Урок Русского языка во 2 классе

Учитель: Вешкина С.А. КГУ «Средняя школа № 7» г. Петропавловска Республики Казахстан.

Тип урока: объяснение нового материала.

Тема: Словосочетание.

Цели: познакомить учащихся с содержанием понятия «Словосочетание»;

начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;

развивать речь;

воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.

Ключевое понятие – словосочетание.

Тезис: «Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний».

Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.

Ход урока:

  1. Оргмомент (мотивация).

— Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы — учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.

Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:

а) гимнастика «Шум дождя»;

б) психологический настрой.

— Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)

На презентации открывается слайд с изображением солнышка.

— Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.

в) оформление тетрадей

г) минутка чистописания

— На какую букву начинается слово «солнышко»?

— Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?

— И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт «и-раз-и»

Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:

Сс Сс Сс Семипалатинск

  1. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.

Орфографическая разминка.

— Будете записывать слова под диктовку и «по-цепочке» комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:

Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.

Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).

— Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.

Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).

— А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали…

Из слова «сварить» выпишите только приставку, из слова «ловить» — корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова «молоко» — окончание, из слова «собрать» — приставку, первый слог из слова «четверг», окончание из слова «шишка», суффикс из слова «чудный», окончание из слов «степи» и «воде».

  1. Объяснение нового понятия.

— Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).

1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:

— Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?

Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)

— А что означает слово «сочетание»? Попробуйте найти в нём приставку и корень.

— Вы слышали когда-нибудь слово «чета»? Что оно обозначает?

— Говорят «супружеская чета», «он тебе не чета». «Чета» значит пара. Пара – это сколько?

— Приставка со- придаёт значение «находиться вместе, быть соединённым». Что же у нас получилось? (На слайде:

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

сочетание слов по смыслу и с помощью окончаний

со-чета

со- пара (два)

соединение

2) Работа по уточнению правила.

— Прочитайте: «сварить». Это словосочетание? Почему?

— Добавляю слово «класс». «Сварить класс» — это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?

— Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: «Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу».

— Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу «каша». Что получилось? (сварить каша)

— Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)

— А как нужно сказать? («Сварить кашу»)

— Что же изменилось? (окончание в слове «каша»)

— Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову «каша». Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове «каша» по вопросу от слова «сварить». «Сварить (что?) кашу».

— Давайте ещё более уточним наше правило. «Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний».

Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами « с помощью окончаний». Х

— Изобразим это правило с помощью схемы: (…?)

— В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?

— То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком «х». А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.

Сварить (что?) кашу.

— Расскажите ещё раз по схеме, что такое «словосочетание»?

4. Первичное закрепление.

а) — У нас осталось слово «класс». Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

— Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: «дружная класс». Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте «х».

б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?

— Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.

в) – Добавьте слово к слову «ловить», чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.

— Подберите прилагательное к слову «шишка»: шишка (какая?) сосновая.

— Запишите ещё одно словосочетание: «вкусный молоко». Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.

— Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.

— Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).

— Запишите каждый своё словосочетание.

г) Физминутка.

_ Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется «Лесорубы». Покажите, как лесорубы работают топорами.

— А составьте словосочетание про лесорубов.

— А теперь про то, как они работают.

— Следующее упражнение «Пловцы». Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.

— А о том, как они плавают.

— А теперь о нашем настроении.

— Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)

Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться!»

На слайде: Чтоб лучше неизвестное узнать,

Все дети умные за книжками сидят.

— Выпишите из этих строк словосочетания.

(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)

— Что мы записали? (словосочетания)

— Почему?

5. Подведение итогов.

а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.

1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.

2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.

б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.

в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: ….. . А оценки получат все по результатам тестирования.

— На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите «частичку нашего солнышка». (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока «Словосочетание» и нарисована его схема.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here