Предмет: Литературное чтение
Класс 1
Урок №49
Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна
МБОУ ООШ №37 х.Трудобеликовский, Красноармейский район.
Тема: Знакомство с буквой Ж(ж)
Задача: Знакомить учащихся с буквами Жж, звуком ж.
Планируемый результат:
-
Предметные. Дети научатся различать звук /ж/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Ж,ж.
-
Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).
-
Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.
Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Ж,ж, предметные картинки для определения позиции звука/ж/ в слове, «Печатный алфавит»
Ход урока
Деятельность учащихся | |
Мотивация учебной деятельности (самоопределение) Звенит звонок — начинается урок.
|
Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек. |
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки : 1 Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. Разделим слово на слоги Что скажете? Позовем журавля,,, вывод 2 Его поймал я на цветке, Зажал, как следует в руке. Жужжит он: «Попрошу без рук, Я – ж- ж – не ж — железный, я ж — же – ж – … Разделим слово на слоги Что скажете? Позовем жука.. вывод 3. Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. Разделим слово на слоги Что скажете? Позовем жирафа… вывод
| Рефлексирование индивидуального затруднения
журавль жу-равль (прохлопывают) слово двухсложное ударный гласный /а/
жук жук (прохлопывают)
слово односложное
жираф жи-раф (прохлопывают) слово двухсложное ударный гласный /а/ |
Выявление места и причины затруднения Какой одинаковый звук услышали во всех словах? (слайд №1) Сформулируйте тему сегодняшнего урока. А чему нам предстоит научиться? | Я « хочу» Во всех словах услышали звук /ж/
Звук /ж/, буква Ж,ж Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается. |
Построение проекта выхода из затруднения Методические игры.
Как жужжит шмель?
Назовите имя девочки по первым звукам (слайд №2)
Назовите слова, где спрятался звук /ж/? ( Слайд №3)
Назовите свои слова со звуком /Ж/ | Я «могу»
Хором: ж-ж-ж-ж…
Жанна
Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют. В слове жаба /ж/ в начале слова, в слове лыжница — в середине, в слове ёж — в конце слова. Приводят примеры слов |
Реализация построенного проекта. Характеристика звука /ж/ (работа проводится по алгоритму) Методические игры.
(работают зрительные и чувствительные анализаторы) Произнесите звук /ж/. Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат. Что увидели? Что почувствовали?
Сделайте вывод
Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /ж/? Почему? В каких случаях согласные произносим твердо ?
Произнесем слоги слияния.
В каких случаях согласные произносим мягко?
Произнесем слоги слияния. Что услышали?
(работает слуховой анализатор) Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости? Как определить звонкий или глухой согласный? Произнесите /ж/ сначала с голосом, затем прошепчите. Сделайте вывод. В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /ж/ на ленте букв? (открывается буква Ж)
Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы … Какой буквой обозначим звук /ж/? (показ буквы Ж,ж) На что похожа буква? Отыщите букву Же в Алфавите.
Какая она гласная или согласная? | Формы работы
Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.
Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, на кончике язычка чувствуется легкое щекотание.
/Ж/ произносится с препятствием, значит он согласный.
Синий . Во всех словах он звучал твердо. Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э. Называют слоги жа.жо,жу.ж/ы/,жэ, выставляют модели слогов. Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е Называют слоги /ж/ звучит всегда твердо.
Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса — шепчем. Произносят /ж/,/ш/ Произносится с голосом, значит — звонкий. Выбирают звукарик в колокольчике. В верхнем ряду, ряду звонких согласных.
Видим, пишем. Жэ. Варианты ответов: жук, снежинка, буква Ка и т.д. Показывают букву в таблице «Печатный алфавит» Жэ — согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /ж/ |
Первичное закрепление Что мы узнали о звуке /ж /?
Физминутка. Котята Все котятки мыли лапки: Вот так, вот так! Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так, вот так! А потом они устали, Сладко, сладко засыпали: Вот так, вот так! | Проговаривание во внешней речи, «почему» /ж/ — согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; всегда твердый.
Повторяют хором, показывают движения стоя. |
Самостоятельная работа
Работа с учебником с. 122. Составление моделей слов лыжи, пирожок Упражнение в чтении. | Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу
читают слоги хором, затем по цепочке. читают слова хором, затем по цепочке. |
Включение в систему знаний и повторений
Для чего надо знать звук /ж / и букву Жэ?
Работа с учебником с.123 Дидактические игры «Соображалки», «Слово в слове» Чтение сказки «Жаба и жук» | Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Жэ
Работают в парах.
Читают хорошо читающие дети. |
Рефлексия Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились — синюю.
|
|
Предмет: Литературное чтение
Класс 1
Урок №44
Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна
МБОУ ООШ №37 х.Крикуна, Красноармейский район.
Тема: Знакомство с буквой Д(д)
Планируемый результат:
-
Предметные. Дети научатся различать звук /д/ в слоге, слове, потоке речи; правильно произносить, определять позицию звука в слове; давать характеристику звука , обозначать его буквами Д,д.
-
Метапредметные. Способствовать развитию фонематического слуха, слогового чтения, связной речи, образному мышлению и элементам анализа на основе сравнения; умению сотрудничать с учителем, учащимися, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, сопоставлять результат своей работы с образцом (схемы звуков и модели слов).
-
Личностные. Способствовать развитию ситуации успешности, устойчивой положительной учебной мотивации.
Оборудование : Букварь ( авт.Л.Е.Журова), зеркальце, сигнальные карточки (голубого и синего цвета), пособие «звукарики», звуковые модели, лента букв, буквы гласные, буква Д,д, предметные картинки для определения позиции звука/д/ в слове, «Печатный алфавит», наборы предметных картинок (дом, дерево, деревня, дельфин, дятел, дикобраз, двойка, дом, печь, дупло), дидактическая игра «Поезд»
Ход урока
Деятельность учащихся | |
Мотивация учебной деятельности (самоопределение) Прозвенел звонок — начался урок. Спина прямая — садитесь правильно, друзья! Если хочешь, что сказать, или выйти, или встать — Надо руку поднимать!
|
Хоровое повторение, проверяют готовность букваря, сигнальных карточек. |
Актуализация знаний. На доске зрительный ряд :
Назовите предметы. | Рефлексирование индивидуального затруднения
Называют: дерево, дом, деревня |
Выявление места и причины затруднения Какой звук услышали в начале каждого слова? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. А чему нам предстоит научиться?
Что общего у дерева, дома, деревни? | Я « хочу»
Во всех словах услышали звук /д/
Звук /д/, буква Д,д Будем учиться слушать и произносить звук /ж/, узнаем какой буквой он обозначается. (В деревне дома, дома из дерева, деревня из деревянных домов) |
Построение проекта выхода из затруднения Методические игры.
На доске лента букв: а, о, и, б, у, е, ы Какая буква лишняя, почему? Что мы знаем о гласных звуках?
Что мы знаем о согласных звуках?
(слова отгадки делим на слоги, выделяем ударный слог, гласную) В ходе работы вывешиваются картинки к отгадкам. 1 Кто в беретке ярко красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит Все по дереву стучит? 2 У какого животного мозг похож на человеческий? 3 Ёжик вырос в десять раз, Получился …. 4 Неживая, а идет, Неподвижна, а ведет.
Какой среди предметов лишний? Почему?
3. Фонематическая зарядка. Как звенит колокольчик? Как звучит дудочка? С каким звуком выпрыгивает пружинка? | Я «могу»
Ответы : б — лишняя, она согласная, остальные буквы гласные. Гласные звуки произносим без препятствий, можем пропеть. Согласные звуки произносим с препятствием, они согласны рычать, свистеть, шипеть, шептать, реветь, шуметь.
Дя-тел (слово двусложное, ударный звук /а/, буква я)
Дель-фин (слово двусложное, ударный звук /э/, буква е)
Ди-ко-браз (слово трехсложное, ударный звук /а/, буква а)
До-ро-га (слово трехсложное, ударный звук /о/, буква о) Рассматривают предметные картинки, называют слова, определяют, что лишнее слово дорога, т.к. оно обозначает неживой предмет, а все остальные слова — животных.
Динь-динь… Ду-ду-ду… Дзинь… |
Реализация построенного проекта. Характеристика звука /д/ (работа проводится по алгоритму) Методические игры.
(работают зрительные и чувствительные анализаторы) Произнесите /д-д-д-д-д-/. Посмотрите, как работает ваш речевой аппарат. Что увидели? Что почувствовали?
Сделайте вывод.
Произнесите еще раз слова: дятел, дрозд, дельфин, дорога Какой выберем «звукарик» для обозначения твердости/мягкости /д/? Почему?
В каких случаях согласные произносим твердо ?
В каких случаях согласные произносим мягко?
Произнесем слоги слияния. Что услышали?
(работает слуховой анализатор) Какой выберем звукарик для обозначения звонкости/глухости? Как определить звонкий или глухой согласный?
Произнесите /д/ сначала с голосом, затем прошепчите. Сделайте вывод. В каком ряду будет располагаться, буква , обозначающая /д/ звонкий на ленте букв?
(открывается буква д)
Дети слушают слова со звуками /д,д/ Садовник, Денис, звезда, Дюймовочка, дудочка, друг, орден, ударник, дережер.
Продолжите предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы … Какой буквой обозначим звуки /д,д/? (показываю букву Д,д) На что похожа буква? (появляются картинки с буквой д) Отыщите букву Дэ в Алфавите.
Какая она гласная или согласная? | Формы работы
Дети следят в зеркальце за работой речевого аппарата.
Губы растягиваются, образуя щель, зубы, тоже образуют щель, язык слегка приподнялся, кончик язычка касается зубов.
/д/ произносится с препятствием, значит он согласный.
Синий . В словах дрозд, дорога он звучал твердо. Согласные произносим твердо, если после них следуют гласные верхнего ряда : а,о,у,ы,э. Зеленый В словах дятел, дельфин звучал мягко. Согласные произносим мягко, если после них следуют гласные нижнего ряда : я,ё,ю,и,е Называют слоги /д/ звучит и мягко, и твердо.
Звонкие согласные произносятся с голосом, глухие без голоса — шепчем. Произносят /д/,/т/
Произносится с голосом, значит /д/ — звонкий. Выбирают звукарики в колокольчиках. В верхнем ряду, ряду звонких согласных.
Если слышат мягкий д — поднимают зеленую сигнальную карточку, если д — твердый — синюю.
Видим, пишем. Дэ.
Варианты ответов: ворота, домик и т.д Показывают букву в таблице «Печатный алфавит» Дэ — согласная буква. Т.к., обозначает согласный звук /д/ |
Первичное закрепление Что мы узнали о звуке /д /?
Музыкальная физминутка. «Утренняя зарядка» | Проговаривание во внешней речи, «почему» /д/ — согласный, т.к. произносится с препятствием; звонкий, т.к. произносится с голосом; в словах может звучать твердо и мягко.
Показывают движения стоя. |
Самостоятельная работа Работа с учебником с.98-99 Составление моделей слов душ, дятел Упражнение в чтении слогов
| Проверка по эталону, алгоритму, схеме, правилу Выставляют звуковые модели слов читают слоги хором, затем по цепочке. читают слова хором, затем по цепочке. |
Включение в систему знаний и повторений
Для чего надо знать звуки /д,д / и букву Дэ?
Индивидуальная работа со слабоуспевающими. На доске крепятся ряд букв, среди них заглавная и строчная Д.д Задача ребенка их отыскать.
| Я в начале урока и я в конце урока, где мне пригодятся эти знания Слышать, произносить, уметь читать и писать слова с Дэ
Работает у доски. Работает весь класс |
Рефлексия Если вы хорошо сегодня поработали, поднимите зеленую карточку, если вы ленились — синюю.
|
|