Конспект урока для 2 класса
по теме «Слог, слово»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цель урока: уточнение представлений учащихся о слогах как частях слова; обучение делению слов на слоги.
Задачи
Обучающие:
-
актуализировать знания обучающихся о слоге и слове;
-
научить различать в слове количество слогов по количеству гласных.
Развивающие:
-
развивать наблюдательность и умение делать выводы по итогам наблюдений;
-
активизировать и расширять словарный запас обучающихся:
-
способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, разных видов памяти.
Воспитательные:
-
продолжить развивать положительные личностные качества (ответственность, самостоятельность, чувство взаимопомощи, доброжелательности);
-
формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
Методическая цель урока:
показ приёмов организации урока с использованием деятельностного метода, приёмов, способствующих здоровьесбережению младших школьников.
Оборудование: схемы – опоры, карточки для индивидуальной дифференцированной работы, карточки со словарными словами, карточки – сигналы обратной связи.
План урока:
-
Организационный этап (2 мин)
-
Ориентировочный этап (5 мин)
-
Целеполагающий этап (5 мин)
-
Операционно-исполнительный этап (20 мин)
-
Рефлексорно-оценочный этап (2 мин)
Конспект урока
-
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный этап
Учитель читает стихотворение Есенина.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
-
К нам тоже прилетел кленовый листочек, но он пока белый (на доске прикрепляется кленовый лист). В конце урока мы посмотрим, каким он будет по окраске.
— Если вам будет трудно, я вам помогу.
II. Ориентировочный этап
т и ц л к р а я п у
Учитель спрашивает:
-
Что записано на доске?
-
На какие две группы можно разделить эти буквы?
-
Чем гласные буквы отличаются от согласных?
Учитель добавляет, что при произношении гласных нет преград, а согласных – преграды зубы, губы, язык.
-
Буквы
-
Группы: гласные и согласные буквы
-
Гласные при произношении поются, а согласные нет.
Приложение № 1
пти плы ули цы вут ца жи
-
Что записано на второй строке? (Обратить внимание на детей, которые делают в этих соединениях ошибки). Запишите их.
-
Что можно составить из слогов?
-
Найдите и подчеркните слоги, где все согласные твёрдые. Докажите свой выбор.
-
Слоги. Дети записывают слоги к себе в тетрадь.
-
Слова
Дети доказывают.
-
Используя эти слоги, составьте слова.
Дети составляют слова из слогов.
Приложение № 1
-
Какие слова у вас получились?
птицы, плывут, улица
-
Какое слово лишнее? Докажите. Почему?
-
Лишнее слово улица в нем три слога.
-
Запишите эти слова к себе в тетрадь.
Дети записывают слова к себе в тетрадь
-
Какую работу выполняют гласные в словах?
-
С помощью гласных можно определить количество слогов в слове. Есть правило, сколько в слове гласных столько и слогов.
-
Зажгите огоньки, разделите слова на слоги.
Дети работают в тетради. Один ребёнок работает на индивидуальной доске.
Проверка.
-
Что можно составить из слов?
-
Предложение
Приложение № 1
-
Пока мы работаем вместе, у доски работает …
Один ребенок составляет из слов предложение (золотая наступила осень)
-
Составьте с одним из слов предложение, для этого вы можете использовать иллюстрацию.
Дети составляют предложения (устно)
-
Вспомнить правила предложения.
Проверка работы ребёнка, который работал у доски.
-
Мне нужно было составить предложение из слов.
-
Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка.
-
Запишите это предложение к себе в тетрадь.
Подводится итог этого этапа урока ответом на вопрос:
-
Какую роль выполняют гласные в словах?
-
Оцените свою работу по тому, как вы старались и аккуратно её выполнили.
Дети:
-
Гласные образуют слог, а из слогов можно составить слова.
Самооценка чистописания
Физкультминутка для глаз.
( по офтальмотренажёру или по зрительно-двигательным траекториям: «Лодочка», «Радуга», «Комар», «Яркое солнышко»)
III. Целеполагающий этап.
-
Мы повторили, какую роль выполняют гласные буквы, из слогов составляли слова, а из слов предложения. Используя слова-опоры, сформулируйте тему нашего урока.
Дети:
-
Тема нашего урока «Слог, слово». Будем учиться делить слова на слоги и различать в слове количество слогов.
IV. Операционно-исполнительный этап.
1. «Открытие» детьми нового знания.
Учитель предлагает детям открыть учебник и прочитать вопрос Почемучки (с.56)
-
На какой вопрос мы уже можем ответить?
Чтение правила.
-
Что такое слог? Найдите ответ в правиле.
Дети читают вопросы:
-
Что такое слог?
-
Как узнать, сколько в слове слогов?
Дети:
-
Мы можем определить количество слогов в слове по гласным.
Дети читают правило (один, хором)
Один ученик получает карточку с индивидуальным заданием и выполняет его на индивидуальной доске.
Записаны слова: сорока, ворона, малина, собака, река.
Раздели слова для переноса.
Приложение № 1
Учитель предлагает выполнить упражнение
№ 99.
-
Какие слова у вас получились?
-
Что общего между этими словами?
-
У вас на партах лежат сигнальные карточки с гласными буквами: а и о. Я вам показываю слово, а вы мне карточку с буквой, которую надо писать.
-
Запишите слова к себе в тетрадь, вставьте самостоятельно пропущенную букву, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
Дети читают задание упражнения.
Ведётся работа в парах.
Ответы детей: сорока, ворона, малина, собака, река.
-
Эти слова словарные.
Дети показывают карточки с буквами.
Дети записывают слова.
Оцените свою работу
-
Правильно ли вы записали слова. Вот ещё один листочек опустился к вам в тетрадь.
Самооценка
Осуществляется фронтальная проверка выполнения индивидуального задания, которое ученик выполнял на доске.
-
Как по-другому можно было перенести эти слова?
-
Докажи. Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно выполнить задание?
Ребёнок, выполнявший индивидуальное задание, объясняет:
-
Мне нужно было слова разделить для переноса, для этого нужно было вспомнить правило, что слова переносятся по слогам.
Продолжение выполнения упражнения.
-
А теперь самостоятельно составьте предложение, пока вы будете делать задание в тетради, у доски работает …
-
Кто составил другое предложение?
-
Кто не смог спишите с доски.
Дети составляют из слов предложение самостоятельно и записывают его.
Один ученик работает у доски.
Проверка.
Оцените свою работу
Самооценка
Подведение итога работы:
-
Назовите слова из предложения, в котором 2 слога, 3 слога.
-
Что такое слог?
-
Как узнать, сколько слогов в слове?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
2. Словарно — орфографическая работа.
Рисунки 1-4
-
В предыдущем задании повторили словарные слова, а сегодня мы ещё познакомимся с одним словом.
Чтобы я тебя повёз,
Мне не надо есть овес,
Накорми меня бензином,
Да копытам дай резины
И поднявши вихрем пыль,
Побежит …. (автомобиль)
Для уборки урожая на поля я выезжаю
И за несколько машин там работаю один.
(комбайн)
Полотно, а не дорожка.
Конь, не конь – сороконожка
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
(поезд)
За трактором по полю ходит она.
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметней ложится,
Там буйно потом урожай колосится.
(сеялка)
-
Какие виды транспорта используют осенью для работы в поле?
-
Что делает комбайн? Сеялка?
Дети стоят около своих парт и показывают отгадки (иллюстрации висят на стенах класса)
-
Как можно эти отгадки назвать одним словом?
-
Поставьте ударение в словах.
-
Какая есть ещё орфограмма?
Учитель на доске записывает слово.
-
Как можно назвать маленькую машину? Запишите слово на следующей строчке.
-
Назовите профессию человека, который управляет поездом? Запишите слово на следующей строчке.
-
Какие это слова? Докажите.
Выделите корень во всех этих словах.
Проверка
м а ш и н а
ЖИ – ШИ пиши с буквой И. Слышим [Ы], а пишем И.
Дети записывают слово в тетрадь.
м а ш и н к а
м а ш и н и с т
Однокоренные. Сходны по смыслу и имеют одинаковую часть – корень.
Оцените свою работу
Самооценка
Физкультминутка
Игра называется «Слог, слово»
слог – хлопаете в ладоши
слово – приседаете
Слова для игры: птица, из, лес, на, по, цена, от, оса, у, школа, под.
3. Обучающая самостоятельная работа.
Учитель предлагает задания трёх уровней сложности.
Уровень А.
Расставить буквы в правильном порядке, чтобы получились слова, выделить гласные.
Уровень В.
Расставить буквы в правильном порядке, чтобы получились слова, разделить слова для переноса.
Уровень С.
Расставить буквы в правильном порядке, выписать слова, которые нельзя переносить и привести пример своего слова.
Уровневая дифференциация.
Даются следующие слова:
ЛЕЗОК, КАР, АВОС, МОС, АКТИЛУ
Дети пишут: КОЗЁЛ, РАК, СОВА, СОМ, УЛИТКА
Двое детей работают на индивидуальных досках (уровень В, уровень С)
Проверка работы.
Дети отвечают.
Учитель задаёт такой вопрос:
-
Как вы думаете, для чего нужно делить слова на слоги?
-
Эту работу мы с вами продолжим на следующих уроках.
Дети отвечают:
-
Для того чтобы переносить слова с одной строки на другую.
Оцените свою работу
Самооценка
V. Рефлексорно-оценочный этап
Учитель задаёт вопрос:
-
Вспомните, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?
-
А теперь давайте посмотрим, в какой цвет окрасится наш листочек:
возьмите красные магниты те, у которых на полях 5 листочков прикрепите их на наш кленовый лист; зелёные те, у кого 4 листочка; жёлтые те, у кого 3 листочка.
Дети отвечают.
Дети прикрепляют магниты на кленовый листок
Домашнее задание:
1. Выполнить упражнение № 100, стр. 57
2. Выполнить упражнение № 101, стр. 57
Свободный выбор задания
-