Бестобинская средняя школа №2

Открытый урок по русскому языку

Тема «Глагол»

Классный руководитель: Жаркенова Г.К.

2014 г

Открытый урок во 2-м классе по русскому языку по теме «Глагол»

Цель: Расширить знания детей о такой части речи, как глагол. Систематизировать сведения о имени существительном и прилагательном.

Задачи урока:

  1. Развивать память, внимание, мышление, образную речь. Формировать умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы.

  2. Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.

  3. Прививать чувство ответственности за себя и своих одноклассников.

Ход урока

Всем ребятам дан звонок,
Он собрал нас на урок.
Встанем, подровняемся,
С трудностями справимся!

Ребята! Покажите ваши умные глазки, ровные спинки. У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Повернулись. Готовы ли мы к уроку? Урок русского языка – один из самых сложных в начальной школе.

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

2. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

Скажите, ребята, для чего мы изучаем предмет русский язык? – Чтобы научиться грамотно говорить и писать, правильно оформлять нашу речь.

Из чего состоит наша речь? – Наша речь состоит из предложений.

Из чего состоят предложения? – Предложения состоят из слов.

Правильно. И у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – их действия. Сотни тысяч слов в русском языке! А разобраться и управиться с такой армией слов помогает нам строгий командир – королева Морфология

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Часть речи.

Часть речи.

Часть речи.

предмет.

признак.

действие.

Кто? Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

2. Определение темы урока

На доске слова: Ключ, красивые, мокнет, ершик, душистая, коса, гладкая, идут, делает.

На какие три группы можно разделить эти слова?

Имя существительное, прилагательное, глагол.

Докажи?

Имя существительное, отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет. Изменяется по родам, числам. Бывает одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательными.

Имя прилагательное, отвечает на вопросы: какой? Какая? Какой? И обозначает признак предмета. Имена прилагательные нужны для красоты описания, точности. Связаны с именем существительным.

Третья группа мы знаем, что она называется глагол и всё…

3. Основная часть.

Физминутка для глаз.

Открываем тетрадь и записываем число, классная работа.

Минутка чистописания, буква Гг.

Тема урока: Глагол.

Прежде чем мы будем знакомится с этой частью речи, поработаем над развитием слуховой памятью.

Запишите цифру, под которой стоит ударная гласная в слове.

Каша-2, кипарис-6, лиса- 4, метро- 5, книга-3, персик-2.

— Вспомните в каких словах было 4 буквы? (каша, лиса)

— Вспомните первое слово? (каша)

— В каком слове был слог ли? (лиса)

Зрительная память.

Посмотрите на название овощей и попытайтесь их запомнить.

Огурец, помидор, капуста, морковь.

— Сколько всего слов? (4)

— Есть ли среди них слова на одну букву? (нет)

— Назовите слова, которые начинаются с согласного звука? (морковь, помидор, капуста)

— В каких словах количество букв соответствуют количеству дней в неделе? (морковь, помидор, капуста)

— А пальцем на руке?

Сейчас мы их запишем в алфавитном порядке.

Капуста, морковь, огурец, помидор.

А узнавать сегодня новое мы будем с помощью взаимообучения.

Каждая группа получает задание выполняет его и затем научит нас.

1 группа.

Составь предложение:

Птичка гнездо.

Подруга в доме.

Пёс за кошкой.

2 группа.

Раздели слова на группы:

Идти, играли, играть, шли, пойдём, играть.

3 группа:

Выпишите словосочетания:

Яркое солнце светит. Пушистая кошка гуляет.

4 группа:

Подчеркни грамматическую основу:

Яркое солнце светит. Пушистая кошка гуляет.

5 группа:

Раздели слова на две группы:

Бежит, бегут, идут, плывёт, идет, плыли.

Ответьте на вопрос: Изменяются ли по родам глаголы?

Приведи примеры.

Проверка.

1 группа:

Мы не можем составить предложения, потому что не хватает действия предмета.

Распространим предложение ещё ( Красивая птичка высоко на горе свила крепкое гнездо)

Глагол — обозначает действие предмета.

2 группа:

Мы разделили слова на три группы по вопросам:

Что делать, что делали и что будут делать?

Глаголы изменяются по временам.

3 группа:

Записать словосочетания.

4 группа:

Подчеркнуть грамматическую основу.

Почему у меня возник вопрос???

(Главные члены не могут быть словосочетанием.)

5 группа:

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы не изменяются по родам, потому что ж, м, и с род будет идёт.

Вывод: Глагол, это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что будут делать? и т. д.

Глагол изменяется по временам и числам. Но не изменяется по родам.

Закрепление:

Добавь слово, подчеркни глаголы, определи время и число.

В бурю ветер воет, а дождь….

В мороз деревья трещали, а звери…

В грозу молния будет сверкать, а гром будет…

Глаголы часто встречаются в виде фразеологизмов, найдите их и объясните.

Тест на закрепление:

  1. Глагол, это часть речи…
    А. которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.
    Б. которая отвечает на вопрос какая? какой? и обозначает признак предмета.
    В.которая отвечает на вопро что делает? Что будут делать? и обозначает действие предмета.

  2. Выдели глагол
    А. кошка.
    Б. красивая.
    В. пьёт.

  3. Глагол гуляли стоит
    А. настоящее время, единственное число.
    Б. прошедшее время, множественное число.
    В.настоящее время, множественное число.

Итог урока:

Заполни лист самооценки:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here