МБОУСОШ№17городского округа город Камышин Волгоградской области
Урок обучения грамоте в 1 (коррекционном) классе
Тема урока: «Звук[Л] ,буквы Л, л. Чтение слогов и слов с этой буквой.»
Подготовила и провела учитель начальных классов
Перевозникова Л.П.
Тема: «Звук[Л] ,буквы Л, л. Чтение слогов и слов с этой буквой.»
Цель: закрепление знаний о согласном звуке [Л] и буквах Л, л
Задачи :
обучающие: обучение правильному и отчетливому произношению изучаемых звуков, формирование умения определять местоположение звука[л] в слове; развитие умения в чтении слогов, слов с буквой л
коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание слов, предложений, стихотворений , физминуток;
воспитательные: способствовать положительной мотивации в учебной деятельности
Оборудование: компьютер, видеофильм «Осень» предметы: листочки клена, лук, банан, пенал, закладка, листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х).
Тип урока: закрепление знаний
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
2.Формирование темы урока. -Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие .
Показ отрывка из видеофильма «Осень»
— Какое красивое время года осень! Сейчас идет пора золотой осени и один из листочков с дерева, которое мы сейчас видели оторвался и прилетел к нам на урок.
-Итак, отправляемся в осенний лес. В конце урока мы с вами подведём итог нашей работы , а поможет нам в этом «Осенний букет», за правильный ответ я буду давать вам осенний листочек. Вот для того ,чтобы наш букет был красивым,нам надо хорошо потрудиться быть внимательными и активными.
-Шалун-ветер разбросал листья по дорожке , давайте назовём их.(Называют буквы, написанные на листочках: а,о,у,м,с,ш,л,х.)
-Для чего нужны буквы? (Для обозначения звуков).
-А как отличить звук от буквы?(Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
-Каких букв больше? -Как вы думаете какую тему мы будем изучать на уроке?
— Да, мы продолжим работу по теме «Звук и буква Л». Будем читать слова и предложения с этой буквой.
3.Работа по теме урока.
-Выставим на наборное полотно нашу букву Л. Определим сходство и различие буквы с другими предметами .Вспомним какое стихотворение мы знаем о букве Л
Алфавит продолжит наш,
Буква Л – лесной шалаш.
1)Давай произнесем звук [Л]
— при произношении звука [Л] язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт.
— Можно ли петь звук [Л]? (Нет).
-Этот звук является гласным или согласным?(Согласным)
-Приставим руку к горлышку и говорим [Л].
— Дрожит горлышко? (Да).
—Значит, голосовые связки вибрируют, звук[Л]-звонкий.
ЛА, ЛО, ЛУ,– здесь звук [Л] звучит твёрдо.
-Теперь давайте обобщим наши знания (Звук[Л]—согласный, звонкий,твердый)
-Кто может повторить что мы знаем о звуке [Л]- получает листочек.
Физминутка.
Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо… Получается на славу. Молодцы!
2)-Чтобы на уроке у нас все получилось нам надо разделить эти буквы по корзинкам. В красную корзинку сложим гласные , в синюю-согласные буквы.(Раскладывают буквы)
-Назовите какие буквы вы положили в красную корзинку? Какие в синюю? Почему вы так решили? В чем отличие?За правильный ответ-листочек.
3) «Игра «Собери букву»
—Смотрите,буква л хочет с вами поиграть. ( Надеваю на палец карточку с изображением буквы л.) – Я пришла к вам не одна, а со своими подружками.(Открывает конверт и плачет)
– Что случилось? Почему ты плачешь, буква «Л»?
– У-у-у рассыпались, сломались все мои подружки пока я к вам бежала
– Не плачь! Мы тебе поможем.(собирают по частям буквы)и повторяют скороговорку
Прибежал весёлый «А», прочитаем вместе – («ЛА»)
Прибежал сердитый «О», прочитаем вместе – («ЛО»)
Прибежал упрямый «У», прочитаем вместе – («ЛУ»)
– Молодцы! Справились с заданием. 4)– А сейчас задание будет потруднее: вот перед вами на столе 4 предмета:банан, лук,пенал,закладка.
Наша задача определить расположение буквы Л в этих словах.
— В каком слове буквы Л нет?
Физминутка
Мы, листики осенние,
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
4 Работа с учебником.
-Летит наш листочек дальше и опускается на страничку учебника.Чтение слов с буквой Л
5 Работа с кассой.
-А теперь выложим наши слоги схемами из квадратиков и кружков. Но сначала давайте повторим с вами эти обозначения.(дети самостоятельно выкладывают звуковые схемы слогов, а двое детей – у доски).
Составление слогов –ла,ло,лу
Составление слов- Са-ша,Лу-ша, Ма-ша.
Предложение Ма-ша уш-ла.
6.Итог урока.
-Вот и закончился урок и наше путешествие.
-Понравилось ли вам путешествовать с листочком?
-Что вы сегодня расскажете маме о нашем путешествии в осеннем лесу? –
Посмотрите какой красивый «Осенний букет » у нас получился
-Чей букет вам понравился больше?