Урок русского языка в 11 классе: «Сложное предложение с разными видами связи»
Преподаватель: Абишева Нургуль Калиевна
г.Аральск сш №220
Урок русского языка в 11 классе: «Сложное предложение с разными видами связи»
Цель урока:
-
Образовательная: актуализация знаний учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи.
-
Развивающая: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся.
-
Воспитательная: воспитание в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, любви к родной земле.
-
Тип урока: комбинированный
-
Методы и приёмы: наблюдение, частично-поисковый, самостоятельная работа (с элементами КПД), дидактическая игра, тестирование, работа с текстом; составление опорного конспекта, схемы и алгоритма.
-
Оборудование, наглядные пособия: таблицы, компьютер, оценочные листы, тестовый материал, карточки с индивидуальным заданием, книги писателей, чьи высказывания использованы на уроке.
-
План урока
-
Организационный момент.
-
Дидактическая игра.
-
Составление опорного конспекта в течение урока.
-
Пунктуационный разбор предложения.
-
Составление опорной схемы.
-
Работа с учебником.
-
Комментированное письмо.
-
Самостоятельная работа по рядам.
-
Самостоятельная работа с текстом.
-
Составление алгоритма.
-
Объяснение домашнего задания.
-
Выставление оценок.
Структура урока
I. Организационный момент.
-
Круг Радости.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Постановка цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
-
Дидактическая игра.
III. Формирование навыков определения сложного предложения с разными видами связи.
-
Объяснение работы по составлению опорного конспекта.
-
Пунктуационный разбор предложения, заранее записанного на доске.
-
Составление опорной схемы.
-
Работа с учебником.
-
Комментированное письмо.
Структура урока
IV. Творческое применение знаний, умений, навыков.
-
Самостоятельная работа по рядам с взаимопроверкой.
-
Самостоятельная работа с текстом с взаимопроверкой.
V. Итог урока.
-
Составление алгоритма действий по определению видов связи в сложных конструкциях и расстановке знаков препинания в них.
VI. Домашнее задание.
-
Закончить работу с опорным конспектом.
-
Выучить несколько высказываний, использованных на уроке.
-
Сочинение-миниатюра на заданную тему. (По выбору.)
Пунктуационный разбор предложения, заранее записанного на доске.
-
Задание: вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы предложений, объясните постановку знаков препинания в нём.
Если не дорог тебе твой край, если не чтиш… ты законов своего народа и не любиш… свой отчий дом, ты зря живёш… на свете: и(с, сс)охнет твоё сер…це, зачерстве…т твоя душа, и не воздас(тся, ться) тебе от щедрости земли, от её красоты, от её из…билия. (М. Шаханов)
Комментированное письмо.
-
Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, назвать виды связи и составить схему.
Обучать детей – хорошо, но, чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку.
(Абай, Слово 25.)
Батыр – человек мужественный и стойкий; у него трепетное человеческое сердце в груди, которое готово служить людям.
(Абай, Слово 14.)
Самостоятельная работа по рядам со взаимопроверкой.
Задание: записать предложение, расставить знаки препинания, назвать виды связи. (Предложения даны без знаков препинания.)
Говорят, надо быть весёлым, но шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим, так как вечно сыплющий остротами человек становится шутом.
В разговоре с другими умейте слушать: нет ничего более неприятного и глупого в поведении человека, чем его стремление быть «душой общества».
Наша молодость – это и наша старость: уйти совсем от своей репутации, которую вы создадите в школьные годы, нельзя, а изменить её трудно.
Самостоятельная работа с текстом с взаимопроверкой.
-
Теперь выполним небольшую самостоятельную работу по карточкам. 4 варианта карточек. Вы должны будете переписать текст в тетрадь, вставить пропущенные буквы на месте пропущенных орфограмм, расставить знаки препинания.
Карточка №1.
Сущность человека сост…вляет любовь справедливость и душевность люди не могут обходит…ся без этих начал так как в жизни не бывает случ…я когда бы не уча…ствовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу. Таким создал всевышний наш мир.
Абай
Карточка №2
В матер…альном мире большое не уместиш… в малом. В сфере же духовных це(н, нн)остей не так. Большая цель охватывает всего человека сказыва…тся в каждом его поступке если есть у человека великая цель то она должна проявлят…ся во всём: и в большом, и в малом.
Д.С. Лихачёв
Карточка №3
Наконец решил возьму в спутники бумагу и ч…рнила и стану записывать все свои мысли. Может быть кому(то) придёт…ся по душе какое(нибудь) моё Слово и он перепиш…т его для себя или просто запомнит и если нет – мои слова как говорится останут…ся при мне.
На этом я остановился и нет у меня иного занятия чем письмо.
Абай
Карточка №4
Природа созд…вала человека много ми(л, лл)ионов лет пока не создала и вот эту творческую соз…дательную деятельность природы нужно я думаю уважать. Природа соз…дательна она созд…ла нас поэтому мы должны в нашей жизни по(д, дд)ерживать эту соз…дательную т…нденцию творчество и ни в коем случае не по(д, дд)ерживать всего разрушительного что есть в жизни.
Д.С. Лихачёв
Темы домашнего сочинения
-
«Сердце родины моей…»
-
«Все начинается с любви…»
-
«Давайте поклоняться доброте…»
-
«Сколько прекрасного встретишь в человеке…»
-
«Жизненный успех. Как я его понимаю»
«Истинная красота человека»