Государственное образовательное учреждение

Московский педагогический колледж №6.

Конспект

пробного урока по русскому языку

на тему: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)»

во 2 «А» классе школы № 1726

Студентки 55 группы

Пехтеревой Натальи Юрьевны

Учитель класса

Иванова Н. В.

Методист

Баркова Ю. А.

Москва 2009 г.

Тема: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)».

Цель: Сформировать умение подбирать слова, близкие и противо­положные по смыслу.

Задачи:

  1. Образовательные:

    1. Познакомить детей с понятиями синонимы и антонимы.

    2. Научить различать слова, близкие и противо­положные по смыслу.

  1. Воспитательные:

  1. Воспитывать дисциплину.

  2. Воспитывать аккуратность.

  3. Воспитывать интерес к изучаемой теме.

  1. Развивающие:

  1. Развивать познавательные способности учащихся.

  2. Развивать память.

  3. Развивать внимание.

Оборудование

    1. Для учителя: учебник А.В. Поляковой: Русский язык. 2 класс. 1 часть; карточки, иллюстрации, корзина с карточками.

    2. Для учащихся: учебник, тетрадь.

Этапы

Ход урока

Примеча

ния

1.Организа -ционный момент.

Здравствуйте дети, меня зовут Наталья Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Тема нашего урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)».

Тема на доске

2. Новая тема.

Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложения одним словом.

1. Буквы стоящие в определенном порядке. (Алфавит, или азбу­ка.)

Что общего у этих слов? (Значение одно.)

Чем они различаются? (Написанием.)

2. Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Гра­дусник, или термометр.)

Что общего у этих слов? (Значение одно.)

Чем они различаются? (Написанием.)

3. Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)

Что общего у этих слов? (Значение одно.)

Чем они различаются? (Написанием.)

Итог: Как называются в русском языке слова, которые близки по значению, но по-разному называют одно и то же?

Слова, близкие по значению, — это синонимы.

Иллюстрации на доске.

Понятий

ный аппарат на доске –карточка — синонимы

3. Закрепление

Упр. 14

1. Найди слова, близкие по значению. С одним из слов составьте предложение.

Дождь – ливень

Жара – холод

Зной – стужа

2. Придумайте предложение с одним из слов, противоположных по значению.

Итог задания.

Выполняется устно.

Контроль за речью детей.

4. Словарь

Откройте тетради. Напишите число (8 сентября), классная работа.

Я показываю вам иллюстрации, вы записываете слова, проговаривая по слогам.

Словарь: комната, конец, кружево, курица, ласточка.

Итог: почему же это словарные слова?

1 чел. у доски.

-иллюстра

ции

5. Повторение ранее изученного.

Упр. 16

1.Рассмотри рисунки.

2. Составь из слов каждой строчки предложения и запиши. Изменив, где нужно, слова.

3. Подчеркни главные члены предложе­ния: подлежащее одной чертой, сказуемое двумя.

Света ест немытую морковь.

Митя промочил ноги.

Витя не застегнул пальто.

Саша взяла в рот сосульку.

Упр.17.

Составь по вопросам предложения.

Какие? что? что делают? где?

Тёмные тени лежат под деревьями.

Как? что делает? какой? что? где?

Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу.

    1. Подчеркни главные члены предло­жения: подлежащее одной чертой, сказуе­мое двумя.

    2. Итог задания.

По 1 чел. выходят к доске.

6. Физминутка.

Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

.

7. Новая тема.

Продолжаем.

В русском языке есть слова, которые противоположны по своему значению. Слова, противоположные по значению, — это антонимы.

Подберите к словам антонимы.

широкий …– узкий

твердый….. – мягкий

старый…… – новый

скучный ….– интересный

бесполезный …..– ценный

неряшливый….. – аккуратный

Итог задания.

Карточки на доске.

По 1 чел. выходят к доске.

8. Закрепление

В моей корзинке перемешались, ребята, все слова…Давайте их разместим на доске.

Выпишим слова, близкие по значению, в один столбик, противоположные по значению, в другой столбик.

Огонь, лето, пламя, занятие, зима, дело, начало, веселье, лентяй, труженик, смелость, грусть, конец, трусость.

Синонимы

Антонимы

Огонь — пламя

Зима — лето

дело — занятие

конец — начало

грусть — веселье

лен­тяй — труженик

трусость — смелость

Корзина с карточка

ми — словами

По 1 чел. выходят к доске.

9. Итог

О чем говорили сегодня на уроке?

Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению) Примеры.

Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению) Примеры.

Для чего нам нужны синонимы и антонимы?

(Страница 14, правило)

(Употребление синонимов и антонимов делает нашу речь ярче, бо­гаче и разнообразнее.)

Домашнее задание: упр.19.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here