Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района

«Средняя образовательная школа №7»

Интегрированный урок

русского языка в 10 классе

по теме:

«Морфемика и словообразование»

Составлен учителем

русского языка и литературы

высшей категории

Качановой Оксаной Владимировной

п. Новый

2014 г.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 45 минут.

Виды деятельности на уроке: лексический диктант, логико-смысловое моделирование (при повторении правил правописания безударных гласных, гласных в корнях слов).

Цели:

  • дидактическая: создать условия для обобщения единичных знаний по морфемике и орфографии, привести их в систему (определяется самостоятельно учениками);

  • развивающая: способствовать развитию умения осмысленного выбора правил для написания корней с чередованием с опорой на логико-смысловую модель;

  • воспитательная: способствовать привитию интереса к русскому языку, используя нестандартные формы преподавания.

Ожидаемые результаты:

Учащийся научиться выделять морфемы; определять условия выбора написания корней с чередованием; применять знания по образцу и в сходных условиях.

Межпредметные связи: информатика, литература.

Средства обучения:

Мультимедиа;

Шаблоны ЛСМ

Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. В.Ф. Греков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2012.

План урока

  1. Постановка учебной задачи.

  2. Проверка домашнего задания: лексический диктант.

  3. Повторение орфографии.

1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».

2. Практикум: ты ученик – ты учитель.

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Работа с учебником: выполнение упражнений №78, 79 (устно).

Домашнее задание.

Ход урока

Этап

Содержание, речь учителя

Примерные ответы учащихся

Слайды

I.Поста-

yнов-ка

учебной

задачи

— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок русского языка посвящен «Морфемике и словообразованию».

— Скажите, что мы должны сегодня вспомнить и повторить относительно темы урока?

— Правильно, а начнем с проверки домашнего задания, которая пройдет в форме лексического диктанта.

Учащиеся записывают тему в тетради.

— Сегодня на уроке мы вспомним, что является строительным материалом для слов, повторим основные правила правописания безударных корней и корней с чередованием.

II.Проверка домашнего задания: лексический диктант.

Лексический диктант.

Цель: выравнивание знаний и проверка готовности к уроку, знание определений по морфемике.

Для проверки лексического диктанта раздаются листки-заготовки (приложение №1). На экране высвечивается вопрос, учащиеся записывают ответ. (Вопросы на слайде №2). После того как ученики сдадут листки с ответами, на экране появится эталон ответа (слайд №3). Для лучшего запоминания рекомендуется понятие и определение повторить.

— Лингвисты, сравнивая и анализируя слова, пришли к выводу, что многие слова делятся на фрагменты – «смысловые кирпичики», которые называют морфемами. Сколько их всего?

— Каждая морфема имеет определенное значение. Рассмотрим значения морфем на конкретном примере (слайд №4). Предлагаю слово ПРИШКОЛЬНЫЙ разделить на морфемы и попытаться определить, что они обозначают.

— Обменяйтесь карточками –заданиями, которые вы приготовили дома. На выполнение задания – 3 минуты. Карточки сдать на проверку учителю.

Ученики подбирали слова в соответствии со способами образования слов в русском языке, но морфемы не выделяли. Другой ученик должен выделить морфемы и указать способы образования слов. Выставляется две оценки: тому, кто подобрал слова, и тому, кто выделил морфемы графически. (Вариант карточки – задания в приложении №2).

— Всего морфем

четыре: приставка, корень, суффикс, окончание , а также постфикс (ся, сь) и интерфикс (соединительные гласные о и е).

— ПРИ-ШКОЛЬ – Н-ЫЙ – это прилагательное. Пришкольный – пришкольная – пришкольного – значит – ЫЙ – окончание. Окончание – ЫЙ говорит о том, что слово является прилагательным в форме мужского рода именительного падежа. ПРИШКОЛЬН – основа. –Н-суффикс прилагательного. Приставка ПРИ – означает нахождение вблизи чего-либо. – ШКОЛЬ- — корень.

III.Повторение изученного материала по теме «Орфография».

1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».

2.Практикум: ты ученик – ты учитель.

— Умение правильно выделять морфемы в словах необходимо для выработки орфографической зоркости. Сегодня мы повторим правила, связанные с правописанием безударных гласных корней. Наглядно представим все правила написания безударных гласных нам поможет ЛСМ.

Учащиеся получают шаблоны ЛСМ, на которых работают в течение урока. (Можно выполнять задание и в электронном виде на компьютере).

Правописание гласных в корнях слов подчиняется разным правилам. Представим их в виде логико-смысловой модели. Но прежде мы должны понять для чего это нужно?

— Всем известно, что гласные в безударной позиции очень опасны, именно они дают самое большое количество ошибок в диктантах.

— Где может находиться безударная гласная в слове?

— Перечислите, на какие группы можно разделить правила написания безударных гласных в корнях слов? (луч 2 с координатами)

— Их надо запомнить, при необходимости обратиться к орфографическому словарю.

— Корни с чередованием проверять нельзя. Тогда как же проверять написание таких коней?

— Итак, заполняем луч К3 в схеме ЛСМ: какие группы корней зависят от лексического значения?

— Правописание каких же корней зависит от ударения? Отмечаем координаты-корни на луче К4. При этом помним: «Мы под ударением пишем без сомненья то, что слышим!» Сформулируйте правило.

— Конечно же, нам надо запомнить слова-исключения. Что это за слова?

— Какие еще корни будут на луче К4 координатами? Как будем действовать в этом случае?

— Чередоваться могут не только гласные звуки, но и согласные, например, ПРОСТИТЬ-ПРОЩЕНИЕ. Чаще всего они при чередовании никак не мешают гласным. Но есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Скажите, какие это корни?

— Итак, вторая группа – написание корня зависит от согласной.

Работа идет одновременно на координатах К5 и К6, учащиеся сами формулируют правило, вспоминают слова-исключения.

— Самая большая группа – 4, в которой написание гласной в корне зависит от суффикса А. Давайте вспомним правило. Сколько корней? Назовите их и отметьте на координатной прямой К7. Сюда же относятся и корни –КОС-КАС-.

— Последняя координата призывает нас запомнить. Что же надо запомнить?

— Сюда же отнесем и слово ПЛЫВУН. В остальных словах смело пиши А.

— Ребята, а в чем же заключается секрет слов: город – град, голова – глава, дерево – древо? (луч 8 ч координатами).

Откуда взялись в русском языке такие пары?

Ученики получают карточки, выполняют задание в течение 3 минут, затем обмениваются карточками и по эталону проверяют работу друг друга. (2 мин.)

— Цели нашей работы:

1. Закрепить навыки нахождения орфограммы.

2. Закрепить умение применять правила на практике.

3. Повышение грамотности (цель на перспективу).

— Безударная гласная может находиться в корне, приставке, суффиксе или окончании.

— 1-я группа – проверяемые ударением: дОлины – дОлы. Здесь используем «золотое правило русского языка».

— 2-я группа – непроверяемые, т.е. словарные слова: вИнЕгрет, ОрнамЕнт.

— 3-я группа – корни с чередованием.

— Выбирать чередующуюся гласную в соответствии с правилами их чередования.

— Есть две пары корней, в которых чередованием О-А командует смысл слов: — МАК -=погружать,

-МОК-=пропускать жидкость,

— РОВН — =гладкий,

— РАВН-= одинаковый (искл.: рАвнина)

— От ударения зависят корни: -ГОР—ГАР и –ЗОР- ЗАР-. В корнях –зор-зар- — под ударением пиши О; в корнях — гор- гар- под ударением пиши А.)

— Это ЗОРЯНКА, ЗОРЕВАТЬ, ВЫГАРКИ.

— Корни –ТВОР-ТВАР, -КЛОН-КЛАН-. С этими корнями все просто: без ударения всегда пиши О, а под ударением помним: «МЫ ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ БЕЗ СОМНЕНЬЯ ТО, ЧТО СЛЫШИМ!»

— Это корни -ЛАГ- ЛОЖ-, -СКАК-СКОЧ-, -РАСТ – РАЩ – РОС-.

— Если за корнем есть суффикс А, то пиши в корне И. Таких корней 10.

— Надо запомнит корни –ПЛОВ-ПЛАВ-, где буква О пишется только в двух словах: пловец, пловчиха.

— Здесь нужно вспомнить о полногласных и неполногласных сочетаниях. В старославянском языке, который существовал в древности встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глас, град, врата. Они прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: голос, город, ворота.

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

— Вы доказали, что теория и практические навыки усвоены и готовы закрепить знания по теме урока.

Работа с учебником: выполнение упражнений 78,79 (устно). Ученики по очереди читают слова и объясняют их написание.

Вывод по уроку:

— Ученые утверждают, что объем научных знаний удваивается через каждые 8-10 лет, а это значит, что полученное образование быстро стареет. Как не отстать от жизни и идти в ногу со временем?

— Значит, на уроках русского языка мы занимаемся нужным и важным делом – учимся учиться. Спасибо за урок!

Домашнее задание: упр. 85, с.75 (вопросы).

— Конечно, заниматься самообразованием.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here