Урок Русского языка во 2 классе
Учитель: Вешкина С.А. КГУ «Средняя школа № 7» г. Петропавловска Республики Казахстан.
Тип урока: объяснение нового материала.
Тема: Словосочетание.
Цели: познакомить учащихся с содержанием понятия «Словосочетание»;
начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
развивать речь;
воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.
Ключевое понятие – словосочетание.
Тезис: «Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний».
Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.
Ход урока:
-
Оргмомент (мотивация).
— Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы — учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.
Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:
а) гимнастика «Шум дождя»;
б) психологический настрой.
— Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)
На презентации открывается слайд с изображением солнышка.
— Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.
в) оформление тетрадей
г) минутка чистописания
— На какую букву начинается слово «солнышко»?
— Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?
— И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт «и-раз-и»
Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:
Сс Сс Сс Семипалатинск
-
Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.
Орфографическая разминка.
— Будете записывать слова под диктовку и «по-цепочке» комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:
Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.
Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).
— Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.
Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).
— А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали…
Из слова «сварить» выпишите только приставку, из слова «ловить» — корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова «молоко» — окончание, из слова «собрать» — приставку, первый слог из слова «четверг», окончание из слова «шишка», суффикс из слова «чудный», окончание из слов «степи» и «воде».
-
Объяснение нового понятия.
— Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).
1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:
— Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?
Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)
— А что означает слово «сочетание»? Попробуйте найти в нём приставку и корень.
— Вы слышали когда-нибудь слово «чета»? Что оно обозначает?
— Говорят «супружеская чета», «он тебе не чета». «Чета» значит пара. Пара – это сколько?
— Приставка со- придаёт значение «находиться вместе, быть соединённым». Что же у нас получилось? (На слайде:
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
сочетание слов по смыслу и с помощью окончаний
со-чета
со- пара (два)
соединение
2) Работа по уточнению правила.
— Прочитайте: «сварить». Это словосочетание? Почему?
— Добавляю слово «класс». «Сварить класс» — это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?
— Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: «Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу».
— Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу «каша». Что получилось? (сварить каша)
— Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)
— А как нужно сказать? («Сварить кашу»)
— Что же изменилось? (окончание в слове «каша»)
— Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову «каша». Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове «каша» по вопросу от слова «сварить». «Сварить (что?) кашу».
— Давайте ещё более уточним наше правило. «Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний».
Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами « с помощью окончаний». Х
— Изобразим это правило с помощью схемы: (…?)
— В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?
— То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком «х». А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.
Сварить (что?) кашу.
— Расскажите ещё раз по схеме, что такое «словосочетание»?
4. Первичное закрепление.
а) — У нас осталось слово «класс». Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?
— Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: «дружная класс». Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте «х».
б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?
— Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.
в) – Добавьте слово к слову «ловить», чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.
— Подберите прилагательное к слову «шишка»: шишка (какая?) сосновая.
— Запишите ещё одно словосочетание: «вкусный молоко». Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.
— Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.
— Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).
— Запишите каждый своё словосочетание.
г) Физминутка.
_ Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется «Лесорубы». Покажите, как лесорубы работают топорами.
— А составьте словосочетание про лесорубов.
— А теперь про то, как они работают.
— Следующее упражнение «Пловцы». Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.
— А о том, как они плавают.
— А теперь о нашем настроении.
— Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)
Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться!»
На слайде: Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.
— Выпишите из этих строк словосочетания.
(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)
— Что мы записали? (словосочетания)
— Почему?
5. Подведение итогов.
а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.
1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.
б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.
в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: ….. . А оценки получат все по результатам тестирования.
— На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите «частичку нашего солнышка». (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока «Словосочетание» и нарисована его схема.)