Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: Приставки.
Гологрудова Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Усть – Ташебинская тНОШ»Усть – Абаканского района,РХ
Цели урока: создание на уроке условий для совершенствования знаний об особенностях приставок; отработка практических навыков в написании приставок; организация деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство любви к Родине, коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
личностные действия
-
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
-
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
-
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
-
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
-
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
-
готовность слушать собеседника и вести диалог;
-
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: урок новых знаний .
Оборудование: — учебник «Русский язык» 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, ; карточки для групповой и парной работы; мультимедийная презентация урока, карты оценивания.
Методы: репродуктивный, объяснительно — иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
I. Организационный момент.
2.Психологический настрой на урок
Хоровая декламация «Я желаю себе удачи, я желаю тебе удачи. Если будет трудно, я помогу». Улыбнитесь друг другу.
II. Разминка пальцев. (СЛАЙД 3)
Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)
-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)
Давайте сделаем разминку для пальчиков:
Мы для пальчиков гимнастику начнем,
Упражнение для пальцев проведем,
Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,
Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.
III. Минутка чистописания. (СЛАЙД 4)
В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит перед буквой (вэ). Какая это буква? (бэ) .Вспомним написание буквы.
Дайте информацию об этой букве. (Буква бэ обозначает звук б . Это согласный парный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).
Запишите в тетради одну строку этой буквы.
Вспомните и запишите соединения с этой буквой. Какие соединения записали? (Дети прописывают записанные соединения на доске бо, бл,бм, бя, бр, )
IV. Орфографическая минутка. ( работа по индивидуальным карточкам)
-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с непроизносимой согласной, слова с парной согласной).
1.Задание по группам. Первый группа запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд – с непроизносимой согласной. 4- слова с парной согласной).
2.Проверка (СЛАЙД )
-Что объединяет все эти слова? ( Это — орфограммы корня).
Словарная работа. Отгадайте загадку.
«Два братца в воду глядятся, а друг друга не видят» (Берега) запись слова и выделение корня, окончания. Как вы думаете, почему слово так называется?(берега как бы охраняют реку, оберегают её воды)
Подберите родственные слова: бережок, береговой, прибрежный. Какие части слова помогли образовать новые слова? (суффикс), в слове прибрежный кроме суффикса что заметили?( незнакомую часть -при) Где в слове стоит данная часть (перед корнем)
V. Актуализация знаний и постановка темы урока.
-О какой части слова мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (часть слова, стоящая перед корнем – это приставка)
-Какова же цель нашего урока? (узнать, что такое приставка и для чего она служит в словах). (СЛАЙД )
VI. Формирование способов практических действий.
1.послушайте рассказ (рассказ об оберегах).(слайды )
-запишите родственные слова, которые встретились в рассказе?(Берегиня, оберегать, оберег), докажите графически , что это родственные слова. Объясните их способы образования
2.Работа над стихотворением (СЛАЙД )
-А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. (стихотворение С.А.Есенина «Белая берёза») Подумайте, о каком времени года в нем говорится? О каком дереве говорится?(о берёзе) запишите это слово. Наша русская берёзка – дерево оберег . Внимательно прочитайте стихотворение и выпишите слова с приставкой, выделите её графически
Принакрылась, распустились, обходя, обсыпает
2.Что такое оберег?(слайд) (вещи, которые оберегают человека). Внимательно прочитаем слова-обереги и подумаем, на какие две группы можем их разделить ( с приставками и без) и выберем слова-обереги, которые образованы приставочным способом, и без приставки (рассвет,берёзонька , доброта, рассказ,надпись , заготовка, безграничные, посудный, роспись, росинка, показ, радость, запах) -Что надо сделать, чтобы определить, есть ли в слове приставка? (выделить корень)
3.Работа в паре?( Выписать слова с приставкой и без приставки) Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.
4.Проверьте свою работу. (СЛАЙД 10)
Какие слова не записали и почему? (образованы приставочно- суффиксальным способом)
5. Работа в паре. (СЛАЙД 12)
Игра «Конструктор» Как вы думаете, что будем конструировать? (слова при помощи приставок и суффиксов) даны корни: ём, езд, лёт, ход, снег, бел, звон. ( образовать слова при помощи приставок, и суффиксов).
6.Проверьте свою работу. (СЛАЙД 10). Какие орфограммы встретились? (правописание разделительных ъ и ь знаков). Кто из них дружит с приставками?( разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласный звук)
VI. Развитие речи. (СЛАЙД 13)
— составьте предложения, используя данные слова
Наконец, уселся, и, на, медведь, брёвнышко, наелся
(Наконец, медведь наелся и на брёвнышко уселся.)
Что сейчас делают медведи? (спят в берлоге). Выделите приставки. Как пишутся приставки? Почему в слове наелся пишем на слитно , а на брёвнышке раздельно? (подготовка к новой теме «Правописание приставок и предлогов»)( заслушиваются варианты ответов детей).
VIII. Обобщение по теме. Составление кластера. (СЛАЙД 15)
-О какой части слова мы говорим сегодня на уроке?
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Приставка)
Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые — вторая, белые — четвертая.
Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов
(приставка, часть слова, пишется раздельно, образует новое слово, стоит перед корнем)
IX. Проверка работы. Рефлексия. (СЛАЙД 16)
(Каждый ребёнок самостоятельно заполняет карту)
Дескрипторы к оценке работы на уроке
Орфо грамма | Уровень достижения | Бал лы | Фактически полученные баллы | Работа над ошибками | ||
Оценивает ученик | Оценивает учитель | |||||
Умею писать слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением | 1 | Допустил ошибки во всех словах | 0 |
|
|
|
Правильно написал 1-3 слова | 1 |
|
|
| ||
Правильно написал 4-6 слов | 2 |
|
|
| ||
Правильно написал все слова | 3 |
|
|
| ||
Умею писать слова с непроверяемыми гласными | 2 | Допустил ошибки во всех словах | 0 |
|
|
|
Написал правильно 1-3 слова | 1 |
|
|
| ||
Правильно написал все слова | 3 |
|
|
| ||
Умею писать слова с непроизносимыми согласными | 3 | Допустил хотя бы одну ошибку | 0 |
|
|
|
Правильно написал все слова | 3 |
|
|
| ||
Умею писать слова с парными согласными | 4 | Допустил хотя бы одну ошибку | 0 |
|
|
|
Правильно написал все слова | 3 |
|
|
| ||
Умею правильно писать слова с разделительным ъ | 5 | Неверно написал все слова | 0 |
|
|
|
Написал правильно 1-3 слова | 1 |
|
|
| ||
Правильно написал все слова | 3 |
|
|
| ||
Умею правильно писать слова с Ь – показателем мягкости
| 6 | Неверно написал слова | 0 |
|
|
|
Написал правильно все слова | 3 |
|
|
| ||
Написал правильно 2 слова | 2 |
|
|
| ||
Умею правильно писать слова с приставками | 7 | Неверно написал все слова | 0 |
|
|
|
Написал правильно 1-3 слова | 1 |
|
|
| ||
Написал правильно все слова | 3 |
|
|
|
Максимальное количество 21 баллов
5 — 95% -100% 16-211б.
4 — 76% -94% 13-15 б.
3 — 50% -75% 9-11 б.
2 –менее 50% меньше 9 б.
XI. Домашнее задание. (СЛАЙД18) 1 группа с. упр., 2 группа с. упр.
Спасибо за работу. Урок закончен.