Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №6»
Конспект урока русского языка
по теме «Приставка»,
проведенного во 2 классе
Разработала и провела:
Широкова И.А.
Сасово,2015
Тема: Приставка.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Учебная цель: узнать, что такое приставка, освоить алгоритм выделения приставки в словах, сформировать умение выделять приставки в словах.
Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с приставкой как частью слова, по освоению алгоритма выделения приставки в словах, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно выделять приставки в словах.
Цель считается достигнутой, если ученик может объяснить, что такое приставка, воспроизвести шаги алгоритма выделения приставки в той последовательности, в которой они выполняются, умеет выделять приставки.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, эталон «Правила работы в парах», светофорчики для рефлексии, карточка « значок-приставка», алгоритм « Как выделить приставку в слове», карточки для работы в парах, тест
Ход урока:
-
Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Учитель: С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
— Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем радость. Пусть этот урок принесет нам радость общения.
-
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения Сабира Абдуллы. Послушайте его и подумайте, к чему призывает нас поэт.
Учите русский годы кряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда-
И та награда в нем самом!
— Что хотел сказать поэт этими словами? ( Нужно учить русский язык)
— Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
— Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.
— Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?
— Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.
-
Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Учитель: С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения изученного.)
— Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)
— Что такое корень? ( Общая часть родственных слов.)
— Как называются слова с одинаковым корнем? ( однокоренные)
— Каким значком обозначается корень в словах? ( дугой)
— Может ли слово быть без корня? ( нет)
Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Спишите слова со слайда, выдели корень.
Слова на слайде: Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.
— Назовите корень в данных словах.
Пробное действие: В этих же словах выдели приставку.
— Поднимите руку, кто не смог выделить приставку?
— Поднимите руку, кто смог выделить приставку? Обоснуйте свой ответ. Вы уверены, что правы?
— С чем мы столкнулись? ( с затруднением)
— А когда есть трудность, надо….( остановиться и подумать)
— Какое задание я вам предлагала? ( выделить в словах приставку)
— Почему вы не смогли выполнить задание? ( Мы еще не знаем, что такое приставка)
— Кто догадался, какая тема урока? ( приставка)
— Что же сегодня вы должны узнать и чему научиться? Поставьте цель.
( узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах)
— Итак, тема нашего урока « Приставка». Цель: узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах.
4. Открытие нового знания ( построение выхода из затруднения)
Учитель: Вернемся к словам. СЛАЙД
Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.
Учитель: Назовите части слова, которыми они отличаются друг от друга?
( у,при,за,по,от,пере)
— Где стоит эта часть? ( в начале слова, перед корнем)
— Для чего нужна эта часть перед корнем? ( Меняется значение слова. Для образования новых слов)
— В слове увез часть у добавилась, приставлена к корню вёз. Какая часть приставлена к корню вёз во втором слове? ( при)
— Какая часть приставлена к корню в следующем слове? ( за)
— Какая часть приставлена к корню в слове повёз? ( по)
— В следующем слове? ( от)
— Какая часть приставлена к корню в последнем слове? (пере)
— Как бы вы назвали эти части, которые приставляются к корню? (приставки)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
И при помощи приставок
Образуются слова.
Учитель: Приставка обозначается специальным значком. ( Показ карточки)
— Послушаем нашего помощника-профессора Самоварова.
— Предлагаю вам составить алгоритм « Как выделить приставку».
Работа с ИД ( шаги алгоритма выстраиваются на доске) СЛАЙД
— Перед вами шаги этого алгоритма. Прочитайте их. Все шаги алгоритма перепутаны. Нам необходимо поставить шаги в нужном порядке.
— С какого шага нужно начать? ( прочитай слово)
— Какой шаг будет следующий? (подбери однокоренные слова)
— Что будет далее? (выдели корень)
— Какой следующий шаг? (назови часть слова перед корнем- приставку)
— Какой шаг будет последним? (выдели приставку)
— При выполнении каких заданий вы будете пользоваться данным алгоритмом? ( при выделении приставки в словах)
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Посмотрим, как работает данный алгоритм. Откройте учебники на странице 57. Будем работать со словами, которые даны в рамках. Задание: записать слова, выделить приставку по алгоритму с проговариванием.
( Алгоритм на доске с обратной стороны, раскрыт)
— Порассуждаем над первым словом. ( Слово –подводный. Однокоренные слова: вода, водица, водный. Корень – вод, выделяю. Перед корнем находится часть под. Это приставка, выделяю. ) и т.д. комментируя все слова.
— Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно выделить приставку?
— К чему может привести невыполнение шага: подбери однокоренные слова? ( Мы не сможем правильно выделить корень и не увидим приставку)
— Что будет, если шаги поменять местами? ( допустим ошибки при выделении приставки)
— Каждый шаг в алгоритме важен. Нужно выполнять шаги только в нужной последовательности.
6. Музыкальная физкульминутка.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учитель: Мы поработали все вместе, как теперь нам необходимо поработать? ( в парах)
— Вспомним правила работы в парах. Эталон перед вами. ( Эталон на доску)
Задание по карточкам
Спиши слова, выдели в них приставку.
Засвистел, помыл, принёс, переполз, прочитал, перелетел.
Проверка у доски в паре.
— У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.
— Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно выделять приставки в словах)
— Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться выделять приставки)
— Вы работали в парах, а как же понять, что каждый из вас умеет правильно выделять приставки в словах? ( Нужно поработать самостоятельно)
— Предлагаю выполнить тест.
ТЕСТ
Обведите правильный ответ
-
Приставка –это …
а) часть слова
б) часть предложения
-
Приставка стоит
а) перед корнем
б) после корня
-
В слове вылить приставка
а) выл
б) вы
-
В слове покрасить приставка
а) по
б) пок
-
В слове заехать приставка
а) з
б) за
Проверка теста на ИД ( тест со звуком) СЛАЙД
— Кто при выполнении теста не допустил ошибок?
-
Включение в систему знаний.
Работа с деформированным предложением. СЛАЙД
— Выполним задание со слайда. Составим и напишем предложение с данными словами, вставляя и выделяя пропущенную приставку.
Составление предложений на ИД.
Зима, и, вот, ….шла.
— Вспомним, как оформляется предложение на письме? ( Начало с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак)
Если позволят временные рамки
Работа со следующими деформированными предложениями.
Леса, пушистым , и, поля, …крылись, снегом
Ребята, кормушки, …весили, птиц, для
— Какие предложения по цели высказывания записали?
— Какие они по интонации?
-
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какие цели ставили в начале урока? СЛАЙД
— Достигли мы поставленных целей?
— Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?
— Ребята, все ли слова употребляются только с приставками?
— Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий в дальнейшем)
— У вас на столе конверты. Оцените свою работу с помощью светофорчиков.
Зеленый – тему понял, трудностей не возникало.
Желтый- тему понял, но возникали небольшие трудности.
Красный – тему не понял, нужна помощь учителя.
— Какие трудности возникли…?
Оценивание учащихся.
— Урок окончен. Всем спасибо за работу. СЛАЙД