Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»

Разработка урока

УМК «Планета знаний» под редакцией И.Петровой

1 класс.

Учебник «Букварь» Т.М. Андрианова. («Издательство Астрель», 2012)

Вид урока: урок «открытия» нового знания.

Тема: «Звуки [л], [л,]. Буквы Л, л».

Цецуренко Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

высшей категории.

2014г.

Тема урока: «Звуки [л] [л,], обозначение их буквой «Л, л».

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Л, л; научить произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем, выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’] из предъявленных слов, узнавать графический образ букв, выполнять звуковой анализ слов «ли­са», «волк», «луна»; развивать речь учащихся, способствовать формированию навыка чтения сочетаний букв, слов, предложений, воспитанию интереса к чтению расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Л л; умеют читать прямые слоги, произносить слово с интона­ционным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителем, выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’] из предъявленных слов, узнавать графиче­ский образ букв, выполнять звуковой анализ слов «лиса», «волк».

Метапредметные (критерии сформированиости/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Познавательные: общеучебные — выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструк­тивные способы взаимодействия с окружающими; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми..

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тип урока: урок – открытия нового знания.

Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично — поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа

  • групповая

  • индивидуальная

Средства обучения:

  • у учителя – компьютер, презентация, доска, карточки с буквами, лукошки, карточки со словами;

  • у учащихся – фишки, цветные карандаши, линейки «светофоры», лист «оцени себя».

Ход урока

(технологическая карта урока )

Основные

этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Орг. момент

Готовность к уроку

Правило «Я ученик»

Проговорить хором:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Рефлексия своих действий

Осуществляют самоконтроль по правилу «Я ученик».

2. Актуализация знаний (вспоминаем что знаем).

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.

— Ребята изобразите свое настроение на начало урока

-Ребята посмотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости.

— Как вы думаете, где живёт лесовичок?

На доске:

Буквы и 2 корзинки.

а, я, о, у, и, ы, р, м, н

— Лесовичок нёс в корзинках буквы, но по дороге они у него рассыпались. Давайте поможем Лесовичку собрать буквы.

ИГРА: «Разбей на группы» У. Назови буквы?

-Разбей на группы.(а, о, у, ы, и) (н, л, к, т, с)

-На какие две группы делятся звуки?

-Какие звуки в первой группе? -Почему мы их называем гласные?

— Что обозначают эти гласные буквы?

— Какие звуки во второй группе? —Почему мы их называем согласные?

-Какие это согласные?

Сонорные согласные –

Самые прекрасные!

Повсюду ясно слышатся,

Звучат почти как гласные!

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Сколько гласных звуков вы знаете?

— Чем буквы отличаются от звуков?

— Если мы пишем письмо, то пишем буквы или звуки?

— Если говорим, то произносим буквы или звуки?

-Это Лесовичок.

-Лесовичок живёт в лесу.

Один учащийся работает у доски.

-Гласные и согласные.

-А,У,О,И,Я

-Твёрдость

-Мягкость согласного звука.

—м, н, р

-Непарные, звонкие,сонорные

Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. в их образовании практически не участвует шум.

-Гласных букв-10.

-Гласных звуков-6

-Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.

-Буквы.

-Звуки.

Вместе с учителем читают «буксиром» медленно, затем убыстряют темп

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Индивидуальная работа на маркерной доске.

Дети фиксируют в графические модели в буквенной форме выделенные связи и отношения.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Воспринимают ответы обучающихся.

Осуществляют самоконтроль.

Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

3.Постановка учебных задач

(тема, цель)

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

— Ребята, все ли буквы нам известны?

— Хотите познакомиться с новой буквой?

— Давайте сформулируем цели нашего урока

-Нет не все.

-Хотим.

-Познакомиться с новыми звуками, узнать какой бук-вой они обозначаются, будем выполнять звуковой анализ слов, читать слоги, слова с этой буквой, составлять схемы слов.

Общеучебные: само-стоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

4. Открытие нового знания.

Игра «Услышь звук».

— Вы любите сказки?

— Сейчас я вам прочитаю отрывочек, а вы помогите Лесовичку узнать, что это за сказка. И подумайте, какие звуки чаще других встречаются в этом отрывке.

— Поможем Лесовичку?

Игра «Услышь звук».

Учитель читает отрывок из сказки «Лиса и волк».

-Лиса сказала волку: «Налови сам». Светила луна. Подошёл волк к полынье опустил хвост.Сидел и приговаривал: «Ловись, ловись рыбка и большая и маленькая».

— И так из какой сказки этот отрывочек?

— Какие звуки чаще других повторялись?

— Назовите слова, в которых вы услышали звук [л].

Характеристика звука [л] и доказательство.

— Назовите слова, в которых вы услышали звук [л`].

-Из сказки «Лиса и волк».

-Звуки [л], [л`].

-Звук[л] в словах:

сказала, волк, налови, опустил, сидел, ловись,

приговаривал.

-Звук [л`] в сло-вах: лиса, боль-шая, маленькая

Фиксируют проблему.

Отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Слушают учителя.

Оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

Умение высказывать своё предположение (версию);

учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного

4. Реализация построенного проекта.

Решение исходной задачи.

Букварь стр.37.

-Рассмотрите иллюстрацию к сказке.

-Кто и что изображено на иллюстрации?

— Из какой сказки лиса?

-В каких ещё русских народных сказках встречается лиса?

-Кто может назвать автора этой сказки?

Словарная работа:

Лукошко-что означает это слово .

Лапоть-раньше люди плели из лыка или бересты, это крестьянская обувь,которая охватывает ступню.

-Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса. Кто же это? Пр-я

— Сколько звуков в слове Лиса (4 звука)

— Назовите первый звук,

— Где вы его услышали в начале слова, в середине или в конце.

— Какой буквой обозначается звук [л]?

— А теперь все вместе произнесите звук Л. Что вы заметили? Что происходит у нас в ротике? (язычок упирается в зубки, есть преграда).

— Что же можно сказать о звуке Л, какой он ?

-Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно.Пр-я

Анализ слова

ВЫВОД:

— С какими же звуками мы будем сегодня работать?

-Лиса, лукошко, лапоть.

-Из сказки «Лиса и волк».

-«Теремок», «Колобок», «Кот Лиса и Петух»

-Русская народная сказка.

Небольшая плетённая корзинка из лыка или прутьев.

Лыко-волокнистая древесная ткань, которая отделяется от ствола дерева молодой липы, ивы, которые разделяют на узкие полосы.

Береста-верхний слой коры дерева берёзы.

 

-Лиса.

-Звук [л,]

-Буквой Л(эль)

-Согласный, может быть твердым и мягким, звонкий

— Волк.

-Мы будем работать со звуками [л], [л`].

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

— наблюдение по иллюстрации;

-понимание информации

-выделение объектов по заданным критериям

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Учатся формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в виде вопросов к ученику (начало формирования алгоритма самооценки.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5.Физминутка

-Буквой Л (эль) расставим ноги,

Словно в пляске руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Формирование внимания.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений отдельных учащихся

6. Первичное закрепление через сравнение буквосочетаний и слов.

— А сейчас я узнаю, кто из вас был самым внимательным.

-Когда волк ловил рыбу днём или ночью?

— Как вы догадались, что ночью? Пр-я

-На что похожа буква Л?

-Алфавит продолжит наш

Буква Л-лесной шалаш. Пр-я

-Букву Л из лыж мы сложим,

Палочку наверх положим,

Одна лыжа стоит прямо,

Другая клонится упрямо.

-Изобразите букву Л из карандашей.

Звуки [л]- [л,]-гласный или согласный? Почему?

Работа с буквой (на доске всё что знают)

Чтение слов в учебнике по столбикам.

— Лесовичок предлагает вам поиграть в игру «Эхо».

нам будет читать слоги, а вы эхом повторять.

-Прочитайте слова первого столбика.

-Что интересного вы заметили?

-Что общего в словах 2 столбика?

-Прочитайте слова третьего столбика.

Почему эти слова с заглавной буквы?

— Как вы думаете какое слово лишнее.

-Сравните написание и произношение слов четвёртого столбика.

-Что можно составить из слов?

-Что такое предложение?

-Какие бывают предложения по цели высказывания?

Работа над предложением. Б.стр.37

Чтение текста.

Рассмотрите.

— Сколько в тексте предложений?

— Каким словом можно заменить рисунок?

У Романа ара. Он мал. Роман наломал ветки. –

На, ара, на!.

-Что такое диалог? Пр-я

На доске схема предложения:

________ ________ _______ .

— Схема чего на доске?

-Выберите из текста предложения к данной схеме

-Сколько слов в предложении?

-Назовите первое слово. Второе.Третье.

Пр-я

-Волк ловил рыбу ночью.

-Светила луна.

-Согласный ,не поётся, при произношении встречаются преграды

эм НА ДОСКЕ

эн

эл

-Слова 1 столбика – это название букв.

НА ДОСКЕ

Мал мала мало

Первый слог – ма )

Учебник

Алла Элла ,Эмма

-Это имена людей.

-Алла, потому что оно начинается с буквы А, а другие слова с буквы Э

Лом ломал наломал

-К первому слову прибавляются слоги.

_Предложение

-Предложение законченная мысль.

-4 предложения

-веточек

Ара – длиннохвостый попугай

-Разговор двух людей.

-Схема предложения.

-Роман наломал веток.

Отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы всего класса;

моделирование; умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание; логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Применяют новый способ нахождение данных звуков в словах.

Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Вместе с учителем читают «буксиром» первый раз медленно, второй раз орфоэпически.

Делают вывод : Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

— наблюдение по иллюстрации;

-понимание информации

-выделение объектов по заданным критериям.

Делают вывод :Предложение — это слова, связанные по смыслу.

Индивидуальное чтение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаи-модействия; интегри-роваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимо-действие и сотрудниче-ство со сверстниками и взрослыми.

Строят рассуждения понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

В паре составляют друг другу предложение по схеме

Вступать в диалог.

Учиться выскаывать своё предположение (версию); учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Алгоритм рассуждений самооценки .

7. Физминутка.

Игра: «Услышь звук».

— Если услышите звук [л] прыгните один раз, если услышите звук [л`] – хлопните в ладошки.

Лыжи, лампа, лось, лифт, ласточка, лимон, лук, лебедь, лак.

Солнце, лягушки, галстук, листик, лотос, клювик

Формирование внимания.

Понимать информацию .

Выделять объекты на основе существенных признаков.

Формирование фонематического слуха.

8.Работа с иллюстрациями.

-Рассмотрите рисунки .

-Кого вы видите на рисунке?

-Подберите к каждому рисунку соответствующее предложение.

Игра: «Замени букву»

-В словах, которые я назову, замените звук «р» на «л», а где услышите «л» на «р».

Рама , лис , репка , рожки, рожь, игла , колобок, жарко, Марина, Алина

Работа с пословицей

На доске напечатана пословица:

Лучше поздно,чем никогда.

Чтение учителем: Лучше поздно, чем никогда.

-С какой буквы начинается пословица?

— Когда так говорят: «Лучше поздно, чем никогда».

-Сколько таких букв в пословице?

— Так с какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?

— А теперь изобразите свое настроение на ваших буквах «Л».

-Детей.

Мало!

Мало!

-Лама,рис, лепка, ложки, ложь, игра, коробок,жалко, малина,Арина.

-С буквы Л

-1.

9. Контроль на этапе

окончания учебной темы.

Работа в тетради

РТ.стр.19 №3

-Поставь знак около изображения…

4

5

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют контроль по результату в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

9.Рефлексия учебной деятельности

Соотнести цель и результаты учебной деятельности.

-С какой буквой познакомились?

-Чему учились?

-Что было трудно?

-Что было интересно?

-За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-У вас на партах лежат оценочные круги, найдите кружочек и оцените свою работу. Если вы работали активно возьмите, кружочек зелёным цветом, если вам было сложно ответить на некоторые вопросы возьмите кружочек жёлтым цветом и если вы не смогли ответить ни на один вопрос возьмите кружочек красным цветом.

-Познакомились с буквой Л

-Выполнять звуковой анализ слов, читать слоги, слова с этой буквой, составлять схемы слов.

Соотносятся цель и результаты.

Фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе урока.

Рефлексия своих действий

Самооценка собственной деятельности.

(продолжи предложения:

Я понял, что….

Было интересно…..

Было трудно……

Мне захотелось….

У меня получилось…..)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here