КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВО 2 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Подготовила Карпенко И.М.
учитель МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 29
с углубленным изучением отдельных предметов»
2014 год
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока (предметные):
Обучающие:
— совершенствовать умения и навыки находить корень в словах через подбор родственных слов;
Развивающие:
— развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развивая умение следовать заданному алгоритму действий , соблюдая инструкции учителя;
— совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации, аналогии сопоставления;
— развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитывающие:
— воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе обучения, прививать навыки культурного общения.
Прогнозируемые результаты
УУД
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с одноклассниками при работе в , паре.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение; уметь понимать значение и роль русского языка в жизни каждого человека.
Личностные: понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия.
Необходимые оборудование и материалы:
— видеопроектор, компьютер, экран; учебник русского языка 2 класс М.С.Соловейчик; карточки для парной работы; смайлики
Ход урока
-
Психологический настрой детей на урок.
— Добрый утро, друзья мои! Я рада видеть ваши улыбки, добрые лица, думаю, что этот урок принесет вам радость и удовольствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Нашем уроке присутствуют гости. Давайте скажем им « Доброе утро!».
А я желаю вам доброго и хорошего настроения на уроке и чтобы оно сопровождало вас в течении всего урока
С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайлики.
II.Актуализация опорных знаний
1.-Запишем под диктовку словарные слова. Для этого, откройте тетрадь. Теперь посмотрите на экран.
— Что вы видите ? ( таблицу)
-Как будем записывать слова? (слова будем записывать в два столбика: знаю не знаю, во второй столбик записываем слова с «окошками»( с пропуском слабых позиций)
-Диктую слова: портфель, тетрадь, пенал, карандаш, класс, дежурный.
-Проверьте по образцу. Посмотрите на экран.
-Оцените свою работу.
-Кто остался доволен своей работой?
2.Знакомство с новым словарным словом. Посмотрите на экран. Что вы видите? ( буквы)
В Ц Р Ж Й Т Ч Ш Е Щ Е
Давайте уберём: буквы непарных твёрдых согласных звуков ( ж ш ц )
буквы непарных мягких согласных звуков ( Й Ч Щ)
-Отгадайте новое словарное слово. ( ВЕТЕР)
-Что вы можете сказать об этом слове? ( это слово называет предмет, в нём два слога, первый слог ударный, второй безударный «ошибкоопасное»
место буква е, её запоминаем).
Запишите слово , поставьте ударение и подчеркните букву , которую надо запомнить.
III.Постановка цели и задач урока с последующей мотивацией.
-Сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои умения в составлении цепочки однокоренных слов и закреплять способ написания корней в этих словах.
-Какие слава являются однокоренными?
Придумайте и запишите цепочку однокоренных слов к слову : ВЕТЕР.
Ветер- ветерок- ветреный- ветрище- ветряк (ветряная мельница)-ветрянка (болезнь)
Выделите корни и решайте действует ли в них секрет корней.
IV.Активная минутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише,
Деревцо всё выше.
V. Практический этап. Закрепление материала.
1.Самостоятельная работа в учебнике по вариантам (стр. учебника 10-11 № 287 –I вариант № 288-II вариант )
— Посмотрите на экран. Проверьте по образцу.
—Кто справился с этой работой?
-Кому было трудно?
Какую цель поставим на следующий урок?
Каким секретом корней вы пользовались ,записывая однокоренные слова
( повторение правила стр.11 учебника )
2. Физминутка для глаз (слайд)
3.Работа в парах . На карточках записаны слова. Зачеркните «лишнее» слово, которое не является родственным или однокоренными .В остальных выделите корень.
Нос, носильщик, носик, переносица.
Лиса, лист, лис , лисёнок, лисий.
Коса, косить , косичка.
Храбрый смелый, отважный.
Проверка: — Какое слово «лишнее» на 1 строчке? ( носильщик).Это слово имеет другое смысловое значение.
— Какое слово «лишнее» на 2 строчке? (лист).Это слово имеет другое смысловое значение и другой корень.
— Какое слово « лишнее» на 3 строчке? ( здесь 2 варианта: косичка и косить).Если слово « коса» имеет значение « орудие труда», то «косичка»,а если слово « коса» имеет значение « причёска», то лишнее слово « косить»).
— Какое слово « лишнее» на 4 строчке? ( На 4 строке не однокоренные слова, они объединены одним смыслом, но имеют разный корень)
— Какие же слова являются однокоренными? ( повторение правила)
-А как называются слова ,которые имеют общее значение мы узнаем на следующем уроке.
VII.Рефлексия деятельности на уроке.
Сегодня на уроке я узнал …
Теперь я могу …
Работой на уроке я …
-Покажите смайлики. Какое у вас настроение к концу урока?
А у меня во такое настроение(слайд) — Молодцы!
— Всем хочу сказать большое спасибо за урок!