Тема: Имя прилагательное

Класс: 2

Провела: Пивоварова Наталья Васильевна

Программа: Система Л.В. Занкова

Цели:

  1. познакомить учащихся с новой частью речи;

  2. научить выделять прилагательные среди других частей речи;

  3. показать роль имени прилагательного в речи;

Оборудование: свеча, 3 конверта с заданиями, таблички с названиями частей речи, карточки с пунктами плана урока, с выводами, нарисованная

свеча для каждого учащегося.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

    • Рефлексия:

(Звучит спокойная классическая мелодия.)

— Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет всем нам стать красивее душой.

— Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

— А можно ли сравнить наш урок со свечой?

— Мы все хотим пожелать нашим гостям, чтобы уходя отсюда, они унесли с собой кусочек нашего тепла.

2. Деление класса на группы.

— Скажите, а какое сейчас время года? Что вы о нём знаете?

— Много произведений написано о зиме: и песен, и рассказов, и стихов.

— Стихи каких авторов о зиме вы знаете?

Д.: А.С. Пушкин «Опрятней модного портрета», И. Суриков «Детство»,С. Есенин «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» и т.д.

— Давайте познакомимся с ещё одним стихотворением о зиме, которое написал А.С. Пушкин. Называется оно «Зимнее утро».

Откройте лежащий перед собой конверт №1 и возьмите карточку, которую найдёте в нём.

Я прошу вас сейчас объединиться в группы в соответствии с цветом и номером вашей карточки.

(Учитель по очереди показывает детям цветные карточки, а учащиеся выстраиваются у доски в соответствии с цветом и номером их карточки из конверта.)

— А теперь постарайтесь прочитать строчки из стихотворения. Но будьте внимательны!

(Дети последовательно читают предложения на карточках.)

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела

А нынче – погляди в окно.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки,

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

— А теперь я прошу создавшиеся группы занять те столы, которые соответствуют цвету ваших карточек.

Не забудьте взять свои тетради и пеналы.

3. Каллиграфическая минутка.

— Запишите выделенные на карточках слова в тетради, применяя правила каллиграфии.

Что это за правила?

Д.: Интервал между буквами и словами, наклон, параллельность элементов букв, высота и ширина букв.

(Дети записывают слова.)

— Над чем вы конкретно работали, записывая свои слова?

— Какую ещё работу можно провести с этими словами?

Разделите их на слоги и поставьте ударение.

(После выполнения этого задания выполняется взаимопроверка.)

4. Работа над словарными словами. Лексическая работа.

— Некоторые слова из стихотворения я вынесла на доску. Посмотрите на них внимательно.

Доска:

Аврора, иней, вечор, мгла, ковёр, мороз, нега, взоры.

— На какие группы можно разделить эти слова?

Д: На словарные слова и слова, непонятные по смыслу.

— Назовите словарные слова.

Д: иней, ковёр, мороз

— Запишите их в тетрадь и подчеркните опасные места.

— А кто может объяснить лексическое значение слов второй группы?

У.: Аврора – богиня утренней зари в Древней Греции; вечор – вчера; нега – блаженство, наслаждение; взоры – взгляды; мгла – темнота, мрак.

5. Определение темы и целей урока.

— Сейчас я прошу вас ещё раз внимательно посмотреть на выделенные на ваших карточках слова и занять в классе свою нишу.

( Дети расходятся по классу, выискивая знакомые им, изученные ранее, части речи.)

Учитель обращается к каждой тематической группе детей:

— Назовите свои слова!

— Почему вы выбрали табличку с названием этой части речи?

Учитель обращается к группе детей, не нашедших своей части речи:

— А вы почему не нашли своего места?

(Дети отвечают, что на их карточках слова обозначают признаки предметов, а с такой частью речи они ещё не знакомы.)

— Я прошу всех вернуться на свои рабочие места.

— Кто из вас вспомнит, как называется часть речи, к которой относятся слова последней группы детей, ведь я, когда мы работали с вами на перспективу, произносила её название?

(Дети вспоминают, что это имя прилагательное.)

— Итак, с какой новой частью речи мы будем знакомиться с вами на этом уроке?

Дети: С именем прилагательным.

Учитель открывает на доске название новой темы урока «Имя прилагательное».

— Давайте составим план, по которому мы будем изучать эту часть речи.

(Дети предлагают свои варианты последовательности изучения новой части речи, а учитель постепенно открывает пункты плана на доске, но несколько пунктов остаются закрытыми: работа на перспективу.)

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4. Каким членом предложения является?

— Я прошу группы выбрать для исследования один из пунктов составленного алгоритма.

— Как предлагаете выбирать?

(Учащиеся могут предложить выбирать задания в зависимости от цвета вопроса, т.к. рабочие группы разделились изначально по цветовому признаку карточек. Возможны другие варианты.)

6. Работа в группах.

— Я прошу каждую группу открыть конверт №2 и ознакомиться с заданиями.

— Приступите к выполнению заданий!

(Дети выполняют задание для групп, не забывая о том, что в конце задания они должны сделать вывод.)

— Итак, какое задание досталось первой группе?

1 группа.

Карточка:

Подберите к существительным из стихотворения соответствующую пару:

день (какой?) ____________________________(чудесный)

друг (какой?) ____________________________(прелестный)

небо (какое?) ____________________________(мутное)

тучи (какие?) ____________________________(мрачные)

ковры (какие?) ____________________________(великолепные)

Вывод: подобранные слова обозначают признак предмета, значит имя прилагательное обозначает признак предмета.

(Учитель открывает вывод на доске.)

2 группа.

Карточка:

Поставьте вопрос к прилагательным:

пятно ( ?) бледное

треск ( ?) весёлый

кобылка ( ?) бурая

небеса ( ?) голубые

Аврора ( ?) северная

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

(Учитель открывает вывод на доске.)

3 группа.

Карточка:

Свяжите по смыслу прилагательные с существительными и запишите их парами:

цвет—_____________________________________

река—______________________________________

голубой

небо—_____________________________________

глаза —_____________________________________

дом—_______________________________________

окно—_______________________________________

большой

дорога—____________________________________

глаза —______________________________________

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам.

(Учитель открывает вывод на доске.)

4 группа:

Карточка:

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите часть речи, которой они выражены:

Покрылся льдом прозрачный ручей.

Падает белый пушистый снег.

Дует резкий пронзительный ветер.

Застыла сонная река.

Вывод: имя прилагательное относится к второстепенным членам предложения.

(Учитель открывает вывод на доске.)

— Итак, к какому же выводу при исследовании задания пришли группы:

Доска:

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

4. Имя прилагательное является второстепенным членом предложения.

7. Работа по выбору:

— Откройте конверт №3, лежащий перед каждым из вас и выберите задание, которое вы хотели бы выполнить сейчас.

(В конверте №3 разноуровневые задания.)

Карточка:

  • Допиши к прилагательным подходящие по смыслу существительные:

Карие — __________________, хрустальная —___________________,

трусливый — __________________, манная —_____________________,

  • Образуй прилагательные от существительных:

Сила—_____________________, мыло—____________________,

лес—______________________, молоко—______________________,

  • Подберите синонимы к прилагательным:

холодный—_________________________________________

___________________________________________________

красный—______________________________________________

(Проверку данного задания выполняют консультанты.)

7. Итог урока.

— С какой частью речи вы познакомились на уроке?

— Что о ней узнали?

— Все ли пункты плана, которые обозначили, выполнили?

— А можно ли сказать, что мы уже всё узнали об имени прилагательном?

— Конечно, нет. На ближайших уроках мы познакомимся с написанием окончаний прилагательных. В 3 классе вы узнаете о склонении прилагательного, а в 4 классе познакомитесь с определением.

— Домашнее задание: запишите в тетради как можно больше прилагательных, которые вам встретятся в программе телепередач.

— Получился ли наш урок таким, каким мы захотели увидеть его в начале урока?

— Я прошу вас дорисовать на приготовленных для каждого из вас листочках со свечками пламя свечи. Если вам понравился урок и вы справились со всеми заданиями, то пламя свечи будет большим.

Если вы сомневались при выполнении заданий, встречали трудности, то пламя свечи будет поменьше.

А если вдруг не поняли тему урока, не справились с большинством заданий, то пламя на вашей свечке не загорится на этом уроке, но мы все поможем вам зажечь его в следующий раз.

(Дети разукрашивают свечки и вывешивают их на доску.)

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here