Государственное образовательное учреждение
Московский педагогический колледж №6.
Конспект
пробного урока по русскому языку
на тему: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)»
во 2 «А» классе школы № 1726
Студентки 55 группы
Пехтеревой Натальи Юрьевны
Учитель класса
Иванова Н. В.
Методист
Баркова Ю. А.
Москва 2009 г.
Тема: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)».
Цель: Сформировать умение подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.
Задачи:
-
Образовательные:
-
Познакомить детей с понятиями синонимы и антонимы.
-
Научить различать слова, близкие и противоположные по смыслу.
-
-
Воспитательные:
-
Воспитывать дисциплину.
-
Воспитывать аккуратность.
-
Воспитывать интерес к изучаемой теме.
-
Развивающие:
-
Развивать познавательные способности учащихся.
-
Развивать память.
-
Развивать внимание.
Оборудование
-
Для учителя: учебник А.В. Поляковой: Русский язык. 2 класс. 1 часть; карточки, иллюстрации, корзина с карточками.
-
Для учащихся: учебник, тетрадь.
Ход урока | Примеча ния | ||||||||||||
1.Организа -ционный момент. | Здравствуйте дети, меня зовут Наталья Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Тема нашего урока: «Слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы)». |
Тема на доске | |||||||||||
2. Новая тема. | Узнать тему нашего урока поможет это задание: замените предложения одним словом. 1. Буквы стоящие в определенном порядке. (Алфавит, или азбука.) Что общего у этих слов? (Значение одно.) Чем они различаются? (Написанием.)
2. Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.) Что общего у этих слов? (Значение одно.) Чем они различаются? (Написанием.)
3. Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.) Что общего у этих слов? (Значение одно.) Чем они различаются? (Написанием.)
Итог: Как называются в русском языке слова, которые близки по значению, но по-разному называют одно и то же? Слова, близкие по значению, — это синонимы. |
Иллюстрации на доске.
Понятий ный аппарат на доске –карточка — синонимы | |||||||||||
3. Закрепление | Упр. 14 1. Найди слова, близкие по значению. С одним из слов составьте предложение. Дождь – ливень Жара – холод Зной – стужа
2. Придумайте предложение с одним из слов, противоположных по значению. Итог задания.
| Выполняется устно.
Контроль за речью детей. | |||||||||||
4. Словарь | Откройте тетради. Напишите число (8 сентября), классная работа. Я показываю вам иллюстрации, вы записываете слова, проговаривая по слогам. Словарь: комната, конец, кружево, курица, ласточка. Итог: почему же это словарные слова?
| 1 чел. у доски.
-иллюстра ции | |||||||||||
5. Повторение ранее изученного. | Упр. 16 1.Рассмотри рисунки. 2. Составь из слов каждой строчки предложения и запиши. Изменив, где нужно, слова. 3. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее одной чертой, сказуемое двумя. Света ест немытую морковь. Митя промочил ноги. Витя не застегнул пальто. Саша взяла в рот сосульку.
Упр.17. Составь по вопросам предложения. Какие? что? что делают? где? Тёмные тени лежат под деревьями.
Как? что делает? какой? что? где? Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу.
|
По 1 чел. выходят к доске. | |||||||||||
6. Физминутка. | Раз — присядка, | . | |||||||||||
7. Новая тема. | Продолжаем. В русском языке есть слова, которые противоположны по своему значению. Слова, противоположные по значению, — это антонимы. Подберите к словам антонимы. широкий …– узкий твердый….. – мягкий старый…… – новый скучный ….– интересный бесполезный …..– ценный неряшливый….. – аккуратный Итог задания. |
Карточки на доске.
По 1 чел. выходят к доске. | |||||||||||
8. Закрепление
| В моей корзинке перемешались, ребята, все слова…Давайте их разместим на доске. Выпишим слова, близкие по значению, в один столбик, противоположные по значению, в другой столбик.
Огонь, лето, пламя, занятие, зима, дело, начало, веселье, лентяй, труженик, смелость, грусть, конец, трусость.
| Корзина с карточка ми — словами
По 1 чел. выходят к доске. | |||||||||||
9. Итог | О чем говорили сегодня на уроке? Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению) Примеры. Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению) Примеры. Для чего нам нужны синонимы и антонимы? (Страница 14, правило) (Употребление синонимов и антонимов делает нашу речь ярче, богаче и разнообразнее.)
Домашнее задание: упр.19. |
|