№ п/п | Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | Примечания. |
I. 1)
2)
II.
1)
2)
3)
III. 1)
IV.
V. | Оргмомент. Организация рабочего места.
Вступительная беседа.
Актуализация знаний. Словарная работа.
Определение темы урока.
.
Физкультминутка.
Рефлексия Сомнительное написание гласных и согласных.
Итог урока.
Домашнее задание.
| — Проверим готовность к уроку. — записываем в тетради число, классная работа.
— А теперь послушайте сказку. «Жили-были сестрица Алёнушка и братец Иванушка. И родители их часто повторяли одну пословицу. Прочитайте её. — Как вы это понимаете? — Зачем надо учиться грамоте? Ведь сейчас используют компьютеры, и они прекрасно проверяют написание и исправляют ошибки. — Что может произойти, если неправильно, неграмотно написать слово? — Пока нет чёткого ответа. Давайте поставим знак вопроса и в ходе урока попробуем ответить на этот вопрос.
— А пока посмотрим, что было дальше. «Слушались сестрица Алёнушка и братец Иванушка родителей. В школу ходили, знания получали. Да только не понимали, зачем им это надо? Однажды Иванушка написал словарный диктант и вот что у него получилось. — Что заметили? — Запишите слова без ошибок. Обратите внимание на правильное начертание букв и соединений. Вспомните три правила при письме. Подчеркните исправленные буквы.
— Как учился Иванушка? «Стали в его тетрадках появляться «гуси-лебеди». Догадались, что это? « Подхватили его «гуси-лебеди» и унесли в глухой лес к бабушке Ошибке. Опечалилась Алёнушка. Стала думать, как помочь братцу. Ведь она всегда помнила пословицу «Друг познаётся в беде». — Согласны вы с Алёнушкой? И чтобы лучше запомнить эту пословицу, давайте запишем в тетрадь. — Подчеркните основу предложения. — Выпишите словосочетание. «Алёнушка стала думать да гадать, кто же ей поможет найти братца. И вспомнила про мышку-норушку, которая жила в их доме». — Помогите Алёнушке позвать помощницу. Какие буквы нужно вставить в слова. Докажите правильность своего выбора.
«Появилась мышка и рассказала Алёнушке, что братца унесли гуси-лебеди к бабушке Ошибке. Чтобы его вызволить, придётся сестрице не одну орфографическую загадку отгадать. Любит их загадывать вредная старуха. — Первая загадка спрятана в словарных словах. Догадались, какое слово спрятано? — Какое слово получилось?
— Запишите его в схему (кластер).
— Вспомните, что такое корень? — Как определить корень в слове? — Чтобы помочь Алёнушке, давайте потренируемся в определении корня в словах. В учебнике на стр. 69 прочитайте пословицы. Найдите однокоренные слова.
— Запишите однокоренные слова в тетрадь, выделите корни. «А дальше мышка-норушка рассказала, чего больше всего боится бабушка Ошибка. А вы не догадываетесь? Вам подскажет слово-отгадка первой загадки. — Это знания правил проверки орфограмм корня. — Какие орфограммы встретятся в загадках бабушки Ошибки? Запишите их в схему.
— Проверяем, что получилось.
— А сказка тем временем продолжается. Подсказала Мышка где найти избушку бабушки Ошибки. «- Отправилась Алёнушка в путь-дорогу. — Посмотрела она вдаль.
— Увидала вдали гусей лебедей. — Побежала по дорожке. -Перескочила по камушкам через речку. — Пришла к избушке, присела за кустом и притаилась.
« И начались для Алёнушки настоящие испытания. Стала бабушка Ошибка загадывать сестрице одну загадку за другой. И не справилась бы она, да есть у неё надёжные помощники – это вы, ребята. — Первая загадка : Нужно доказать, что в этих словах сомнительный звук может записываться разными буквами.
«Испугалась Ошибка, но вида не подаёт. Ещё сложнее загадку загадывает. — Прочитайте словосочетания. Поможем девочке вписать правильные буквы.
— Какая орфограмма пропущена? — Как её проверить? «Обрадовалась Ошибка. Не правильно записали последнее словосочетание!» — Почему она так решила?
— Подумайте, какой вывод можно сделать из этой загадки бабушки Ошибки?
« И последнюю загадку предлагает отгадать бабушка Ошибка. Отгадаете, говорит, отпущу вас с братцем на все четыре стороны. — О чём этот рассказ?
— Догадалась Алёнушка, что речь идёт об их с братцем родных местах. — А ещё поняли брат и сестра, для чего нужно грамоте учиться. А вы, ребята, поняли?
Повторить правила проверки орфограмм корня; Повторить словарные слова из словарика, подготовиться к словарному диктанту.
Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Уч-ся проверяют организацию рабочего места. В рабочих тетрадях записывают число, «классная работа».
Дети читают пословицу, записанную на доске. Варианты ответов детей. Дети затрудняются в ответах.
— Слова записаны с ошибками. Уч-ся записывают словарные слова в тетради, подчёркивают выполненные исправления.
— Плохо.
— Двойки.
Дети записывают пословицу в тетрадь, один ученик работает у доски.
Дети выбирают правильные буквы, обосновывают свой выбор.
Дети составляют слово из исправленных букв. — Корень.
Уч-ся вспоминают определение корня и однокоренных слов.
Дети читают пословицы, называют однокоренные родственные слова, выделяют корень. Уч-ся работают в тетрадях.
Дети высказывают предположения.
Дети самостоятельно записывают орфограммы корня в схемы-кластеры.
Работа со слайдом № 6.
— шаг — подняться на носочки, приложить поочерёдно ко лбу то одну ладонь, то другую — помахать руками вверх-вниз — бег — прыжки — присели и замерли
— Чтобы доказать правильность написания слов, нужно составить с ними предложения и посмотреть, в каком смысле они употребляются.
Дети записывают словосочетания, после каждого в скобках записывают проверочное слово. Один ученик выполняет работу у доски – вписывает пропущенные буквы и записывает проверочные слова.
— Может, например, кошка лежать на каком-нибудь баке (бачке). — От написания одной буквы зависит смысл слова.
Дети находят неправильно записанные слова.
— Чтобы тебя понимали. Ведь от одной буквы зависит смысл слова. |
На мониторе: Слайд № 2. На доске: Грамоте учиться всегда пригодится.
Под записью пословицы поставить знак вопроса.
На доске: Востог, дарога, втоник, срида, январь, малчик. На мониторе: Слайд № 3 — картинка.
У доски один ученик исправляет неверно записанные слова.
На мониторе: Слайд № 3 – двойки.
На мониторе: (слайд № 4) Мы…ка-н…рушка Ш ж о а
Слово записывается на доске.
Дети работают с lego—spectra.
Работа с учебником: Стр.69, пословицы.
Дети работают с lego—spectra.
На экране: Слайд № 5
На мониторе: Слайд № 7 ПЛО(Д-Т) ПОС(И-Е)ДЕЛ
На доске: зап_вал лекарство зап_вал песню б_чок для мусора ложись на б_чок
На мониторе: Слайд № 8 Там чудный лук и я там лижу. Недалеко лиса и красивый глубокий прут.
Заменить знак вопроса на восклицательный знак под первой пословицей. На мониторе: Слайд № 9 От одной буквы зависит смысл слова! |