Урок русского языка. 10 класс.
Тема: « Комплексный анализ текста». ( Обучение написанию сочинения-рассуждения).
Цели:
-
формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;
-
выработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской позиции, собственной позиции;
-
дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей.
По отношению каждого человека
к своему языку можно совершенно
точно судить не только о его культурном
уровне, но и о его гражданской ценности.
К. Г. Паустовский
-
Вступительное слово учителя. 1 мин.
Сегодня у нас очередной урок развития речи, на котором мы не только повторим изученный ранее материал, но и продолжим нашу работу со Словом. А начнём урок с того, что прочитаем эпиграф. Слайд 1
II. Постановка целей урока.2-3 мин
Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей языковеда В.Г. Костомарова и проанализировать её, то есть сделать комплексный анализ текста.
— Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Определить проблему текста и авторскую позицию, привести собственные аргументы)
-С чего начинается работа над сочинением-рассуждением? (С выявления проблемы текста).
-Как вы думаете, что такое проблема? комментарий? ( Учащиеся дают определение, используя памятки).
— Каковы способы ее выявления? (Обращение к памятке). Слайд2-3
III. Комплексный анализ текста.15-17 минут.
1.Работа с исходным текстом. Приложение 1
Учитель:
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, «неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
2. Чтение текста учителем. (Приложение 1)
Активное слушание и выполнение задания:
-Найти ключевые слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль текста. (Ключевые слова в тексте подчеркиваются или выделяются)
Беседа по тексту.
1.О чем говориться в тексте?
2.Зачем автор написал его?
3.Определить стиль текста? Обосновать свои ответы (свое мнение).
3. Давайте ещё раз прочитаем внимательно текст и определим основную проблему.
Статья известного языковеда В.Г. Костомарова посвящена не собственно лингвистическим, а социальным проблемам. Задача автора — дать объяснение некоторых явлений и их оценку.
– Определите проблему данного текста. (Сложность выявления проблемы заключается в том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем).
Я предлагаю вам несколько проблем, попробуйте найти те, которые автор поднимает в этом тексте. ( Слайд 6)
-
Засорение языка жаргонными словами – серьезная проблема.
-
Изменение языка и его причины.
-
Меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.
-
Современному человеку безразлично, что он говорит, какие слова использует.
-
Процессы, происходящие в современном русском языке.
-
Нужно отмежеваться от предшествующей эпохи и создать совершенно новый язык.
«Месиво проблем» — на доске выведены проблемы, ученики должны найти те, которые истинные.
( Их три. Но комментировать будем одну!) Выводятся на доску.
Вот основные проблемы, которые ставит языковед Костомаров в своей статье. Основные проблемы:
-
изменение языка и его причины;
-
процессы, происходящие в современном русском языке;
-
меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка;
Будем говорить о первой проблеме. Слайд 7
— Какая это проблема? Дадим ей определение и аргументируем свой выбор.
( Социальная, актуальная, общественно значимая, острая, важная, главная и т.д.).
—Традиционна она или нова?
— Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
— На что нацелила нас, читателей, данная проблема?
( глубоко задуматься…, по-иному посмотреть на …, переосмыслить своё отношение к …, заняться самовоспитанием, испытать потребность в чём-то…)
— Как характеризует автора выбор данной проблемы? ( Настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции).
4.Определение позиции автора и способа её выражения.
— Какова же авторская позиция по поднятой им проблеме? Слайд 5
-Для того чтобы выяснить авторскую позицию, обратимся к тексту и найдем те предложения, которые её доказывают. Зачитайте предложения.
Авторская позиция:
1) язык не может не изменяться, но это изменение должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации языка;
2) в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения;
3) специальный закон о языке не сможет изменить состояние дела, так как проблема коренится в болезнях общества;
4) язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе.
IV. Самостоятельная работа учащихся в группах по созданию собственного микротекста с выявлением проблемы и комментарием к ней по предложенному тексту. ( 12-15)
—Предлагаю вам объединиться в группы и создать микротекст на рабочем листе. Используйте памятки.
Используются рабочие листы. Приложение 2.
— Сформулируйте собственную позицию, приведите свои аргументы, используя высказывания великих людей о русском языке, попробуйте предложить свои пути решения этой проблемы в обществе. ( Из домашнего задания).
V. Рефлексия. 10-12 минут
1. Творческий отчёт каждой группы
Группа представляет рабочий лист, на котором написан вариант сочинения-рассуждения. Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников.
2. Обобщение.
-Во время активного слушания составьте “гроздь” высказываний по теме (концентрация знаний) “Проблемы современного состояния русского языка”.(3-4 высказывания)
Учащиеся записывают на доске и соотносят с теми, которые предложил учитель.
Примеры: Проблемы современного состояния русского языка.
Обеднение языка. Засорения языка. Сужение словарного запаса. Недостаточное знание языка. Недостаточное использование богатства русского языка.
VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по тексту.
Подведение итогов урока. (Если работа не закончена, дается домашнее задание по созданию микротекста).