УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема «ГЛАГОЛ»
Учитель:
Татаринова Екатерина Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №43
города Челябинска
2014 год
Урок русского языка. 2 класс.
Тема. Глагол как часть речи и употребление его в речи.
Педагогическая цель. Способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки. Создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам, определять подлежащее и сказуемое.
Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Тип урока. Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные). Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Личностные результаты. Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Учатся избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций , а так же имеют возможность развивать положительное отношение к языковой деятельности.
Универсальные учебные действия ( метапредметные).
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполняют учебные действия, используя устную и письменную речь, а также речь про себя.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её под руководством учителя или самостоятельно; ориентироваться в учебнике, осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.
Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; работать в группах, парах; осуществлять взаимный контроль совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основное содержание темы.
Понятия и термины. Глагол как часть речи и употребление его в речи. Действия предметов. Что делать? Что сделать? Что делают? Что сделают?
Оборудование: схема «Глагол, компьютер, мультимедиа, проектор, раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в группах.
Формы, методы, методические приёмы. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Приёмы контроля. | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
| Фронтальный. Словесный. Слово учителя.
| Приветствует учащихся. -Любите преодолевать трудности? Трудности всегда преодолеваются , если человек всё делает с хорошим настроением. Выберите один из смайликов. — Подумайте, поможет ли ваше плохое настроение преодолеть все трудности на нашем пути? Давайте постараемся от него избавиться. Будем дружно и весело работать. Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. На столах лежат карточки с изображением смайликов. Выбирают и показывают смайлик. | Проявляют готовность к работе на уроке.
|
|
2.Чистописание
| Индивидуальная Практическая Письмо. | то вес вы яв на | Выполняют письмо по образцу. | Вырабатывают каллиграфический почерк. |
Письмо. |
3.Актуализация знаний.
1). Постановка учебной задачи.
| Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
| -Какую большую тему мы изучаем? -С какими частями речи вы знакомы? -Что вы знаете о имени существительном? -Сегодня мы продолжим открывать тайны великого русского языка. Определить тему сегодняшнего урока нам поможет следующее задание. | Слушают учителя.
| Понимают учебную задачу, сформулированную учителем
| Беседа |
2)Работа по карточкам
| Групповая. Словесный. Практический. Чтение. Письмо.
| -Глядя на картинки, назовите слова, обозначающие действия. (Учитель выдаёт каждой группе карточку с изображением людей, все они выполняют какие –либо действия) (слайд) | Слушают, обсуждают ( в группе) слово- продолжение. вписывают .
| Анализируют высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других. Грамотно записывают слова.
| Письмо.
|
3)Формулирование темы урока.
| Фронтальная. Словесный. Чтение.
| — Первая команда. Прочитайте, какие слова записали. — Вторая команда. Прочитайте свои слова. -Что обозначают эти слова? -На какие вопросы отвечают? -Как называются такие слова? —Как вы думаете всё ли мы знаем о глаголе?
— Сформулируйте тему нашего занятия. -Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить ? — Действительно, сегодня на занятии, мы ответим на следующие вопросы: -Какие слова называются глаголами? — Для чего нужны глаголы в речи? | Читают получившиеся слова. Формулируют тему урока «Глагол»
Читают вопросы. Совещаются. Отвечают.
| Владеют понятиями –глагол. Грамотно осуществляют письмо.
Владеют понятиями –глагол.
| Правильное формулирование темы. Чтение названия на слайде.
|
4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1)Подбор глаголов к существительным
| Фронтальная. Групповая. Словесный , Наглядный Чтение. Беседа.
| -К данным имени существительным подбери глаголы. ( Карточки со словами собака, воробей, ворона, сорока, корова, кошка, свинья; лает, чирикает, каркает, трещит, мычит) На слайде появляются подписи: Собака –лает, воробей –чирикает, ворона –каркает, сорока-трещит, корова-мычит, кошка –мяукает, свинья-хрюкает. — Как называются слова, обозначающие действия? -На какие вопросы отвечают? -Что называется глаголом? | Разбирают карточки. Подбирают глаголы.
Отвечают на вопросы.
| Анализируют подписи. Учатся делать вывод.
| Беседа по вопросам.
|
2)Физкульт- минутка
| Коллективная. Практический.
| — Я называю вам слова. Если вы услышите сущ.-хлопок, глагол-приседаем. — Какие движения будем выполнять? (слова: зима, тают, бежит, вьюга, урок, светит, прекрасный, растёт, мороз, блестит, берёза). | Выполняют движения под руководством учителя.
| Осуществляют профилактику утомления.
| Правильное выполнение движений.
|
3)Работа с текстом | Групповая. Фронтальная. Словесный. Проблемный. Практический.
| -Найдите в тексте глаголы. (слайд) -Из этих слов составить и записать три предложения. -Подчеркните главные члены предложения. весна наступает снег тает лёд потемнел на реке прилетели грачи скоро прилетят и скворцы и жаворонки в лес запели песни птицы. -Каким членом предложения является глагол? | Читают, обсуждают(в группе), находят глаголы. Отвечают на вопросы. | Распознают глаголы среди других частей речи, составляют предложения | Беседа по вопросам, письмо. Чтение предложения
|
Гимнастика для глаз.
| Коллективная. Практическая. | Ах, как долго мы писали, | Выполняют движения под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления.
| Правильное выполнение движений.
|
4)Закрепление. | Фронтальная. Проблемный. Словесный . | -От данных существительных образуй глаголы. Это будем выполнять устно.(слайд) Чтение-___ Рисование-____ Пение-____ Игра-____ Бег-____
| Читают слова, образуют глаголы. | Применяют знания. | Беседа. |
5. Проверка усвоения знаний. 1)работа по карточкам | Индивидуальная Словесный. Проблемный. Практический.
| -И сейчас вас ждёт маленькое испытание Я хочу проверить полученные вами знания. (карточка) — Прочитайте. -Подчеркните глаголы. Учу русский язык, хорошо дежурить, шью одежду, сушить брюки, весело работать, рычат собаки, метёт метель. | Выполняют упражнение. | Распознают глаголы среди других частей речи. | Беседа, письмо |
6. Рефлексия. Итоги урока | Словесный. Беседа | Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… (слайд) -Какое у вас настроение?(смайлик) | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность. | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
7.Домашнее задание. | Словесный. Объяснение учителя. | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. (Р.т.Упр.73) | Слушают объяснение учителя, делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.
|
|
Литература:
-
Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: методические рекомендации.-М: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
-
Канакина В.П. Русский язык.2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.В.2 ч. Ч.2.-М.: Просвещение,2012.
-
Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку.2 класс.Ч.2: к учебнику В.П.Канакиной , В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс.В 2 ч.-М.Изд-во «Экзамен»,2014.
-
Русский язык. 2 класс: рабочая программа по учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого/авт.-сост.Е.В.Кислякова.-Волгоград: Учитель,2013.