План-конспект урока
Тема: Звонкие и глухие согласные на конце слова.
1. ФИО учителя: Подорова Лариса Ивановна
2. Место работы: МОУ СОШ №9 г. Сыктывкар ул. Белинского, 15
3. Должность: учитель начальных классов
4. Учебный предмет: русский язык
5. Класс: 2
6. УМК: Образовательная система «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Русский язык»
7. Межпредметные связи: окружающий мир, музыка
8. Основные понятия: орфограмма, звонкие и глухие согласные
9.Цель урока: в результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
— правило написания проверяемой согласной на конце слова;
— способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;
уметь:
— видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
— определять опасное место в слове;
— правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;
— выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
10. Задачи:
1) актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
2) формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
3) формирование умения применять полученные знания на практике;
4) совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
5) развитие слуховой и оперативной памяти;
6) развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
7) развитие устной и письменной речи учащихся;
8) развитие орфографической зоркости учащихся;
9) формирование познавательной мотивации;
10) воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
11) воспитание аккуратности при работе;
12) знакомство с животным миром заповедников республики;
11. Тип урока: урок- исследование
12. Формы работы учащихся: групповая работа
-
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, доска.
-
Ресурсы:
1. Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.
2. Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
3. Карточки для групповой работы.
4. Карточки для индивидуальной работы. Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.
-
Структура и ход урока:
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося
| |
Орг. момент | Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности
| Вот опять звенит звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. — Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение. (Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка». — Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям! На классном часе мы с вами познакомились с заповедниками республики Коми и домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о достопримечательностях заповедников. | Настраивается на активную работу на уроке.
Рассказывают подготовленные сообщения.
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. | — Ребята, На территории республики 2 заповедника: национальный парк Югыдва и Печоро-Илычский заповедник. По богатству и разнообразию животного мира парки стоят на первом месте среди всех районов Республики Коми. В них зарегистрировано более 40 видов млекопитающих, 200 видов птиц, около 20 видов рыб. Вот одни из представителей: 1 столбик слов: бурунду(к) и си[г], рябчи[к`] и барсу[к], медве(т) и тетере(ф) Что же делать? Помоги! Пропуск букв восстанови. — Какие звуки слышатся в конце этих слов? ( звуки [к], (ть), (ф) ). — А какие буквы напишем на конце слов? Как их можно проверить? — Ваши мнения разделились? — Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним, как правильно написать согласную букву на конце слова. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
|
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | — Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА. — А что такое орфограмма? — Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова. — Ребята, вспомним правила работы в группе. -Прочитайте слова во 2 столбике: бурундуки, сиги, рябчики, барсуки, медведи, тетерева. — Как они называются по отношению к словам 1 столбика? (проверочные) -Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный) — Какие буквы помогли проверить? ( и, а) Благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании. -Какая орфограмма есть в словах 1- го столбика? (буква согласного в конце слова) — Ребята, название каких перечисленных представителей животного мира вам не знакомы? (сиг) — Воспользуемся словарём. Сиг – промысловая рыба, относящаяся к семейству лососевых. Живут сиги в северном полушарии, в странах с холодным и умеренным климатом. — Мы продолжаем знакомиться с обитателями заповедников. А представитель следующего животного мира ждёт нас в учебнике. Выполним упражнение 247 на стр.157. Что нам необходимо сделать? (подобрать и записать в скобках проверочные слова, вставить пропущенную букву, обозначить орфограмму.) — А что поможет нам правильно определить пропущенную букву? (правило с. 152 , читают) — Запишите число классная работа. — Прочитайте стихотворения. В. Хмельницкого «Бобёр»… — Что вы заметили в словах ЗУБ, ДУБ,РАЗ, ДИКОБРАЗ, РАД? — Почему? — Какой вывод сделаем? — Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. Проверочные слова запишем на первом месте. — Что мы делаем с орфограммой? — А ещё что подчеркнём?
| Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма – это написание слова по правилу. Правила работы в группе. • Работай дружно, по плану. • Умей выслушать другого. • Уважай мнение других. • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
Ученик читает понятие из учебника.
— В конце слова произносим звук [п], а пишется буква б.
— Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. — Да. Мы знаем правило… — Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
|
IV. Физкультминутка. (подвижная) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
|
V. Первичное применение знаний. Работа в парах. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий.
| — Ребята, мы здорово отдохнули с жителями заповедника. — Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам. — В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_ дикобразы муравье_ жирафы у_ львёнок ле_ котёнок ё_ ежик ено_ нет енота дикобра_ нет ужа носоро_ нет носорога ко_ — Ребята, а эти животные могут обитать в наших заповедных местах Республики? Почему? — Что вы можете сказать про проверочные слова? — Какой вывод можем сделать?
| Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. 1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы. 2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок. 3) Можно подставить слово НЕТ. Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога. — Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
|
VI. Физкультминутка. (для глаз) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
|
VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
| — Какая птица появилось на слайде? (тетерев) — Что вы знаете о ней?
Работа с текстом. Тетереф– осторожная и подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает. У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюф. Зимой в морос тетереф падает с деревьеф прямо в рыхлый снек и ночует под снегом, в лунках. Рацион питания птицы состоит из растительных кормоф. Тетерев – осторожная и подвижная птица, прекрасно ходит, быстро бегает. У тетерева небольшая голова, блестящее чёрное оперение и короткий клюв. Зимой в мороз тетерев падает с деревьев прямо в рыхлый снег и ночует под снегом, в лунках. Рацион питания птицы состоит из растительных кормов. Разделить класс на 3 группы. Задания: 1 группа – исправить ошибки в предложениях. 2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. 3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст.
Давайте проверим, что у нас получилось. Спишите текст безошибочно. | Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст. |
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
| Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. | -Подведём итог нашего урока. _ Что мы сегодня исследовали на уроке? — Как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова? -Что больше всего запомнилось на уроке?
| Высказывания обучающихся. Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова. |
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.
| Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
| — Ребята, перед вами две корзинки, только пока в них ничего нет. — Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то положите в одну корзинку ягоду. — Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то в другую корзинку положите грибок. По окончании урока дети собирают в корзинки ягоды и грибы. — Я вижу, что в нашей корзинке много спелых и вкусных ягод, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой. — Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
| Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
|
X. Информация о домашнем задании. Творческая работа. | Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. | — Подберите 3 названия зверей и 3 названия птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных нашего края подготовьте доклад. | Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. |