Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нурлат
Республики Татарстан
Урок русского языка во 2 классе
на тему:
«Слово и его лексическое значение».
Подготовила:
учитель начальных классов
Галдина Ирина Владимировна
2010г.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Слово и его лексическое значение.
Цели: Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги.
Развитие навыков письма слов с а, у, и после шипящих, с безударными гласными, разделительными ь и ъ знаками.
Развитие устной речи: составление и запись текста на определённую тему; орфографической зоркости, устойчивого внимания и памяти.
Воспитание активности, самостоятельности и трудолюбия.
Оборудование: толковый словарь, индивидуальные карточки, репродукции с картин Гакиля Сагирова, мультимедийная презентация.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Минутка чистописания. (индивидуальное задание – дети пишут по образцу учителя в тетради)
-
Акция «Чистое слово»
— Мы уже говорили о том, что этот месяц проходит у нас под названием «Чистое слово». И это не случайно, ведь мы часто не задумываемся о том, что и как мы говорим.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно, сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
— Объясните смысл этого четверостишия.
4. Письмо по памяти.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово
И легче на сердце тебе.
— Объясните смысл. Как вы это понимаете? Взаимопроверка.
5. Знакомство с целями урока.
« Последний герой» — исследователи.
А) Исследуем остров . .
Б) — Что важно знать, начиная исследования? (прогноз погоды) О погоде в Татарстане, в частности в городе Нурлат, расскажет Саша (работа по карте).
В) Погода — словарное слово.
6. Исследование нового словарного слова.
А) — Что нам рассказала Саша о погоде. Какая сегодня погода? (ветреная)
От какого слова образовалось это слово? (ветер)
Ветер – наше новое словарное слово.
Посмотрим на это слово с разных сторон.
Б) Познавательный этап.
ЛЕКСИКА — Что означает это слово? Работа со словарями.
Словарь Ожегова: ВЕТЕР – это поток воздуха.
Большой энциклопедический словарь (БЭС): ВЕТЕР – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью.
— Как вы думаете, какое определение точнее?
— Обычно, раскрывая понятие, мы берём предметную картинку. А можно ли изобразить ветер с помощью художественных средств? Как?
Рассмотрите РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН ГАКИЛЯ САДЫКОВА
-Что здесь изображено. — Как узнали, есть ветер или нет? Что помогло узнать? Каким словом можно заменить ветер? (вихрь, ураган, буран, метель, буря)
В) ОРФОГРАФИЯ – Что изучает орфография?
Орфографическая минутка. (индивидуальная работа по карточкам)
— Произнесём слово ВЕТЕР так, как говорим. Послушайте себя и определите в слове орфограммы.
— Из чего состоят слова? (из букв)
-Какие бывают буквы? Сколько букв в алфавите?
Стих-е об алфавите читает Алина.
-Что мы произносим? (звуки)
— Что мы знаем о звуках? Стих-е о звуках читает Диана.
— Сколько в слове ветер гласных и согласных?
— Как отличить гласные от согласных?
Г) ФОНЕТИКА – звуко-буквенный анализ слова
1.-Проговорите слово так громко, чтобы слышали все.
-А теперь для себя, шёпотом.
— В уме, представляя себе образ слова.
-А теперь запишите слово, диктуя себе по слогам.
— А сейчас проведём звуко-буквенный анализ слова.
ВЕТЕР вэтэр — 2 слога, 5 букв, 5 звуков
2. Ударение. Мы с вами записали транскрипцию слова ветер. Скажите, как вы определили ударный и безударный слоги?
3.Работа над правилом.
Прочитайте: Машина Машина.
-Какие ещё слова, такого рода знаете? ( замок, гвоздики)
7. Физминутка.
8. Игра «Цветочный магазин» — индивидуальная работа.
— Недавно прошло 8 марта. Мы поздравляли мам, бабушек, девочек, а сегодня я предлагаю вам преподнести подарок нашим учителям, которые пришли на наш урок. Я предлагаю им подарить цветы, которые сами соберёте. ( Трое работают в «Цветочном магазине» индивидуально: первый ищет цветы с ударением на 1-ом слоге, второй – на 2-ом, третий на третьем, затем в букете цветов, сделанных детьми, находят этот цветок и дарят учителям.)
9. Составление предложений — фронтальная работа.
— Прочитайте слова: УХУ, ВОРОТ, ПИЛИ. Как вы думаете, что могут обозначать эти слова? Вставьте эти слова в предложения:
Мы сегодня ели….
Комар подлетел к ….
Собака сидит у….
У рубахи был вышит…
Дети…….молоко.
….бревно ровно. Запишите предложения в тетрадь.
— Так для чего нам нужно ударение?
ВЫВОД: ударение может изменить смысл слова.
10. Словообразование.
— Что изучает словообразование?
— Какие части слова вы знаете?
— Посмотрим, как построено это слово.
ВЕТЕР
— В словообразовательном словаре Л.Н.Тихонова насчитывается 96 слов образованных от слова ветер.
-Давайте рассмотрим некоторые из них, образованных от с помощью суффиксов.
— Образуйте слово, при помощи суффикса – ок. ВЕТЕРОК
— С суффиксом – ищ. ВЕТРИЩЕ
-Какое значение имеют слова ветерок и ветрище?
— Как называют легкомысленного человека? ВЕТРЕНЫЙ
11. Морфология и синтаксис.
МОРФОЛОГИЯ – часть речи. На какой вопрос отвечает? Что обозначает?
СИНТАКСИС – взаимодействие с другими словами.
— Перед вами на партах карточки со стих-ем Михаила Исаковского о ветре.
Но в стихотворении перепутались строчки. Поменяйте местами строчки так, чтобы получилось правильное стих-е.
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше.
Постучал немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых.
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
— Что означает слово ПОЖУРИЛ?
Подберём к слову ВЕТЕР признаки. Какой был ветер? (озорной)
Составьте предложение.
Озорной ветер весело играет листьями.
Запишем только первые буквы из данных слов. О В В И Л
Самодиктовка и самопроверка.
12. Итог урока.
1. Расскажите по схеме, что мы сегодня повторили?
. .
2. Стихи о ветре (с характеристикой ветра).
Я берёзу качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
Мой ветер игривый, озорной, а ваш?
(Дети рассказывают стихи о ветре)
13.Домашнее задание.
Сочинить сказку «Путешествие ветерка».
Используемая литература:
-
Рамзаева Т. Г.. «Русский язык». Учебник. Ч. 1. Дрофа, 2008
-
Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П.. «Русский язык».
Книга для учителя. Методическое пособие. Дрофа, 2008 -
Тикунова Л.И. , Канакина В.П. «Сборник диктантов и творческих работ» М. Просвещение 2007
-
Демонстрационный иллюстративный материал.