МБОУ «СОШ № 19 города Новоалтайска Алтайского края»
Проект урока
Тема урока: Звуки (к), (к); (п), (п), буквы К,к; П,п. Единственное и множественное число названий предметов.
обучение грамоте
1 класс
подготовила
Дмитриева Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
февраль, 2013 год
Проект урока
Фамилия, имя отчество: Дмитриева Светлана Анатольевна
Место работы (полное название ОУ): МБОУ «СОШ № 19 города Новоалтайска Алтайского края»
Педагогический стаж: 24 года
Используемый УМК: система Л.В. Занкова
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Тема урока: Звуки (к), (к); (п), (п), буквы К,к; П,п. Единственное и множественное число названий предметов.
Цель урока: познакомить со звукамикк п п и буквами, которые их обозначают определять форму единственного и множественного числа названий предметов.
Задачи:
Оборудование: Азбука» (авт. Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец).
1 этап. Организационный. | Методический комментарий.
Приём использования игровых моментов для формирования учебной мотивации. |
| |||
Настроить учащихся на работу. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! — Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много нового и интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. — Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведём проверку своей готовности. — Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку. — Для начала приведём свои органы дыхания в рабочее состояние. 1) Дыхательная гимнастика а) дыхание грудью – рука на животе; медленный вдох – медленный выдох; медленный вдох – быстрый выдох; вдох через нос – выдох через рот. 2) Артикуляционная гимнастика. — А сейчас приведём в рабочее состояние органы речи. Летела муха около уха ЖЖЖЖ Летела оса около носа СССС Ползла змея ШШШI Скакала лошадка Цок Цок Цок Рычал тигрёнок РРРР Летел комар и звенел З З З З
— Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь на корабле.
IIэтап: Подготовка к восприятию нового материала.
— И так в путь! Отдать швартовые! Полный вперёд. На пути перед нами остров «Повторялкино». На этом острове нас встречают обезьяны, и они нам приготовили задание.
(Зрительная физминутка)
— Назовите буквы, которые написаны на слайде. а Л Н о у М Ы и Р э б й
— Что вы можете сказать об этих буквах?
— Разделите эти буквы на две группы, обозначающие гласные и согласные звуки.
— А теперь составьте слова из букв второй группы. Почему мы не можем составить слова?
— А как можно выполнить это задание? Приведите пример.
— Вы отлично справились с заданием, теперь можно отправляться в плавание дальше. |
Принимать и сохранять учебную задачу Осуществлять самоконтроль
(На слайде корабль на котором отправляемся в путешествие)
(На слайде остров с названием Повторялкино)
Побуждать детей к активной мыслительной деятельности. Классифицировать по заданным параметрам, группировать объекты (п). Сохранять учебную задачу (р) Строить высказывания в устной форме Использовать речь для регуляции действий (к) |
| |||
| III этап. Работа с новым материалом. |
|
Демонстрационно-тренировочный приём предполагает поэтапное подведение учащихся к изученному материалу. |
| |
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся |
| ||
Цель: познакомить со звуками к к п п и буквами, которые их обозначают. | — Впереди показался остров «Звукино» и «Буковкино». На этом острове живёт говорящий попугай. — Произнесём слово попугай. Сколько в слове слогов? Почему? — Какой 1 слог? 2-ой? 3-ий? Поставим ударение в слове. Какой слог ударный? Назовём в слове первый звук. Какой это звук? Дадим характеристику звуку. — Попугай очень боится пиратов. Произнесём слово пират. Сколько в слове слогов? Почему? Какой слог ударный? Назовём в слове 1-ый звук. Какой он?
— Назовём ещё раз 1-ый звук в слове попугай. Какой он? Первый звук в слове пират.
Я найду слова везде: И на небе и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! — Подберите слова со звуками п п
Согласные звуки п и п мы обозначаем буквой Пп. — Почему этих букв две?
— Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв П,п.
— Откройте самый последний разворот «Азбуки» и найдите эту букву. Прочитайте правильно название буквы, которые на письме обозначают звуки п п. Какая буква стоит перед буквой П? После буквы П?
— Отгадайте загадки: Он круглый и красный Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …
Первым просыпается пастух Раньше пастуха встаёт …
— Как вы думаете, как зовут попугая? — Произнесём первый звук в слове Кеша. — Дадим характеристику этому звуку. — А на чём мы путешествуем? — Назовём первый звук в слове корабль. Какой это звук? — Назовём звуки, которые мы выделили в словах. — Звуки к к обозначаются буквой К.
— Откройте «Азбуки» на странице 54. Рассмотрите внимательно рисунки. Покажите, где вы видите буквы П и К?
— Ребята, у вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на парусе кораблика букву П, а на корме – букву К.
— А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я …
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…
Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла. Ты посоли её немножко. Ведь правда вкусная…
Прочитайте эти слова на слайде. — Что общего между словами?
— Что можете сказать об этих словах? На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи являются? — Сколько предметов обозначают слова? Какое это число? — Как будет звучать слово, если его поставить во множественном числе? Много предметов.
Физкультминутка.
| (На слайде острова и их названия Звукино Буковкино) Анализировать объект определять последовательность действий (п) Осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнять учебные действия в уме (р) Использовать речь для регуляции своих действий (к) Проявлять интерес к новому материалу формировать способность к самооценке (л)
Анализировать объекты строить рассуждения Принимать и сохранять учебную задачу.
Анализировать звуки. Выделять главное, проводить классификацию.
Осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты и выделять главное.
Анализировать объекты, строить рассуждения. |
|
|
|
| |||||
|
|
| |||
| IV этап. Упражнения в чтении слогов и слов. |
| Приём использования сказки для формирования учебной мотивации. |
| |
Цель: Научить читать слоги и слова с изученными буквами. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
| ||
| — Наш корабль плывёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин». — Жители этого острова в опасности, так как здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. — Прочитать слоги на слайде шепотом — (дружно (хором) Громко — (дружно (хором) Радостно — (девочки) Вопросительно — (мальчики)
-Жители острова могут называть только первые слоги, давайте попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Дополним слог до целого слова на слайде. Ка — Ко- Пи- Пу-
— Ребята, пираты не пускают нас плыть дальше, они поставили ещё одно условие: прочитать слова. — Прочитайте слова первой строки. (1 слово читает дружно первый ряд, 2-ое – второй, 3-е – третий; прочитает первое слово …., 2 слово — …) — Что вы о них можете сказать?
— Прочитайте слова второй строки. Что скажите об этих словах? (Читает 1 слово -…, и все дружно, 2 слово читают дружно девочки). — Читаем слово в единственном числе и называем слово во множественном числе. — Отгадайте ребусы. В каком числе стоит это слово? А как оно будет звучать во множественном числе?
|
Воспринимать информацию на слух, использовать разные виды чтения. Сохранять учебную задачу.
Осуществлять поиск нужной информации, строить высказывание в устной форме, воспринимать информацию на слух. Принимать и сохранять учебную задачу. Формулировать собственное мнение. |
|
| |
| V этап. Закрепление пройденного материала. |
|
|
| |
Цель: закрепить знания об изученных звуках и буквах; умение читать слоги и слова с изученными буквами. | — Ребята, наш корабль попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт. — Сейчас вы будете работать парами. У вас на партах лежат слоги, вам нужно составить из слогов слова. — Прочитайте слова, которые составили. Какое слово лишнее? Почему? | Уметь работать в парах. Принимать и сохранять учебную задачу. Контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий. |
|
| |
| VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. |
|
|
| |
Цель: проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности. | — Наше путешествие и урок подходят к концу. Прочитаем предложения и закончим их.
— Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. — Оцените свою работу на уроке, покажите смайлики. — А теперь, все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. |
Ориентироваться на понимание причин успеха в учении. |
|
|
Литература:
1.В.А.Шукейло, Русский язык в начальных классах «Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» — СПб «СМИО Пресс»,2000
2.Журнал «Первое сентября» серия «Начальная школа» выпуск 2(14)
Н.В.Кузнецова «Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе» — М.Чистые пруды 2007