Автор : Мецлер Людмила Васильевна.
МБОУ «Красноорловская СОШ», с. Красные Орлы, Кемеровская область.
Учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
10 класс.
Тема : Культура речи
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Автор : Мецлер Людмила Васильевна.Учитель русского языка и литературы МБОУ «Красноорловская СОШ»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой информации.
Задачи, ориентированные на достижение:
личностных результатов:
— создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
— воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
— помочь осознать ценность совместной деятельности;
— воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
метапредметных результатов:
— Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
— Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
— Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
предметных результатов:
— формирование понятия о культуре речи, ее признаках.
— формирование умения исправлять орфоэпические, лексические, морфологические ошибки.
— совершенствование речевой культуры обучающихся.
1.Орг. момент. Вступительное слово учителя.
(Учитель с одним из обуч-ся инсценирует стих-е Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)
-
Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-
Чо?
-
Смотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой воде…
-
Где?
-
Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!..
-
Ну?!
-
Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги…
-
Гы!..
-
И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьётся ёрш…
-
Врёшь!
-
Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха…
-
Ха!..
-
А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожаньи рос…
-
Брось!..
-
Да погоди! Почувствуй ночь,
Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-
Псих!..
-
Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,
Прожить и не понять снега?..
— Ага!..
-_____________________________________________________________________
— Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Иногда я мечтаю о том, чтобы создать такой волшебный элексир, приняв который, человек бы сразу стал так говорить, чтобы из его уст не вылетали слова-сорняки, пустые фразы, нецензурные выражения, а лилась бы чистая, богатая русская речь. Предлагаю вам сегодня поучаствовать в лингвистическом исследовании, провести несколько экспериментов, которые помогут изобрести чудодейственное средство. Согласны?
2. Самоопределение в деятельности.
-Прежде чем что-то исследовать, надо понимать важность предстоящего дела, его актуальность. Обратимся к мудрым мыслям великих людей. Вот что они говорили по поводу предмета нашего исследования. Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить, над чем же нам предстоит работать.(на доске записаны высказывания)
«Наш язык — важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)
«Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».( К.Д.Ушинский
Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-
чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.
К. Г. Паустовский.
(обуч-ся высказывают свои предположения)
-В делах научных все требует проверки и доказательств. Проверим правильность ваших догадок на языковом материале: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое.(слайд 1-2. Приложение №1)
— Итак,предмет нашего исследования, тот самый элексир – это культура речи. (слайд 3). Это и будет темой нашего урока. (Обуч-ся записывают тему урока)
— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи слайд 4).
Наш волшебный элексир, как и всякий лекарственный препарат, является смесью разных компонентов. Мы должны определить, что это за компоненты, для чего они необходимы, как они сочетаются в разных речевых ситуациях. Итак, приступаем к нашему исследованию. Результаты каждого эксперимента заносятся в оценочные листы (учитель дает инструкцию по заполнению оценочных листов)
3. Учебно-познавательная деятельность +
интеллектуально-преобразовательная деятельность.
— Каждый этап исследования включает 2 шага: эксперимент (наблюдение, анализ, трансформация материала) и вывод.
Эксперимент 1.Работа с текстом (сжатие текста) Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться. (слайд 5-6. Приложение №2)
( варианты сжатого текста:
Текст 1. Проснулась рано, вставть неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.
Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)
(Обуч-ся делают выводы)
Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата. Таким образом, одной из главных составляющих культуры речи является ее содержательность.
(слайд 7 Содержательность)
— Если в речи нет этого компонента, она становится пустословием, болтовней (слайд 8. Пустословие )
Эксперимент 2. (проблемная ситуация)
Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор.(слайд 9)
Предоставить отпуск ввиду болезни.
Предоставить отпуск вследствие болезни
(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.)
Одеть на встречу смокинг.
Надеть на встречу смокинг.
Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)
Вывод: следующий компонент культурной речи: точность , логичность(слайд 10)
Эксперимент 3. Анализ текста. (Плеоназм и тавтология)
Наблюдаем над ситуацией: жена говорит мужу: (слайд 11. Приложение №3)— Проанализируйте высказывание, что вас смущает?.( неуместность данных выражений в этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какая составная часть культурной речи здесь представлена?
Вывод: уместность. (слайд 12. Уместность)
Распространенными нарушениями точности и уместности речи являются плеоназм и тавтология (слайд 13-14) Очистим данные высказывания от плеоназмов и тавтологии. (слайд 15)
Эксперимент 4. ( Групповая работа).
Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи (слайд 16
«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»)
— Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.
Вывод:следующая составляющая культурной речи – правильность (слайд 17)
Прежде чем вы приступите к эксперименту, необходимо проверить вашу теоретическую подготовленность.
Опрос:
— Какие нормы литературного языка вы знаете? (слайд 18-25. Приложение №4)
— Чтобы исследовать больше языковых явлений, разделимся на 3 группы. Каждая из групп будет анализировать различные высказывания, очищать их от вредных примесей и редактировать в соответствии с нормами русского языка.
(класс делится на группы 3 и выполняем задания по всем нормам. Помощники словари). Самопроверка (слайды 26-29. Приложение №5)
Эксперимент 5.(Анализ текста).
—Наблюдаем за диалогом (ученики читают по ролям)
Димка, ну чё, прочитал?
Прочитал.
Прикольно или стрёмно?
Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».
Вот лох!
А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
Ух ты!
Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега…
О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)
— что такое сленг?
— что такое жаргон? (слайд 30-31)
— К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.
. Предлагаю вам трансформировать подобный текст (слайд 32-34.)
— Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи.
Вывод: еще одним компонентом хорошей речи является чистота. (слайд 36)
Эксперимент 6. (Творческая работа. Мини-сочинение) Мы с вами составляющие нашего волшебного элексира. Можно ли считать, что наше исследование подошло к концу? Я думаю, что не совсем. Представьте себе ситуацию: скоро лето! Планы у всех разные. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать на море, понежиться на горячем песочке и послушать нежный шум прибоя. А потом рассказать обо всем друзьям. Перед вами один такой рассказ. (слайд 37
«Лето. Море. Жара. Чудесно!») казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками. Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора? (нет) Почему? (в нем не хватает выразительности) Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной.
Вывод: необходимым элементом культурной речи является выразительность.
(слайд 38 «Выразительность»)
Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Я думаю, что эта мелодия поможет вам настроиться на нужную волну. Вперед! К творчеству! (Под морскую мелодию ученики пишут мини-сочинение. Слайд 39)
4. Рефлексия.
— Наше исследование подошло к концу. Экспериментальным способом мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи. А это значит, что при желании любой из нас может стать обладателем чудесного элексира , который преобразит нашу речь. К сожалению, это не может произойти в одну секунду, но «терпение и труд все перетрут». Настало время подвести итоги.На оценочных листах вы оценивали свои знания и этапы урока (Приложение №6). Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок). И самое главное – оцените ваше настроение с помощью лестницы настроения.