МБОУ «СОШ № 19 города Новоалтайска Алтайского края»

Проект урока

Тема урока: Звуки (к), (к); (п), (п), буквы К,к; П,п. Единственное и множественное число названий предметов.

обучение грамоте

1 класс

подготовила

Дмитриева Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

февраль, 2013 год

Проект урока

Фамилия, имя отчество: Дмитриева Светлана Анатольевна

Место работы (полное название ОУ): МБОУ «СОШ № 19 города Новоалтайска Алтайского края»

Педагогический стаж: 24 года

Используемый УМК: система Л.В. Занкова

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Тема урока: Звуки (к), (к); (п), (п), буквы К,к; П,п. Единственное и множественное число названий предметов.

Цель урока: познакомить со звукамикк п п и буквами, которые их обозначают определять форму единственного и множественного числа названий предметов.

Задачи:

знать особенности изучаемых звуков и букв; уметь выделять звук в речи; упражнять в слого-звуковом и звуко-буквенном анализе слов; развивать фонематический слух, уметь слышать и слушать звучащее слово, способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование: Азбука» (авт. Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец).

Цель этапа:

1 этап. Организационный.

Методический

комментарий.

Приём использования игровых моментов для формирования учебной мотивации.

Настроить учащихся на работу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

— Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много нового и интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.

— Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведём проверку своей готовности.

— Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

— Для начала приведём свои органы дыхания в рабочее состояние.

1) Дыхательная гимнастика

а) дыхание грудью – рука на животе;

медленный вдох – медленный выдох;

медленный вдох – быстрый выдох;

вдох через нос – выдох через рот.

2) Артикуляционная гимнастика.

— А сейчас приведём в рабочее состояние органы речи.

Летела муха около уха ЖЖЖЖ

Летела оса около носа СССС

Ползла змея ШШШI

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок РРРР

Летел комар и звенел З З З З

— Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь на корабле.

IIэтап: Подготовка к восприятию нового материала.

— И так в путь! Отдать швартовые! Полный вперёд.

На пути перед нами остров «Повторялкино». На этом острове нас встречают обезьяны, и они нам приготовили задание.

(Зрительная физминутка)

— Назовите буквы, которые написаны на слайде.

а Л Н о у М Ы и Р э б й

— Что вы можете сказать об этих буквах?

— Разделите эти буквы на две группы, обозначающие гласные и согласные звуки.

— А теперь составьте слова из букв второй группы.

Почему мы не можем составить слова?

— А как можно выполнить это задание?

Приведите пример.

— Вы отлично справились с заданием, теперь можно отправляться в плавание дальше.

Принимать и сохранять учебную задачу

Осуществлять самоконтроль

(На слайде корабль на котором отправляемся в путешествие)

(На слайде остров с названием Повторялкино)

Побуждать детей к активной мыслительной деятельности.

Классифицировать по заданным параметрам, группировать объекты (п).

Сохранять учебную задачу (р)

Строить высказывания в устной форме

Использовать речь для регуляции действий (к)

III этап. Работа с новым материалом.

Демонстрационно-тренировочный приём предполагает поэтапное подведение учащихся к изученному материалу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель: познакомить со звуками к к п п и буквами, которые их обозначают.

— Впереди показался остров «Звукино» и «Буковкино».

На этом острове живёт говорящий попугай.

— Произнесём слово попугай. Сколько в слове слогов? Почему?

— Какой 1 слог? 2-ой? 3-ий?

Поставим ударение в слове. Какой слог ударный?

Назовём в слове первый звук. Какой это звук? Дадим характеристику звуку.

— Попугай очень боится пиратов. Произнесём слово пират.

Сколько в слове слогов?

Почему? Какой слог ударный?

Назовём в слове 1-ый звук. Какой он?

— Назовём ещё раз 1-ый звук в слове попугай. Какой он?

Первый звук в слове пират.

Я найду слова везде:

И на небе и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

— Подберите слова со звуками п п

Согласные звуки п и п мы обозначаем буквой Пп.

— Почему этих букв две?

— Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв П,п.

— Откройте самый последний разворот «Азбуки» и найдите эту букву. Прочитайте правильно название буквы, которые на письме обозначают звуки п п. Какая буква стоит перед буквой П? После буквы П?

— Отгадайте загадки:

Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней …

Первым просыпается пастух

Раньше пастуха встаёт …

— Как вы думаете, как зовут попугая?

— Произнесём первый звук в слове Кеша.

— Дадим характеристику этому звуку.

— А на чём мы путешествуем?

— Назовём первый звук в слове корабль. Какой это звук?

— Назовём звуки, которые мы выделили в словах.

— Звуки к к обозначаются буквой К.

— Откройте «Азбуки» на странице 54. Рассмотрите внимательно рисунки. Покажите, где вы видите буквы П и К?

— Ребята, у вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на парусе кораблика букву П, а на корме – букву К.

— А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно…

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда вкусная…

Прочитайте эти слова на слайде.

— Что общего между словами?

— Что можете сказать об этих словах? На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи являются?

— Сколько предметов обозначают слова? Какое это число?

— Как будет звучать слово, если его поставить во множественном числе? Много предметов.

Физкультминутка.

(На слайде острова и их названия Звукино Буковкино)

Анализировать объект определять последовательность действий (п)

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнять учебные действия в уме (р)

Использовать речь для регуляции своих действий (к)

Проявлять интерес к новому материалу формировать способность к самооценке (л)

Анализировать объекты строить рассуждения Принимать и сохранять учебную задачу.

Анализировать звуки. Выделять главное, проводить классификацию.

Осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты и выделять главное.

Анализировать объекты, строить рассуждения.

IV этап. Упражнения в чтении слогов и слов.

Приём использования сказки для формирования учебной мотивации.

Цель:

Научить читать слоги и слова с изученными буквами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

— Наш корабль плывёт дальше и причаливает к огромному острову «Читайкин».

— Жители этого острова в опасности, так как здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия.

— Прочитать слоги на слайде шепотом — (дружно (хором)

Громко — (дружно (хором)

Радостно — (девочки)

Вопросительно — (мальчики)

-Жители острова могут называть только первые слоги, давайте попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Дополним слог до целого слова на слайде.

Ка — Ко- Пи- Пу-

— Ребята, пираты не пускают нас плыть дальше, они поставили ещё одно условие: прочитать слова.

— Прочитайте слова первой строки.

(1 слово читает дружно первый ряд, 2-ое – второй, 3-е – третий; прочитает первое слово …., 2 слово — …)

— Что вы о них можете сказать?

— Прочитайте слова второй строки. Что скажите об этих словах?

(Читает 1 слово -…, и все дружно, 2 слово читают дружно девочки).

— Читаем слово в единственном числе и называем слово во множественном числе.

— Отгадайте ребусы. В каком числе стоит это слово? А как оно будет звучать во множественном числе?

Воспринимать информацию на слух, использовать разные виды чтения. Сохранять учебную задачу.

Осуществлять поиск нужной информации, строить высказывание в устной форме, воспринимать информацию на слух. Принимать и сохранять учебную задачу. Формулировать собственное мнение.

V этап. Закрепление пройденного материала.

Цель: закрепить знания об изученных звуках и буквах; умение читать слоги и слова с изученными буквами.

— Ребята, наш корабль попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.

— Сейчас вы будете работать парами. У вас на партах лежат слоги, вам нужно составить из слогов слова.

— Прочитайте слова, которые составили. Какое слово лишнее? Почему?

Уметь работать в парах. Принимать и сохранять учебную задачу. Контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности.

— Наше путешествие и урок подходят к концу.

Прочитаем предложения и закончим их.

  1. Мы познакомились с буквами….

  2. Какие звуки обозначает буква К….

  3. Какие звуки обозначает буква П…

— Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали.

— Оцените свою работу на уроке, покажите смайлики.

— А теперь, все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот.

Ориентироваться на понимание причин успеха в учении.

Литература:

1.В.А.Шукейло, Русский язык в начальных классах «Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» — СПб «СМИО Пресс»,2000

2.Журнал «Первое сентября» серия «Начальная школа» выпуск 2(14)

Н.В.Кузнецова «Работа с синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе» — М.Чистые пруды 2007

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here