Потыльцына Н.М., учитель начальных классов
Предмет: Русский язык.
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»
Слова с двойными согласными. | |
Цели деятельности учителя:
| — Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных, рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:
|
Планируемые результаты | Личностные УУД:
Метапредметные УУД: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные УУД:
|
Основные понятия | Двойные согласные; особенность написания и произношения двойных согласных; |
Ресурсы: — основные — дополнительные |
— Репкин «Русский язык — флипчарт — слайд-презентация.
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая. парная |
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: — мотивировать учащихся к учебной деятельности; — определить содержательные рамки урока: двойные согласные. |
Отвечают на вопросы учителя. | -проверяет готовность к уроку
-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Добрый день! Мы начинаем наш урок. У нас сегодня много гостей, подарим им свои улыбки, улыбнёмся друг другу. Мысленно пожелаем друг другу хорошего настроения, успехов. А я вам пожелаю быть активными, любознательными и хороших результатов в работе на уроке. -А чтобы урок прошел плодотворно и интересно, что мы обычно делаем на уроке?
(дети проговаривают хором)
|
| Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке.
|
II.Актуализация знаний. (3 мин) Цели: -обеспечить в начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность; -активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
| -объясняют лексическое значение слов.
-записывают в тетрадь число, двойные согласные; -анализируют сочетания букв.
-выявляют значение пословицы; — | -уточняет тематические рамки.
| Вот доска и парта есть Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас Это наш просторный… — А объясните значение слова класс? -Класс – комната для занятий в школе (1 значение) -Класс – группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение) -А группа – это совокупность людей, объединённых общими интересами. Слайд 2. — Запишите в тетради число Минутка чистописания 1) запишите слово класс, а затем, удвоенные согласные из этого слова; -вспомним написание строчных букв сс, — напишите слова группа, затем удв. Согласные ПП -на доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать. (Что одному не под силу, то легко…. (коллективу)) -Объясните значение пословицы. (Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в трудную минуту). —Запишите слово Коллектив.
|
-давать характеристику словам
-делать выбор оснований и критериев для классификации объектов
-выполнять построение логической цепи рассуждений
| Личностные: — расширять познавательный интерес к обучению. Коммуникативные: — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -научиться быть терпимыми к другим мнениям; -участие в жизненных ситуациях (пословица); -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
III.Постановка учебной задачи. (6 мин) Цели: -выявить и зафиксировать место и причину затруднения; -согласовать тему и цель урока. | -с помощью учителя формулируют тему урока и учебные задачи для себя
-выделяют в словах двойные согласные
-записывают слова: -делают вывод об орфограмме
-сравнивают свою работу с образцом
-вспоминают ранее изученные орфограммы, проговаривают
| -организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируется орфограмма «Двойные согласные в корне слова»
-помогает ученикам озвучить тему урока, постановку учебной задачи
-организует подводящий диалог; — побуждает к высказыванию своего мнения каждого ученика; -подводит учащихся к выводу о правописании удвоенных согласных; -проводит параллель с ранее изученным материалом | — Как вы думаете, что общего в словах: коллектив, класс и группа? ( двойная согласная, являются именами существительными). —С каким определением вы ещё не знакомы? (двойная согласная) -Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными согласными) -Тема урока на доске. . (Слайд ) — Как вы думаете, какой это урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? (Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма). — Сформулируйте учебные задачи, которые будем решать на уроке: Слайд5
(Познакомиться с новой орфограммой) (Учиться отличать слова с этой орфограммой от других) (Учиться правильно, записывать слова) — Итак, работаем над первой задачей. Давайте познакомимся с новой орфограммой. Словарная работа. Слайд от презентации!!! Назовите одним словом!
Запишите эти слова в тетрадь, родчеркните эту орфограмму! -Какую орфограмму вы выделили? (Двойную согласную) — — С какими ещё орфограммами мы знакомы? (Жи – ши; ча – ща, чу – щу;чк – чн; безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов). . — Какие правила правописания корней вы знаете? -жи – ши – пиши с буквой И. — ча – ща пиши с буквой А, чу – щу пиши с буквой У; -чк – чн пишется без мягкого знака. — О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем. Эти буквы близнецы Удалые молодцы! Проблемная ситуация -Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах? -Какой опознавательный признак у орфограммы? — Можно ли подобрать проверочное слово? — Вот это и предстоит нам сегодня узнать.
| -научатся осознавать критерии (общее значение) объединяя слова в группы -умение находить орфограммы в словах. -построение логической цепи рассуждений
| Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель на уроке. Коммуникативные: -уметь выражать свои мысли в устной и письменной речи с полнотой и точностью; — слушать и понимать речь других; Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
IV. Поиск решения учебной задачи — открытие нового знания. (6 мин) Цель: -создать условия для знакомства с новой орфограммой «двойной согласной»; .
| -планируют свои действия по выполнению задания
-делают выводы; -выдвигают версии; -делают записи в тетради
| -создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
-настраивает на работу, используя грамматическую сказку о двойных согласных
-знакомит с опознавательными признаками двойных согласных |
-Сравните звучание и написание слов в упражнении. —Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася. -Как произносятся слова с удвоенной согласной? (Звучат долго). -Действительно при произношении, мы слышим долгий звук. Когда – то, эти слова решили, что им нужно вы-делиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать. — А можно ли подобрать проверку к словам? -Нет, эти слова нужно запомнить. -Как ещё можно назвать эти слова? (Непроверяемые согласные). — Подведём итог нашего микроисследования. (Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно запомнить) СЛАЙД !!!
йнысогласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносятся долго.
| Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком. | Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группе; -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других . — Регулятивные: -уметь высказывать своё предположение (версию) — осуществлять самоконтроль; -работать по предложенному плану. Познавательные: — уметь сравнивать , анализировать, делать выводы по предложенному плану. -уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
V. Первичное закрепление. (12 мин) Цель: -зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
| — восстанавливают слова
-обсуждают нахождение орфограммы в словах -анализируют и формулируют выводы наблюдений -находят общее в правописании удвоенных согласных -учатся образовывать новую форму слова -составляют транскрипции -вспоминают состав слова
-учатся: — работать в парах -выполнять задание по плану -осуществляют взаимопроверку сверяя результат работы с эталоном -дают самооценку своей работе и работе соседа (смайлики) -делают выводы
-выясняют значение слов -знакомятся с новым понятием «лексическое значение» | -организует закрепление знаний по теме и учит творчески работать
-подводит учеников к выводу, что при образовании новой формы двойные согласные сохраняются
—организует работу в парах, проводит инструктаж
— осуществляет проверку выполнения задания
| — Наше исследование продолжается.
Игра «Найди долгий звук». —Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от других слов). -Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши. — Спросите, не повысив тона: Что больше: центнер или тонна? — Кто получит низкий балл, Тот не придет на школьный бал. — Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. — Приятней найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп. -Что помогает различить эти пары слов? (произношение) Песня Алфавит! Что мы повторили? Работа с учебником! Стр. 98 Прочитайте слова! Задание_ Запишите слова в алфавитном порядке. Работать булем в парах! — Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?
|
| Регулятивные: — работать по предложенному плану; — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; — отличать верно, выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль.
Познавательные: -ориентироваться в учебнике. -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — уметь находить и выделять необходимую информацию; -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи .
|
VI.Применение знаний. (13 мин) Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. |
| проводит игру для усвоения нового материала
организует работу в парах, проводит инструктаж
|
| Совершенствуют навык правильного чтения; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов.
| Регулятивные: -уметь оценивать правильность выполнения действия. Познавательные: — ориентироваться в учебнике; — уметь находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — владеть диалогической формой речи . Личностные: -участие в жизненных ситуациях; смыслообразование и нравственно-этическая ориентация — тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (пословица – проблема злорадства). |
VII. Итог урока. Рефлексия. (3 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Дают самооценку. | -организует фиксирование нового содержания.
-организует рефлексию.
-организует самооценку учебной деятельности. | — К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока. -Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите. — Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная? (в этом слове слышится долгий звук) — Можно ли проверить написание данных слов? ( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих слов нужно запомнить) — Оцените ваш вклад в общую Домашнее задание. — Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание?
|
| Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: -уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные: -уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |