Русский язык 2 класс

Дата:

Тема: Правописание имен существительных с шипящими на конце

Цель: познакомить с алгоритмом действий по выбору написания ь на конце имен существительных после букв шипящих, признаками новой орфограммы;

работать над лексическим значением слов;

развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать объекты; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;

воспитывать чувство языка, радость познания, вежливость, чувство взаимопомощи

Ход урока:

I. Орг. момент.

Настрой учащихся на сотрудничество и на успешную работу.

Друзья мои ! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

— Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости.

— Как вы понимаете её? (Каждый день мы изучаем что-то новое.)

— Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.

Сегодня нам предстоит открыть еще одну тайну русского языка. Будем работать дружно, помогать друг другу и у нас все получиться

— Сегодня нам пригодятся знания об имени существительном.

— С каким настроением вы приметесь за работу? ( С хорошим, …)

— Улыбнитесь друг — другу! В путь!

Я пригласила сегодня в гости наших любимых героев. Поэтому скучать нам сегодня не придётся.

А вот и они. Встречайте их! (на экране появляются Маша и Медведь.)

2. Актуализация знаний.

— С чего начнём работу? ( С минутки чистописания.)

— Запишите «число», «классная работа».

— Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Какие буквы здесь спрятаны?

Слайд №3.

ж ш ч к щ ф я ь т о

— Найдите среди них буквы, обозначающие шипящие звуки.

ж ш ч щ

— Запишите эти буквы. Составьте слова, которые начинались бы с этих букв.

Жизнь, чулок, щука, шар.

— Назовите орфограммы в данных словах. К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное.)

— Сейчас Маша и проверит что вы знаете об имени существительном?

1 группа – составляет кластер об имени существительном (Мерседес и Никита)

2 группа работает с открытым тестом (Ваня и Вадим)

Карточка №1 .Вставить пропущенные (недостающие слова)

Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4.Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы .

5. Имена существительные изменяются по _______________.

Послушаем ответы групп.

— Молодцы вы справились с этим заданием.

А какое стихотворение об имени существительном вы знаете?

Имя существительное-

Очень удивительное

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно!

Маша в школе узнала одну тайну русского языка и хочет чтоб вы тоже её разгадали. Готовы?

Чем они все похожи? (во всех словах есть буква ь)

Что общего у слов каждой группы?

Может быть, кто-то уже догадался, в чем секрет? …

— Вы уже догадались, тайну какой буквы мы будем сегодня открывать? (Ь)

— Что общего отметили в этих словах?

— Обозначается ли мягкость этого звука на письме?

(нет)

— Вас что-то удивляет в написании слов? (:)

— Чем похожи эти слова? ( оканчиваются на шипящий звук)

— Как эти слова можно разбить на две группы по написанию?

— У вас возникает какой-то вопрос?

Проблемный вопрос: — Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?

(когда писать Ь, а когда не писать?)

Вывод:

В именах существительных с шипящими на конце (в начальной форме) женского рода пишется ь, а мужского рода — не пишется.

Сверим свою догадку с мнением ученых. Откройте учебник на с.165 и прочитайте правило

Давайте решим, как будем действовать, чтобы правильно писать слова с новой орфограммой.

Работа в группах

Я предлагаю вам сейчас побыть учеными и создать памятку по написанию слов с новой орфограммой.

Комментированное письмо упр. 436 2 ученика у доски

Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?

Поиграем с Мишей игра «Хлопки»

— Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если называю слово, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы хлопаете в ладоши. Если мягкий знак не пишется – приседаете.

Ключ, лещ, молодёжь, малыш, мышь, этаж, вещь, ёж, багаж, мелочь, тишь, глушь, речь, меч, карандаш, уж, ночь.

Самостоятельная работа по карточкам.

Карточка

Мяч…, доч…, ключ…, лещ…, вещ…, ноч…, мыш…, молодёж…, карандаш…, уж….

— Поменялись карточками.

— Проверяем на интерактивной доске.

В конце урока для сильных тест

«Имя существительное»

Какое слово является именем существительным?

1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.

Укажите имя существительное женского рода:

1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.

Укажите имя существительное мужского рода:

1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.

Укажите имя существительное среднего рода:

1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.

Для слабых самостоятельная работа у . 438

Физминутка

Образовать от данных слов существительные

Разгадай кроссворд фронтальная работа

Игра «Четвёртый лишний» устная

Загадки от Маши

1) Близкий приятель, друг. (Товарищ.)

2) Суп со свёклой и другими овощами. (Борщ.)

3) Человек, который играет на скрипке. (Скрипач.)

4) Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

5) Мягкая часть печёного хлеба. (Мякиш.)

6) Женское украшение, прикалываемое на груди. (Брошь.)

7)Помещение для стоянки, заправки и ремонта автомобилей. (гараж)

8) Предмет для игры — сплошной или полый внутри шар из упругого материала.(мяч)

9) Мелкие деньги. ( мелочь)

10) Человек, занимающийся плаваньем в открытом водоеме зимой. ( морж)

11) Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

12) Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

13) Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

Бывает устная и письменная , (речь).

15)Человек, который играет на скрипке, (скрипач).

Домашнее задание с.165 упр. 439, правило

Ребята, Маша и Медведь на прощание хотят вам сказать : Ученье – свет, а неученье – тьма.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

Наш урок окончен. До новых встреч!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here