Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гиагинского района
«Средняя образовательная школа №7»
Интегрированный урок
русского языка в 10 классе
по теме:
«Морфемика и словообразование»
Составлен учителем
русского языка и литературы
высшей категории
Качановой Оксаной Владимировной
п. Новый
2014 г.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность: 45 минут.
Виды деятельности на уроке: лексический диктант, логико-смысловое моделирование (при повторении правил правописания безударных гласных, гласных в корнях слов).
Цели:
-
дидактическая: создать условия для обобщения единичных знаний по морфемике и орфографии, привести их в систему (определяется самостоятельно учениками);
-
развивающая: способствовать развитию умения осмысленного выбора правил для написания корней с чередованием с опорой на логико-смысловую модель;
-
воспитательная: способствовать привитию интереса к русскому языку, используя нестандартные формы преподавания.
Ожидаемые результаты:
Учащийся научиться выделять морфемы; определять условия выбора написания корней с чередованием; применять знания по образцу и в сходных условиях.
Межпредметные связи: информатика, литература.
Средства обучения:
Мультимедиа;
Шаблоны ЛСМ
Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. В.Ф. Греков, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 2012.
План урока
-
Постановка учебной задачи.
-
Проверка домашнего задания: лексический диктант.
-
Повторение орфографии.
1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».
2. Практикум: ты ученик – ты учитель.
-
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Работа с учебником: выполнение упражнений №78, 79 (устно).
Домашнее задание.
Ход урока
Содержание, речь учителя | Примерные ответы учащихся | Слайды | |
I.Поста- yнов-ка учебной задачи | — Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок русского языка посвящен «Морфемике и словообразованию». — Скажите, что мы должны сегодня вспомнить и повторить относительно темы урока? — Правильно, а начнем с проверки домашнего задания, которая пройдет в форме лексического диктанта. | Учащиеся записывают тему в тетради. — Сегодня на уроке мы вспомним, что является строительным материалом для слов, повторим основные правила правописания безударных корней и корней с чередованием. | |
II.Проверка домашнего задания: лексический диктант. | Лексический диктант. Цель: выравнивание знаний и проверка готовности к уроку, знание определений по морфемике. Для проверки лексического диктанта раздаются листки-заготовки (приложение №1). На экране высвечивается вопрос, учащиеся записывают ответ. (Вопросы на слайде №2). После того как ученики сдадут листки с ответами, на экране появится эталон ответа (слайд №3). Для лучшего запоминания рекомендуется понятие и определение повторить. — Лингвисты, сравнивая и анализируя слова, пришли к выводу, что многие слова делятся на фрагменты – «смысловые кирпичики», которые называют морфемами. Сколько их всего? — Каждая морфема имеет определенное значение. Рассмотрим значения морфем на конкретном примере (слайд №4). Предлагаю слово ПРИШКОЛЬНЫЙ разделить на морфемы и попытаться определить, что они обозначают. — Обменяйтесь карточками –заданиями, которые вы приготовили дома. На выполнение задания – 3 минуты. Карточки сдать на проверку учителю. Ученики подбирали слова в соответствии со способами образования слов в русском языке, но морфемы не выделяли. Другой ученик должен выделить морфемы и указать способы образования слов. Выставляется две оценки: тому, кто подобрал слова, и тому, кто выделил морфемы графически. (Вариант карточки – задания в приложении №2). |
— Всего морфем четыре: приставка, корень, суффикс, окончание , а также постфикс (ся, сь) и интерфикс (соединительные гласные о и е). — ПРИ-ШКОЛЬ – Н-ЫЙ – это прилагательное. Пришкольный – пришкольная – пришкольного – значит – ЫЙ – окончание. Окончание – ЫЙ говорит о том, что слово является прилагательным в форме мужского рода именительного падежа. ПРИШКОЛЬН – основа. –Н-суффикс прилагательного. Приставка ПРИ – означает нахождение вблизи чего-либо. – ШКОЛЬ- — корень.
|
|
III.Повторение изученного материала по теме «Орфография». 1. Конструирование ЛСМ по теме «Правописание безударных гласных в корнях слов».
2.Практикум: ты ученик – ты учитель. | — Умение правильно выделять морфемы в словах необходимо для выработки орфографической зоркости. Сегодня мы повторим правила, связанные с правописанием безударных гласных корней. Наглядно представим все правила написания безударных гласных нам поможет ЛСМ. Учащиеся получают шаблоны ЛСМ, на которых работают в течение урока. (Можно выполнять задание и в электронном виде на компьютере). — Правописание гласных в корнях слов подчиняется разным правилам. Представим их в виде логико-смысловой модели. Но прежде мы должны понять для чего это нужно? — Всем известно, что гласные в безударной позиции очень опасны, именно они дают самое большое количество ошибок в диктантах. — Где может находиться безударная гласная в слове?
— Перечислите, на какие группы можно разделить правила написания безударных гласных в корнях слов? (луч 2 с координатами)
— Их надо запомнить, при необходимости обратиться к орфографическому словарю.
— Корни с чередованием проверять нельзя. Тогда как же проверять написание таких коней?
— Итак, заполняем луч К3 в схеме ЛСМ: какие группы корней зависят от лексического значения?
— Правописание каких же корней зависит от ударения? Отмечаем координаты-корни на луче К4. При этом помним: «Мы под ударением пишем без сомненья то, что слышим!» Сформулируйте правило.
— Конечно же, нам надо запомнить слова-исключения. Что это за слова? — Какие еще корни будут на луче К4 координатами? Как будем действовать в этом случае?
— Чередоваться могут не только гласные звуки, но и согласные, например, ПРОСТИТЬ-ПРОЩЕНИЕ. Чаще всего они при чередовании никак не мешают гласным. Но есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Скажите, какие это корни? — Итак, вторая группа – написание корня зависит от согласной. Работа идет одновременно на координатах К5 и К6, учащиеся сами формулируют правило, вспоминают слова-исключения. — Самая большая группа – 4, в которой написание гласной в корне зависит от суффикса А. Давайте вспомним правило. Сколько корней? Назовите их и отметьте на координатной прямой К7. Сюда же относятся и корни –КОС-КАС-. — Последняя координата призывает нас запомнить. Что же надо запомнить? — Сюда же отнесем и слово ПЛЫВУН. В остальных словах смело пиши А. — Ребята, а в чем же заключается секрет слов: город – град, голова – глава, дерево – древо? (луч 8 ч координатами). Откуда взялись в русском языке такие пары?
Ученики получают карточки, выполняют задание в течение 3 минут, затем обмениваются карточками и по эталону проверяют работу друг друга. (2 мин.)
|
— Цели нашей работы: 1. Закрепить навыки нахождения орфограммы. 2. Закрепить умение применять правила на практике. 3. Повышение грамотности (цель на перспективу).
— Безударная гласная может находиться в корне, приставке, суффиксе или окончании. — 1-я группа – проверяемые ударением: дОлины – дОлы. Здесь используем «золотое правило русского языка». — 2-я группа – непроверяемые, т.е. словарные слова: вИнЕгрет, ОрнамЕнт. — 3-я группа – корни с чередованием. — Выбирать чередующуюся гласную в соответствии с правилами их чередования. — Есть две пары корней, в которых чередованием О-А командует смысл слов: — МАК -=погружать, -МОК-=пропускать жидкость, — РОВН — =гладкий, — РАВН-= одинаковый (искл.: рАвнина) — От ударения зависят корни: -ГОР—ГАР и –ЗОР- ЗАР-. В корнях –зор-зар- — под ударением пиши О; в корнях — гор- гар- под ударением пиши А.)
— Это ЗОРЯНКА, ЗОРЕВАТЬ, ВЫГАРКИ. — Корни –ТВОР-ТВАР, -КЛОН-КЛАН-. С этими корнями все просто: без ударения всегда пиши О, а под ударением помним: «МЫ ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ БЕЗ СОМНЕНЬЯ ТО, ЧТО СЛЫШИМ!»
— Это корни -ЛАГ- ЛОЖ-, -СКАК-СКОЧ-, -РАСТ – РАЩ – РОС-.
— Если за корнем есть суффикс А, то пиши в корне И. Таких корней 10.
— Надо запомнит корни –ПЛОВ-ПЛАВ-, где буква О пишется только в двух словах: пловец, пловчиха.
— Здесь нужно вспомнить о полногласных и неполногласных сочетаниях. В старославянском языке, который существовал в древности встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глас, град, врата. Они прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами: голос, город, ворота. |
|
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | — Вы доказали, что теория и практические навыки усвоены и готовы закрепить знания по теме урока. Работа с учебником: выполнение упражнений 78,79 (устно). Ученики по очереди читают слова и объясняют их написание. Вывод по уроку: — Ученые утверждают, что объем научных знаний удваивается через каждые 8-10 лет, а это значит, что полученное образование быстро стареет. Как не отстать от жизни и идти в ногу со временем? — Значит, на уроках русского языка мы занимаемся нужным и важным делом – учимся учиться. Спасибо за урок!
Домашнее задание: упр. 85, с.75 (вопросы). |
— Конечно, заниматься самообразованием.
|
|