Тема урока: « Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт».

Цели урока: формирование умения распознавать в словах сочетания ЧК, ЧН,ЩН, ЧТ; правильно их писать.

Основные задачи урока:

  — уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;

— развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, их творческие способности.

— воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок — открытие

 Оборудование: презентация, листочки с заданиями, прзентация.

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).

Формы работы: практическая работа.

Ход урока


1. Организационный момент.

Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

 

Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое. На урок русского языка вы должны приготовить самое главное – свой ум.

Слайд 2

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

 — Что мы сейчас делали? (составляли план урока) 
2. Установочная.

Сегодня у нас в гостях……
Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка) Слайд 3
— А кто автор этой сказки? (Шарль Перро — Французский сказочник).
— Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.
Но прежде, чем выполнить 1 — ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Минутка чистописания. Повторение пройденного.
— Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)
— Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.
Хорошенько запомните звук [ ч`] всегда мягкий — это нам понадобится в дальнейшей работе.
— Напишите букву Чч по образцу.
— А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)

4. Формулировка темы урока, планирование деятельности.

— Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?
В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.
Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.
— Итак, кто догадался? (ЧК)

— Назовите тему урока. Цель урока. (Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН,ЧТ. )
— А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.

5. Работа с учебником.

У. Ребята, в лесу живет мудрая бабушка Сова. Она хочет, чтобы вы прочитали сообщение профессора Самоварова.

— Откройте учебник на стр. 78

— О чём узнали из сообщения?

Д. Звук [ч] и звук [щ] — непарные, мягкие. При письме их мягкость показывать не надо.

(Нахождение слов с изученными орфограммами в предложениях упр. 3 стр. 111)

Молодцы! Мудрая бабушка Сова вами довольна.

6. Упражнения на закрепление изученного
Слайд 4

ЧК

ЧН

ЧТ

печка

печник

почта

ёлочка

ёлочные

почтовый

удочка

сочный

мечта

— Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика, из третьего.
Печка — что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)
Печник — кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)
Ёлочка — то же что и ель.
Ёлочные — (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)
Удочка — (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?
Сочный — Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?
(Арбуз, помидор и т.д.)

Почта — что это? один из видов связи. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег,

Почтовый ( почтовый ящик) электоронный

Мечта – может быть у любого человека  воображаемое или мысленно представляемое; создание воображения.
— Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч`]
— Какой это звук? (Согласный, мягкий.)
— Есть ли у [ ч`] парный согласный по твёрдости? (Нет.)
— Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)
— Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)
— Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?
Вывод: Звук [ ч`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

слайд
Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без ь знака!

7.Работа с карточками в парах.
Ребята, в начале нашего урока вы получили листочки с заданиями . Посмотрите у всех на листочках – задания. И они у вас разные.

Карточка № 1
Спишите, выделяя орфограммы.

Девочка, птенчик, речной, тучка, овощной.

 

Карточка № 2

Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НТ.

Ру…ной, пе…ка, вну…ка, ме…та, но..ка

 

Карточка № 3

Запишите имена ласково.

Валя, Зина, Аня, Женя.

Остальные пары выполняют задание на экране.

На экране задание : запишите слова , подчеркните сочетание чк, чн, чт.

Проверка.

Так что же значит правильное написание буквосочетания?
(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)
— Какую проблему мы решали, когда выполняли задание?

(Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)

8. ФИЗМИНУТКА

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

Я, думаю, что вы после отдыха, ребята, можете работать самостоятельно.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,ЧТ – ь знак не пишется.

7. Работа над правильным произношением слов.

—         Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк,чт, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

—         Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

,] на звук [ш].

—         Какое сочетание в этих словах?

—         Как оно пишется?

упр. №6

8. Работа с карточками в парах. Стихотворение.

Внимательно прочитайте стихотворение и задание.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

— Прочитайте. О ком этот текст?
— О чём говорится в тексте?
— Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
— К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)

— Посмотрите на синичку и послушайте её пение.

— А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.

— Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.

Слайд 9

9. Включение в систему знаний. Повторение.

      Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  1. птичька

  2. редька

  3. ночьной

  4. деньки

  5. ласточка

  6. мучьной

 

10. Тест.

Тест (на листьях)

1 вариант 2 вариант

а) Изменение слова по образцу:

коза – козочка гора – горочка

белка – ветка –

елка – сказка –

б) Напишите ласково имена девочек:

Зина – Лена –

Лида – Оля –

в) Найди и исправь ошибку:

река – речка туча – тучка

внук – внучка рука – ручка

ночь – ночька дочь – дочька

Взаимопроверка (в парах). Оценка

11. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Наш урок подходит к концу.

Какую проблему урока мы решали?

  • Чему учились на уроке?

  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)

  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

чк, чн.

  • Оцените свою работу на уроке.

Поставьте букву

Т  (трудно) Л( легко)  И (интересно).

13. Домашнее задание.

— Откроем дневники и запишем задание на дом.

Упр.109

— Спасибо, ребята, вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали. Мне с вами было интересно.

CАМОАНАЛИЗ УРОКА

Русского языка 2 КЛАСС

УМК «Школа России»

Учитель: Зиненко Наталья Владимировна

Тема : Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Основные задачи урока:

        Развивать умение писать в словах сочетания чн, чк,чт, щн.

        Формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию, здоровье — сберегающую среду.

        Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь, любовь к природе.

        Оборудование: презентация, листочки с заданиями, презентация.

В классе 29 учеников, из них высокий уровень обученности у 6 учеников, выше среднего у 12, средний уровень обученности у 11 учеников.

В целом, учебные возможности класса хорошие. У учащихся сформированы навыки самостоятельной работы, навыки работы в парах.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось формирование умений и навыков, получение и усвоение новых знаний. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, использование различных форм организации учебной деятельности: коллективная, групповая (развитие коммуникативных компетенций), индивидуальная (практическая деятельность), применение словесных, визуальных методов, работа с наглядностью, учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока.

В процессе урока я использовала упражнения, направленные на увеличение интеллектуального развития учащихся, на повышение интереса к русскому языку и как следствие этого – на усиление эффективности его изучения. Для активизации мышления учащихся и для восприятия материала работал активный визуальный ряд: презентация, листочки с заданиями, рефлексии, использовался на уроке учебник, рабочие тетради. Всё данное оборудование было составлено по изучаемой теме.

Особое место на уроке занимало формирование у обучающихся универсальных учебных действий. В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время самоопределения к деятельности и при постановке учебной задачи (самоопределение и смыслообразование).

Познавательные УУД формируются при открытии нового знания, в первичном закреплении с самопроверкой по эталону, а также на этапе включения в систему знаний, при повторении.

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на группы, при подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности).

И, конечно, коммуникативные УУД – речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах и в паре.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

Этап усвоения знаний и способов деятельности происходил на уровне применения знаний в групповой и индивидуальной работе..

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления материала я оцениваю как хороший. Стимулировала учащихся к активному выражению собственного мнения, формировала умение доказывать его, использовала принцип обоснованного ответа. Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика, использовала частично – поисковый метод.

НА этапе подведения итога урока осуществлялась проверка и оценка знаний и способов действий учащихся по теме, которая позволила выяснить уровень усвоения нового материала.

Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие материала. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Тема урока была раскрыта, поставленные цели достигнуты.

Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Считаю, что мне это удалось. Урок целей достиг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here