Бестобинская средняя школа №2
Открытый урок по русскому языку
Тема «Глагол»
Классный руководитель: Жаркенова Г.К.
2014 г
Открытый урок во 2-м классе по русскому языку по теме «Глагол»
Цель: Расширить знания детей о такой части речи, как глагол. Систематизировать сведения о имени существительном и прилагательном.
Задачи урока:
-
Развивать память, внимание, мышление, образную речь. Формировать умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы.
-
Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.
-
Прививать чувство ответственности за себя и своих одноклассников.
Ход урока
Всем ребятам дан звонок,
Он собрал нас на урок.
Встанем, подровняемся,
С трудностями справимся!
Ребята! Покажите ваши умные глазки, ровные спинки. У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Повернулись. Готовы ли мы к уроку? Урок русского языка – один из самых сложных в начальной школе.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
2. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.
Скажите, ребята, для чего мы изучаем предмет русский язык? – Чтобы научиться грамотно говорить и писать, правильно оформлять нашу речь.
Из чего состоит наша речь? – Наша речь состоит из предложений.
Из чего состоят предложения? – Предложения состоят из слов.
Правильно. И у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – их действия. Сотни тысяч слов в русском языке! А разобраться и управиться с такой армией слов помогает нам строгий командир – королева Морфология
Имя прилагательное | Глагол | |
Часть речи. | Часть речи. | Часть речи. |
предмет. | признак. | действие. |
Кто? Что? | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делает? Что делал? Что будет делать? |
2. Определение темы урока
На доске слова: Ключ, красивые, мокнет, ершик, душистая, коса, гладкая, идут, делает.
На какие три группы можно разделить эти слова?
Имя существительное, прилагательное, глагол.
Докажи?
Имя существительное, отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет. Изменяется по родам, числам. Бывает одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательными.
Имя прилагательное, отвечает на вопросы: какой? Какая? Какой? И обозначает признак предмета. Имена прилагательные нужны для красоты описания, точности. Связаны с именем существительным.
Третья группа мы знаем, что она называется глагол и всё…
3. Основная часть.
Физминутка для глаз.
Открываем тетрадь и записываем число, классная работа.
Минутка чистописания, буква Гг.
Тема урока: Глагол.
Прежде чем мы будем знакомится с этой частью речи, поработаем над развитием слуховой памятью.
Запишите цифру, под которой стоит ударная гласная в слове.
Каша-2, кипарис-6, лиса- 4, метро- 5, книга-3, персик-2.
— Вспомните в каких словах было 4 буквы? (каша, лиса)
— Вспомните первое слово? (каша)
— В каком слове был слог ли? (лиса)
Зрительная память.
Посмотрите на название овощей и попытайтесь их запомнить.
Огурец, помидор, капуста, морковь.
— Сколько всего слов? (4)
— Есть ли среди них слова на одну букву? (нет)
— Назовите слова, которые начинаются с согласного звука? (морковь, помидор, капуста)
— В каких словах количество букв соответствуют количеству дней в неделе? (морковь, помидор, капуста)
— А пальцем на руке?
Сейчас мы их запишем в алфавитном порядке.
Капуста, морковь, огурец, помидор.
А узнавать сегодня новое мы будем с помощью взаимообучения.
Каждая группа получает задание выполняет его и затем научит нас.
1 группа.
Составь предложение:
Птичка гнездо.
Подруга в доме.
Пёс за кошкой.
2 группа.
Раздели слова на группы:
Идти, играли, играть, шли, пойдём, играть.
3 группа:
Выпишите словосочетания:
Яркое солнце светит. Пушистая кошка гуляет.
4 группа:
Подчеркни грамматическую основу:
Яркое солнце светит. Пушистая кошка гуляет.
5 группа:
Раздели слова на две группы:
Бежит, бегут, идут, плывёт, идет, плыли.
Ответьте на вопрос: Изменяются ли по родам глаголы?
Приведи примеры.
Проверка.
1 группа:
Мы не можем составить предложения, потому что не хватает действия предмета.
Распространим предложение ещё ( Красивая птичка высоко на горе свила крепкое гнездо)
Глагол — обозначает действие предмета.
2 группа:
Мы разделили слова на три группы по вопросам:
Что делать, что делали и что будут делать?
Глаголы изменяются по временам.
3 группа:
Записать словосочетания.
4 группа:
Подчеркнуть грамматическую основу.
Почему у меня возник вопрос???
(Главные члены не могут быть словосочетанием.)
5 группа:
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы не изменяются по родам, потому что ж, м, и с род будет идёт.
Вывод: Глагол, это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что будут делать? и т. д.
Глагол изменяется по временам и числам. Но не изменяется по родам.
Закрепление:
Добавь слово, подчеркни глаголы, определи время и число.
В бурю ветер воет, а дождь….
В мороз деревья трещали, а звери…
В грозу молния будет сверкать, а гром будет…
Глаголы часто встречаются в виде фразеологизмов, найдите их и объясните.
Тест на закрепление:
-
Глагол, это часть речи…
А. которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.
Б. которая отвечает на вопрос какая? какой? и обозначает признак предмета.
В.которая отвечает на вопро что делает? Что будут делать? и обозначает действие предмета. -
Выдели глагол
А. кошка.
Б. красивая.
В. пьёт. -
Глагол гуляли стоит
А. настоящее время, единственное число.
Б. прошедшее время, множественное число.
В.настоящее время, множественное число.
Итог урока:
Заполни лист самооценки: