Конспект открытого урока русского языка в 11 классе.

Тема. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Цель урока: повторение сведений о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Задачи урока:

Обучающие:

углубить знания о сложноподчинённом предложении;

повторить понятия параллельное, последовательное, однородное подчинения, комбинированное подчинение;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова;

учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений.

Развивающие:

совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, навыков грамотного письма;

развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок повторения.

Ход урока

I. Организация

II. Актуализация прежних знаний (цифровой диктант) + частичная проверка домашнего задания

Цель:

— Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению, вспомним отличия союза от союзного слова, а самое главное — вспомним и повторим материал о сложных синтаксических конструкциях, а именно, предложения с несколькими придаточными. Повторение данной темы важно, потому что в заданиях ЕГЭ помимо тех, которые касаются синтаксиса сложного предложения, есть, например, задание В4, в котором требуется найти среди нескольких предложение с несколькими придаточными, соответствующее определённому типу подчинения. Поэтому сегодняшний урок будет направлен именно на отработку этого умения..

Проверка домашнего задания:

— Дома вы тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, а также в определении их грамматической основы (упр. 407 (II)). Как это у вас получилось, я проверю. Помимо этого, нужно было произвести полный разбор … предложения. Это я проверю на оценку.

2 человека у доски выполняют разбор предложения: первый – разбор предложения как сложного, второй – разбор простых в составе сложного.

Цифровой диктант:

— В это время остальные работают со мной. Вспомним некоторые сведения, касающиеся простого и сложного предложения. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с ним, ставьте цифру 1, если нет – 0.

Верно ли утверждение, что:

— Союзы что, если, где – подчинительные? (1)

— Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей? (0)

— Союз а относится к группе соединительных союзов? (0)

— Односоставное предложение может быть неопределённо-личным? (1)

— В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? (0)

— Обособленное обстоятельство может быть выражено сравнительным оборотом? (1)

— Если вводное слово однако стоит в начале предложения, то оно не выделяется запятой? (1)

— Предложение Обоз тронулся с места, когда садилось солнце сложноподчинённое с придаточным времени? (1)

— Союз не только… но и является подчинительным? (0)

— Части в СПП могут быть соединены союзами или союзными словами? (1)

Проверка: 1001011101

— Поднимите руку те, у кого нет ошибок. У кого 1-2 ошибки? У кого больше 4 ошибок?

— Проверим, что получилось на доске (Проверка разборов, оценки). Проверьте, всё ли верно у вас в тетради.

III. Повторение материала.

Беседа:

— Какие виды придаточных предложений вы знаете?

— А как вы будете определять вид придаточного? Вспомните алгоритм.

— Как отличить союз от союзного слова?

— Наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы поработаем с такими предложениями.

Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Работа с презентацией:

— Запишите в тетрадь предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

[ ], (когда…), (где… ).

СПП с придаточными времени и определительным.

— Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

Работа с учебником: чтение правила на стр.244.

— Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных? (Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.)

— В каком случае запятая между ними ставится? (Запятая ставится, если после придаточного нет второй части союза — ТО или ТАК)

Знаки препинания при стечении союзов

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать.

Работа с презентацией:

— Спишите, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.

— Спишите предложение, расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

[ ], (когда…), (когда…).

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:

придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными

— При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться.

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

— Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

— Видов подчинения в одном предложении может быть сразу несколько, например:

В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя, которого гул и треск выгнали из леса. (Однородное и последовательное подчинение)

IV. Тренировочные упражнения

1 — Задание по рядам. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите вид подчинения.

Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая поразила всех.

Слышно было, как над полем пел жаворонок и кого-то передразнивал скворец.

Дети рассказывали, что выбрали те цветы, которые так любила мама.

— Таким образом, какие три типа подчинения в СПП нужно помнить?

2 – Составление сложных предложений из простых (устно). Из трёх простых предложений составьте одно сложное

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

3 — Распределите в колонки (на интерактивной доске) номера предложений с разными видами подчинения (таблички с предложениями у каждого.)

Когда поезд проходил мимо Бреста, шёл такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать.

Он поймёт, потому что он способен понять всё, что выражено логично и просто.

Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое тёмное время.

Пока он говорил, я заметил, что русский язык доставлял ему большое удовольствие.

Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестаёт стучать маятник, это будит сонного.

Известно, что если музыкант долго не подходит к инструменту, то пальцы его теряют гибкость.

V. Контроль знаний

Тест:

Вариант 1

1. Укажите вид предложения: Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Ю.Яковлев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

3. Укажите вид предложения: Снег скрипел так, что было слышно, как кто-то ходит на другом конце села. (А.Иванов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Его жизнь укладывалась в анкету с той легкостью, с какой она заполняется у тех, кто не знает темных пятен в своем прошлом, кто старательно идет по однажды избранной дороге.(А.Бахвалов)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

Вариант 2

1. Укажите вид предложения: Дмитрий Алексеевич понял, что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут делать нечего. (В.Дудинцев)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

2. Укажите вид предложения: Рассказав, как Каштанова перепутали с командиром полка и что из этого получилось, Федоров хохочет и высовывается из ванной, чтобы посмотреть, как смеется племянница.(Н.Давыдова)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

3. Укажите вид предложения: Рассказать об этом человеке хотелось так, чтобы придерживаться фактов и чтобы было интересно. (Д.Гранин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

4. Укажите вид предложения: Если попадется поляна в окружении позолотевших берез, можно полежать на мягкой траве, где по-летнему пригревает солнце.(В.Солоухин)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

VI. Итоги урока, домашнее задание

— Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

— Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

— Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

Домашнее задание: упр. 417 (отработка умения составлять СПП с несколькими придаточными)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here