Русский язык во 2-ом классе по ОС «Школа 2100»
Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые предметные результаты: развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Планируемы метапредметные результаты:
ПУУД: 1)развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
РУУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
КУУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в группе.
Планируемые личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки.
Ход урока
Деятельность учителя и формулировка заданий | Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД | Планируемые способы и критерии оценивания | ||
1.Орг.момент
2.Актуализация знаний.
| -Добрый день!
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Мини-опрос. – Какие вы знаете имена собственные? – Как они пишутся? 2. Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите.(слайд) Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. (Воробей, ворон, сорока, собака.) – Что означают эти выражения? (Стреляный воробей — очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек. Считать ворон: отвлекаться, не обращать внимания, думать о своём. Сорока на хвосте принесла Народн. Шутл. О неизвестном источнике сообщения, новости (уклончивый ответ на вопрос о чем-н. неожиданно услышанном или полученном). Как собака на сене: характеристика человека, который и сам не пользуется и другим не дает.) – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? (Животных.) 3. Написание большой буквы в кличках животных. – Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.) – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.) Сделайте вывод: клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. – Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (слайд): Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) – Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как надо назвать. (Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка…) – Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато-рыжая окраска.) Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. – Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.) – А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.) | Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Записывают в тетради число, классная работа.
Вспоминают ранее изученное.
Работают в карточках, записывают фразеологизмы, раскрывают их значение.
Участвуют в беседе, высказывают свое мнение.
Обобщают, делают вывод.
Слушают стихотворение, соотносят клички с животным.
Делают вывод.
|
Проверка по образцу. | |
3. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
| Проблемная ситуация. – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.) – А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный)(слайд)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) ВИДИО ФИЗМИНУТКА. Открытие нового знания. Упр. 158 – наблюдение над словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Работа проводится в группах. Задание 1. Даны слова: Орёл и орёл Лев и лев Земля и земля Лилия и лилия Тигр и тигр Шарик и шарик Уголёк и уголёк Мишка и мишка Пушок и пушок Роза и роза – Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. – Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. Задание 2. – Составьте в группах по два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов. Орёл и орёл. Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения. В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158. | Записывают предложение и выходят на проблемную ситуацию.
Составляют план урока.
Работают в группах.
Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение).
Составляют предложения. |
| |
4. Развитие умений – применение знания. | 1. Задание. Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. (слайд ) Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка, Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас. 2. Задание. Подберите слова к рисункам. (Слайд ) работа в группе. Рисунки: роза, мальчик, груша, девочка, рыба, лилия. Слова: Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша, Груша, Лилия. -Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов? -Почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой? 3.№159 | Записывают в тетрадь имена сказочных героев.
Работаю в группе. Соотносят картинке слова. | Проверка по образцу.
Проверка по образцу. | |
5. Итог урока. Рефлексия. | – Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова). – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? Самооценка. Отметка учителя. | Подводят итог урока, делают рефлексию своей деятельности, оценивают свою деятельность. |
| |
6. Домашнее задание.
| С110, №161
| Записывают домашнее задание. |
|