Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Новошарапская средняя общеобразовательная школа

Утверждено

Директор школы О.А.Кротова

Заместитель директора по УВР

Тематическое планирование по элективному курсу

«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

в 10,11 классах на 2012-2013 учебный год

Составитель: Можаева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Тематическое планирование элективного предмета «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» на 2011-2012 учебный год. ( учитель Можаева Т.Г.)

Пояснительная записка

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку еди­ного государственного экзамена, КИМами которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10-11 классов. Прежде всего предмет направлен на подготовку обучающихся к выполнению части С, так как, ос­тавшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от уча­щегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способно­сти эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компе­тентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позво­лил увидеть недостаточный уровень готовности учащихся к выполнению части С, обозначить проблемные точки, над которыми мне предстоит специальная работа в бли­жайшем будущем.

Моя задача сегодня — разобраться в причинах неуспехов школьников, выде­лить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и ли­тературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хо­рошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

Таким образом, новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания, а также на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы ( орфография, пунктуация, культура речи, лексика, морфемика и т.д.).

Цель — подготовить старшеклассников к успешному выполнению ЕГЭ.

В задачи данного курса входит обучение:

  • 1. способам понимания текста;

  • 2. способам выражения понимания авторской позиции;

  • 3. способам выражения собственной позиции;

  • 4. созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникатив­ной задаче и т.д. , а также

  • 5.развитие рефлексивных способностей на основе способов различения  авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной;

  • 6.обобщение и систематизация ЗУН по разделам лингвистики.

Формы работы: коллективная , групповая, индивидуальная.

Принцип построения планирования – модульный.

Учебно-тематический план

10 класс (70 часов)

Тема

 

часов

Форма контроля

Модуль 1. Часть С.

1.

О структуре ЕГЭ по русскому языку.

1

2.

Модель части С. Анализ критериев части С. Способы формулировки вступления. Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы формулировки авторской позиции.

5

Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию  разными способами.

3.

Способы выявления проблемы текста. Оформление комментария.

5

4.

Способы выявления авторской позиции в тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты. Собственная аргументация.

4

 

Модуль 2. On – lain тестирование.

5.

ЦОР как средство подготовки к ЕГЭ. On – lain тестирование.

3

Модуль 3. Культура речи.

 6.

Проблемы культуры речи на современном этапе. Культура речи и языковая норма.

5

Презентация обучающихся.

 

Модуль 1. Часть С.

 

7.

Как правильно понять исходный текст.

5

Письменная работа – анализ фактуальной, концептуальной, подтекстовой информации текста.

8.

Тренинг по формулировке основной проблемы текста.

4

Письменная работа — формулировка основной проблемы текста.

9.

Тренинг по написанию комментария основной проблемы текста.

3

Письменная работа — комментарий основной проблемы текста.

10.

Тренинг по формулировке позиции автора.

3

Письменная работа — формулировка позиции автора.

11.

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

4

Письменная работа — аргументация собственной позиции.

12.

Тренинг. Рецензирование сочинений.

3

Контрольное сочинение.

Модуль 2. On – lain тестирование.

13.

Тренинг по орфографии.

3

Накопительная по итогам тестирования.

14.

Тренинг по пунктуации.

3

Накопительная по итогам тестирования.

15.

Контрольный диктант и анализ допущенных ошибок.

2

Модуль 4. Итоговое тестирование.

3

Итого запланировано

58 часов

Резерв

10 часов

11 класс (51 час)

Модуль 1. Часть С. 5

1.

Модель части С. Способы формулировки вступления.

1

 

2.

Способы выявления проблемы текста.

1

3.

Приёмы комментирования проблемы. Способы выражения авторской позиции.

1

4.

Обучение сочинению – рассуждению части С.

1

5.

Тренинг. Анализ сочинения по тексту Д.Гранина.

1

Модуль 2. Языковые нормы.

10

6.

Языковые нормы. Орфоэпические нормы.

1

7.

Морфологические нормы.

1

8.

Синтаксические нормы.

1

9.

Лексические нормы.

1

10.

Тренировочные упражнения по теме «Языковая норма».

1

11.

Проверочная работа по теме «Языковая норма».

1

12.

Презентация «Проблемы культуры речи на современном этапе».

1

Модуль 1. Часть С.

13.

Как правильно понять исходный текст.

1

14.

Фактуальная, концептуальная, подтекстовая информации текста.

1

15.

Подготовка к сочинению по тексту Д.Лихачёва «Любовь, уважение, знание».

1

Сочинение.

Модуль 3. Орфография. А 12-18.

11

16.

Правописание-нн-, -н- в разных частях речи.

2

Проверочный тест.

17.

Правописание корней. (А13)

1

Проверочный тест.

18.

Правописание приставок. (А 14)

1

Проверочный тест.

18.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. (А15)

1

Проверочный тест.

19.

Правописание суффиксов различных частей речи. (А 16)

2

Проверочный тест.

20.

Правописание НЕ и НИ. (А 17)

2

Проверочный тест.

21.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов. (А 18)

1

Проверочный тест.

22.

Контрольное тестирование.

1

Модуль 1. Часть С.

5

23.

Тренинг по формулировке основной проблемы текста.

1

24.

Тренинг по написанию комментария основной проблемы текста.

1

25.

Тренинг по формулировке позиции автора.

1

26.

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

1

27.

Тренинг. Рецензирование сочинений.

1

Контрольное сочинение.

Модуль 4. Пунктуация. А 19- 25.

8

28.

Пунктуация в ССП и простом предложении с однородными членами. (А 19; В 5, 6)

1

Проверочный тест.

29.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. (А 20, В5)

1

Проверочный тест.

30.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. ( А 21)

1

Проверочный тест.

31.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении ( с однородными членами). (А 22; В 5)

1

Диктант.

32.

Знаки препинания в БСП. (А 23; В 6)

1

Проверочный тест.

33.

Знаки препинания в СПП. (А 24; В 6)

1

Проверочный тест.

34.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. (А 25; В 6)

1

Проверочный тест.

35.

Контрольный диктант.

1

Модуль 5. Речь. А 27-30.

4

36.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. (А 27)

1

37.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. (А 28)

1

38.

Функционально – смысловые типы речи. (А 29)

1

39.

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в завмисимости от смысловых связей между словами. (А 30)

1

Проверочный тест. (А 27- 30)

Модуль 6. Часть В.

8

40.

Основные способы словообразования ( В1)

1

41.

Части речи. ( В2)

1

42.

Типы подчинительной связи в словосочетании. (В 3)

1

43.

Предложение. (В 4)

1

44.

Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. (В 5,6)

1

45.

Средства связи предложений в тексте. (В 7)

1

46.

Речь. Языковые средства выразительности. (В 8)

1

47.

Пробное тестирование.

1

Итого запланировано

51час

Всего по программе — 119 часов, резерв – 10 часов.

После прохождения программы учащиеся должны

 Знать:

— требования к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку (критерии оценивания);

— основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

— грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);

— специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения части С;

— наиболее распространенные клише, используемые при написании сочинения части С ЕГЭ по русскому языку.

Уметь:

— определять проблему публицистических и художественных текстов и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения);

— выбирать из исходного  текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

— определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать ее разными способами (с помощью глаголов речи, мысли, с помощью способов передачи чужой речи);

— писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

— критически относиться к написанному, редактировать свое  сочинение;

— выполнять часть А, В.

 

Литература

  • 1. Актуальные вопросы подготовки учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку (часть С).- Тюмень, 2004..- 76 с.

  • 2. Власенков, Рыбченкова. Текст Стили речи.

  • 3. Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 384 с.

  • 4. Громыко, Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: учебное пособие для учащихся старших классов. — М: Пушкинский институт, 2001- 288 с. — Серия: Мыследеятельностная педагогика.

  • 5. Ефимов, А.И. Метафоризация значений слов как средство создания образ­ной речи// Стилистика художественной речи. М: Изд-во МГУ, 1957.-С.98-129.

  • 6. Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. — К.: Рад. шк., 1985.-136 с.

  • 7. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980. — 94 с.

  • 8. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.- Тюмень, 2006 . — 84 с.

  • 9. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.- Тюмень, 2007 .- Вып. 2.

  • 10.Никитина, Е.И. Русская речь: учеб. пособ. по развитию речи (для 5-7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.

  • 11.Львова, С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2000.

  • 12.Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.- Тюмень, 2007.

  • 13.Томашевский, Б.В. Тропы// Стилистика. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1983.-С. 187-239.

  • 14. Шанский, И.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: кн. для учителя/Н.М. Шанский.- М: Просвещение, 2002.- 224 с.

15.Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. — М: Изда­тельство «Первое сентября», 2002.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here