Звуки [з], [з’]. Буквы З, з
Цели урока:
образовательная: выделение нового звука и знакомство с буквой “З”;
развивающая: развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
воспитательная: формировать коммуникативную культуру, воспитывать интерес и желание читать, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: “Букварь” Т.М.Андрианова, Рабочая тетрадь к Букварю, мяч, слоги,
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Мотивация.
— Далеко-далеко за горами раскинулась прекрасная страна — Букволандия. И жили в ней дружно чудесные жители — Буквы. Но однажды произошел страшный случай – потерялась одна жительница этой страны. Все буквы опечалились. Гуляя по страницам любимых книг, буква оказалась в сказочном лесу Лес был настолько великолепен, что она забыла об осторожности. А в это время ее приметил злой волшебник. Буква ему очень понравилась и он решил заколдовать ее, чтобы оставить в лесном царстве, лишив ее памяти о себе.
— Ребята, поможем букве вспомнить все о себе и вернуться к своим жителям в страну Букваландия?
3. Работа над темой.
— Долго бродила буква по волшебным тропинкам леса. Вдруг, совсем рядом пролетел комарик и пропел веселую песенку.
— Как поют комарики?
— Ребята, давайте вместе споем.
— Встрепенулась буква, узнала свой звук.
— Вдруг из-под куста выскочило небольшое, шустрое животное. Отгадайте кто это?
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
Остановился он перед буквой и рассказал ей свою историю.
— Ребята, и вы тоже послушайте ее внимательно и запомните все слова со звуками [з] и [з’].
Нелетающий зонт
Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
— З-з-западня, — затрясся заяц, — убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится.
А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
— Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.
Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
— Ах, козел! – рычит. – Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал. (Г. Юдин)
(Дети называют слова из сказки с новым звуком)
Задания по слоговому синтезу
Игра с мячом
— Я буду “бросать” вам звук [з] и гласные звуки. А вы мне “бросайте” слоги.
Звук [з] и звук [а]
Звук [з] и звук [у]
Звук [з] и звук [о]
Звук [з] и звук [и]
Звук [з] и звук [ ы].
— Ребята, что вы можете рассказать об этом звуке?
— Вдруг, шурша под ногами у буквы, кто-то прополз. Кто же это?
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)
— Змея предлагает скороговорки и чистоговорки.
За-за-за – по двору идет коза.
Зу-зу-зу – режим весело лозу.
Скороговорка:
У зайки Бубы
Заболели зубы.
— Злой волшебник никак не хотел, что бы буква вспомнила свое название и стал прятать ее в словах.
— Поможем букве, выполнив игру “Кто внимательный?”. Если вы услышите звук [з], хлопайте в ладошки, а если нет звука, то прячьте руки за спину: зонт, заяц, зебра, зуб, дуб, суп, звено, бревно, азбука, ваза.
— И вспомнила буква свое название.
Твердый и мягкий согласные звуки [з] и [з’] обозначаются буквой “З”. Найдите домик, в котором она живет.
На что похожа буква “З”
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (С.Маршак)
“З” не просто завитушка,
“З” — пружинка, крендель, стружка. (В.Степанов)
По белому полю
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога… (Е.Тарлапан)
— Давайте напечатаем эту букву четко, чисто. (Дети печатают)
— Злой волшебник потерял власть над буквой “З”. Вернулась она к своим друзьям. Особенно обрадовался за букву зайка. Он предлагает нам физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА
4. Закрепление изученного материала.
— А сейчас мы с вами окажемся в сказочной стране Букволандия.
Работа по учебнику.
— Можно ли по названию текста определить его содержание?
— Бывали ли вы в зоопарке?
— Каких животных вы видели?
Дети читают текст вслух и узнают, о каких животных в нем идет речь.
— О каких животных говорится в тексте?
— Что делали эти животные, как себя вели?
— Прочитав в тексте о мартышках, нарисуйте устную картину.
— Назовите из текста все слова с буквой “З”.
5. Работа в группе.
Игра “Составь слова из слогов”.
— Кто еще живет в зоопарке, мы узнаем, сыграв в игру. Вы будете работать в группе. На парте рассыпались слова. Вам нужно из слогов составить слова и узнать жителей зоопарка (лиса, волк, заяц, медведь, зубр, зебра, белка, кабан, лось).
— Назовите слова, которые начинаются на букву “З”.
6. Работа в тетради.
Учитель обращает внимание на расхождение написания и звучания слова “зоопарк”.
— Составляем это слово из первых букв названия животных: зебра, обезьяна, олень, пингвин, аист, рысь, кенгуру.
— Какое животное оказалось “лишним”? (Лиса)
— Почему? (В слове “зоопарк” нет буквы “л”)
7. Итог занятия.
— С какой буквой познакомились?
— Что мы о ней узнали?
8. Рефлексия.
— Каким для вас было занятие?
— Выберите слово (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).
— Ребята, вы хорошо работали на занятии. Если вам на занятии было все понятно, вы запомнили новую букву, то прикрепите на доску рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что-то было непонятно – рисунок тучки.
— Спасибо всем за урок.
ли са волк за яц мед ведь зубр зеб ра бел ка ка бан лось
Зебра Зубр
Зоопарк
Справочное бюро.
Зоологи́ческий па́рк (зоопарк) — одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.
Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена.
Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев.
Аллига́тор (лат. Alligator) — род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский аллигатор и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором
Самое большое различие — в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора — тупая, U-образная.
Обыкнове́нный бегемо́т, или гиппопота́м — крупное, всеядное (в основном травоядное)