/д/ — согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; в словах может звучать твердо и мягко.

Показывают движения стоя.

Самостоятельная работа

Работа с учебником с.98-99

Составление моделей слов душ, дятел

Упражнение в чтении слогов

  1. «Игра паровозик», слов, предложений.

Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу

Выставляют звуковые модели слов

читают слоги хором, затем по цепочке.

читают слова хором, затем по цепочке.

Включение в систему знаний и повторений

Для чего надо знать звуки /д,д / и букву Дэ?

Индивидуальная работа со слабоуспевающими. На доске крепятся ряд букв, среди них заглавная и строчная Д.д Задача ребенка их отыскать.

  1. «Буква спряталась» кабинете (в цветах, на телевизоре, на шкафах, дверях и т.п.) прячутся буквы Д,д Задача детей их все отыскать.

Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания

Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Дэ

Работает у доски.

Работает весь класс

Рефлексия

Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились — синюю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here