Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №6»

Конспект урока русского языка

по теме «Приставка»,

проведенного во 2 классе

Разработала и провела:

Широкова И.А.

Сасово,2015

Тема: Приставка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебная цель: узнать, что такое приставка, освоить алгоритм выделения приставки в словах, сформировать умение выделять приставки в словах.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с приставкой как частью слова, по освоению алгоритма выделения приставки в словах, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно выделять приставки в словах.

Цель считается достигнутой, если ученик может объяснить, что такое приставка, воспроизвести шаги алгоритма выделения приставки в той последовательности, в которой они выполняются, умеет выделять приставки.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, эталон «Правила работы в парах», светофорчики для рефлексии, карточка « значок-приставка», алгоритм « Как выделить приставку в слове», карточки для работы в парах, тест

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Учитель: С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

— Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем радость. Пусть этот урок принесет нам радость общения.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения Сабира Абдуллы. Послушайте его и подумайте, к чему призывает нас поэт.

Учите русский годы кряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

— Что хотел сказать поэт этими словами? ( Нужно учить русский язык)

— Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

— Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

— Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?

— Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.

  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель: С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения изученного.)

Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)

Что такое корень? ( Общая часть родственных слов.)

Как называются слова с одинаковым корнем? ( однокоренные)

Каким значком обозначается корень в словах? ( дугой)

Может ли слово быть без корня? ( нет)

Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Спишите слова со слайда, выдели корень.

Слова на слайде: Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

Назовите корень в данных словах.

Пробное действие: В этих же словах выдели приставку.

Поднимите руку, кто не смог выделить приставку?

Поднимите руку, кто смог выделить приставку? Обоснуйте свой ответ. Вы уверены, что правы?

С чем мы столкнулись? ( с затруднением)

А когда есть трудность, надо….( остановиться и подумать)

Какое задание я вам предлагала? ( выделить в словах приставку)

Почему вы не смогли выполнить задание? ( Мы еще не знаем, что такое приставка)

Кто догадался, какая тема урока? ( приставка)

Что же сегодня вы должны узнать и чему научиться? Поставьте цель.

( узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах)

— Итак, тема нашего урока « Приставка». Цель: узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах.

4. Открытие нового знания ( построение выхода из затруднения)

Учитель: Вернемся к словам. СЛАЙД

Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

Учитель: Назовите части слова, которыми они отличаются друг от друга?

( у,при,за,по,от,пере)

— Где стоит эта часть? ( в начале слова, перед корнем)

— Для чего нужна эта часть перед корнем? ( Меняется значение слова. Для образования новых слов)

— В слове увез часть у добавилась, приставлена к корню вёз. Какая часть приставлена к корню вёз во втором слове? ( при)

— Какая часть приставлена к корню в следующем слове? ( за)

— Какая часть приставлена к корню в слове повёз? ( по)

— В следующем слове? ( от)

— Какая часть приставлена к корню в последнем слове? (пере)

— Как бы вы назвали эти части, которые приставляются к корню? (приставки)

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставок

Образуются слова.

Учитель: Приставка обозначается специальным значком. ( Показ карточки)

— Послушаем нашего помощника-профессора Самоварова.

— Предлагаю вам составить алгоритм « Как выделить приставку».

Работа с ИД ( шаги алгоритма выстраиваются на доске) СЛАЙД

— Перед вами шаги этого алгоритма. Прочитайте их. Все шаги алгоритма перепутаны. Нам необходимо поставить шаги в нужном порядке.

— С какого шага нужно начать? ( прочитай слово)

— Какой шаг будет следующий? (подбери однокоренные слова)

— Что будет далее? (выдели корень)

— Какой следующий шаг? (назови часть слова перед корнем- приставку)

— Какой шаг будет последним? (выдели приставку)

— При выполнении каких заданий вы будете пользоваться данным алгоритмом? ( при выделении приставки в словах)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Посмотрим, как работает данный алгоритм. Откройте учебники на странице 57. Будем работать со словами, которые даны в рамках. Задание: записать слова, выделить приставку по алгоритму с проговариванием.

( Алгоритм на доске с обратной стороны, раскрыт)

— Порассуждаем над первым словом. ( Слово –подводный. Однокоренные слова: вода, водица, водный. Корень – вод, выделяю. Перед корнем находится часть под. Это приставка, выделяю. ) и т.д. комментируя все слова.

— Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно выделить приставку?

— К чему может привести невыполнение шага: подбери однокоренные слова? ( Мы не сможем правильно выделить корень и не увидим приставку)

— Что будет, если шаги поменять местами? ( допустим ошибки при выделении приставки)

— Каждый шаг в алгоритме важен. Нужно выполнять шаги только в нужной последовательности.

6. Музыкальная физкульминутка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: Мы поработали все вместе, как теперь нам необходимо поработать? ( в парах)

Вспомним правила работы в парах. Эталон перед вами. ( Эталон на доску)

Задание по карточкам

Спиши слова, выдели в них приставку.

Засвистел, помыл, принёс, переполз, прочитал, перелетел.

Проверка у доски в паре.

— У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

— Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно выделять приставки в словах)

— Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться выделять приставки)

— Вы работали в парах, а как же понять, что каждый из вас умеет правильно выделять приставки в словах? ( Нужно поработать самостоятельно)

— Предлагаю выполнить тест.

ТЕСТ

Обведите правильный ответ

  1. Приставка –это …

а) часть слова

б) часть предложения

  1. Приставка стоит

а) перед корнем

б) после корня

  1. В слове вылить приставка

а) выл

б) вы

  1. В слове покрасить приставка

а) по

б) пок

  1. В слове заехать приставка

а) з

б) за

Проверка теста на ИД ( тест со звуком) СЛАЙД

— Кто при выполнении теста не допустил ошибок?

  1. Включение в систему знаний.

Работа с деформированным предложением. СЛАЙД

— Выполним задание со слайда. Составим и напишем предложение с данными словами, вставляя и выделяя пропущенную приставку.

Составление предложений на ИД.

Зима, и, вот, ….шла.

— Вспомним, как оформляется предложение на письме? ( Начало с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак)

Если позволят временные рамки

Работа со следующими деформированными предложениями.

Леса, пушистым , и, поля, …крылись, снегом

Ребята, кормушки, …весили, птиц, для

— Какие предложения по цели высказывания записали?

— Какие они по интонации?

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какие цели ставили в начале урока? СЛАЙД

— Достигли мы поставленных целей?

— Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

— Ребята, все ли слова употребляются только с приставками?

— Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении заданий в дальнейшем)

— У вас на столе конверты. Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

Зеленый – тему понял, трудностей не возникало.

Желтый- тему понял, но возникали небольшие трудности.

Красный – тему не понял, нужна помощь учителя.

— Какие трудности возникли…?

Оценивание учащихся.

— Урок окончен. Всем спасибо за работу. СЛАЙД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here