Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сосногорска»

10 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютерный класс, толковый словарь, литературоведческий словарь.

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания.

Совершенствование навыков монологической речи. Теоретический опрос (2 человека у доски объясняют орфографические правила по своим опорным конспектом).

Наиболее подготовленные – занимаются на компьютере по программе «Фраза» («Повторение пройденного», вариант – 548, 549). Оценки переносят в тетрадь (самоконтроль).

  1. Словарная разминка.

Учащиеся записывают не слово, словосочетание с данным словом, наиболее подготовленные получают дополнительное задание – указать вид связи.

Кошёлка, пощёчина, прожорливый, сгущёнка, грошовый, ножовка, освежённый, мажорный, зажжёшь, свежо, ож?г, дешёвый, решённый, чопорный, общо.

Проверка в парах, верный вариант на слайде презентации. Выставление промежуточных оценок (контроль в парах).

  1. Домашнее задание.

§§ 22 (опорный конспект), упр. 115, 117.

  1. Работа с текстом учебником (упр. 107).

  • Выразительное чтение текста.

  • Что вы можете сказать об этом тексте? (Отрывок из «Записок охотника» И.С. Тургенева, «Лес и степь» — поэтический гимн родному краю).

Выполнить задания в тетради самостоятельно (задания у каждого ученика на парте). Время выполнения 10-15 минут. Проверка в парах, верный вариант на слайде презентации. Выставление промежуточных оценок (контроль в парах).

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Упражнение 107

(Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. «Русское слово»)

  1. Определить стиль речи.

  2. Определить тип речи (3 абзац).

  3. Из 3 предложения выписать 2 слова в переносном значении.

  4. Из 1-2 абзаца выписать антонимы.

  5. Назвать способ словообразования слова разгореться.

  6. Из первого абзаца выписать слово, соответствующее схеме: ¬ корень^ □ ^.

  7. Определить часть речи слов: около (1 абз., 9 предл.), молча (1 абз., 5 предл.).

  8. Указать грамматическую основу предложения (4 абз., 1 предл.).

  9. Указать тип односоставного предложения (4 абз., 2 предл.).

10. Указать в 1 абзаце СПП с придаточным изъяснительным.

  • Для тех, кто справился раньше, дополнительное задание на компьютерах – кроссворд «Изобразительно-выразительные средства языка». Результат – в тетрадь.

  • Проверка в парах, верный вариант на слайде презентации. Выставление промежуточных оценок (контроль в парах).

  • Дополнительное задание – находим изобразительно-выразительные средства в тексте.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

метафора

эпитет

олицетворение

сравнение

анафора

восклицательные предложения

инверсия

односоставные предложения

  • Выясняем значение непонятных слов, сверяемся с презентацией или по словарям.

  1. Подведение итогов.

  • Поставьте себе оценку за урок: общий бал.

  • Ответьте себе на вопрос, что необходимо повторить в ближайшее время, что было совсем непонятно на уроке?

  1. Дополнительно (если осталось время) 5 слов – орфографический разбор.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here