Потыльцына Н.М., учитель начальных классов

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта изучения темы «Слова с двойными согласными»

Тема

Слова с двойными согласными.

Цели деятельности учителя:

— Познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных согласных, рассмотреть слова с двойными согласными; учить проводить наблюдение:

  1. над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;

  2. над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» — «балл», «дрожжи» — «дрожи»);

  3. совершенствовать умение записывать текст со словами с двойными согласными.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи;

  • уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме;

  • уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

  • получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;

  • оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока);

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Познавательные:

  • научатся строить модели слова (звуковые и буквенные);

  • владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;

Коммуникативные:

  • научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

Предметные УУД:

  • научатся записывать слова с двойными согласными;

  • получат возможность осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Основные понятия

Двойные согласные; особенность написания и произношения двойных согласных;

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— Репкин «Русский язык

— флипчарт

— слайд-презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая. парная

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цели:

— мотивировать учащихся к учебной деятельности;

— определить содержательные рамки урока: двойные согласные.

Отвечают на вопросы учителя.

-проверяет готовность к уроку

-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Добрый день! Мы начинаем наш урок. У нас сегодня много гостей, подарим им свои улыбки, улыбнёмся друг другу. Мысленно пожелаем друг другу хорошего настроения, успехов. А я вам пожелаю быть активными, любознательными и хороших результатов в работе на уроке. -А чтобы урок прошел плодотворно и интересно,

что мы обычно делаем на уроке?

  • замечаем

  • размышляем

  • наблюдаем

  • делаем выводы 1 флипчарт

(дети проговаривают хором)

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке.

II.Актуализация знаний.

(3 мин)

Цели:

-обеспечить в начале урока высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность;

-активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

-объясняют лексическое значение слов.

-записывают в тетрадь число, двойные согласные;

-анализируют сочетания букв.

-выявляют значение пословицы;

-уточняет тематические рамки.

Вот доска и парта есть

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас

Это наш просторный…

— А объясните значение слова класс?

-Класс – комната для занятий в школе (1 значение)

-Класс – группа учеников, обучающихся совместно в школе (2 значение)

-А группа – это совокупность людей, объединённых общими интересами.

Слайд 2.

— Запишите в тетради число

Минутка чистописания

1) запишите слово класс, а затем, удвоенные согласные из этого слова;

-вспомним написание строчных букв сс,

— напишите слова группа, затем удв. Согласные ПП

-на доске начала писать пословицу, но не закончила. Помогите мне её дописать.

(Что одному не под силу, то легко…. (коллективу))

-Объясните значение пословицы.

(Пословица говорит о том, что нужно друг другу помогать, поддерживать в трудную минуту).

Запишите слово Коллектив.

-давать характеристику словам

-делать выбор оснований и критериев для классификации объектов

-выполнять построение логической цепи рассуждений

Личностные:

— расширять познавательный интерес к обучению.

Коммуникативные:

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-научиться быть терпимыми к другим мнениям;

-участие в жизненных ситуациях (пословица);

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

III.Постановка учебной задачи.

(6 мин)

Цели:

-выявить и зафиксировать место и причину затруднения;

-согласовать тему и цель урока.

-с помощью учителя формулируют тему урока и учебные задачи для себя

-выделяют в словах двойные согласные

-записывают слова:

-делают вывод

об орфограмме

-сравнивают свою работу с образцом

-вспоминают ранее изученные орфограммы, проговаривают

-организует диалог с учениками, в ходе которого конкретизируется орфограмма «Двойные согласные в корне слова»

-помогает ученикам озвучить тему урока, постановку учебной задачи

-организует подводящий диалог;

— побуждает к высказыванию своего мнения каждого ученика;

-подводит учащихся к выводу о правописании удвоенных согласных;

-проводит параллель с ранее изученным материалом

— Как вы думаете, что общего в словах:

 коллектив, класс и группа?

( двойная согласная, являются именами существительными).

С каким определением вы ещё не знакомы?

(двойная согласная)

-Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Слова с двойными согласными)

-Тема урока на доске. . (Слайд )

— Как вы думаете, какой это урок: повторение изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему?

(Урок «открытия» новых знаний, потому, что это новая для нас орфограмма).

— Сформулируйте учебные задачи, которые будем

решать на уроке: Слайд5

  • познакомиться с …;

  • учиться отличать от ……..;

  • учиться правильно ………

(Познакомиться с новой орфограммой)

(Учиться отличать слова с этой орфограммой от других)

(Учиться правильно, записывать слова)

— Итак, работаем над первой задачей. Давайте познакомимся с новой орфограммой.

Словарная работа.

Слайд от презентации!!!

Назовите одним словом!

  1. День недели после пятницы – суббота

  2. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу – хоккей

  3. Результат сложения сумма

  4. Место, где продают билеты – касса

  5. Искусственный водоем – бассейн.

Запишите эти слова в тетрадь, родчеркните эту орфограмму!

-Какую орфограмму вы выделили?

(Двойную согласную)

— — С какими ещё орфограммами мы знакомы?

(Жи – ши; ча – ща, чу – щу;чк – чн; безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная и приводят примеры таких слов). .

— Какие правила правописания корней вы знаете?

-жи – ши – пиши с буквой И.

— ча – ща пиши с буквой А, чу – щу пиши с буквой У;

-чк – чн пишется без мягкого знака.

— О новой орфограмме, нам пока ничего неизвестно, давайте её исследуем.

Эти буквы близнецы

Удалые молодцы!

Проблемная ситуация

-Подумайте, что нам нужно узнать об этих близнецах?

-Какой опознавательный признак у орфограммы?

— Можно ли подобрать проверочное слово?

— Вот это и предстоит нам сегодня узнать.

-научатся осознавать критерии (общее значение) объединяя слова в группы

-умение находить орфограммы в словах.

-построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке.

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли в устной и письменной речи с полнотой и точностью;

— слушать и понимать речь других;

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Поиск решения учебной задачи — открытие нового знания.

(6 мин)

Цель:

-создать условия для знакомства с новой орфограммой «двойной согласной»; .

-планируют свои действия по выполнению задания

-делают выводы;

-выдвигают версии;

-делают записи в тетради

-создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

-настраивает на работу, используя грамматическую сказку о двойных согласных

-знакомит с опознавательными признаками двойных согласных

-Сравните звучание и написание слов в упражнении.

Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася.

-Как произносятся слова с удвоенной согласной?

(Звучат долго).

-Действительно при произношении, мы слышим долгий звук.

Когда – то, эти слова решили, что им нужно вы-делиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать.

— А можно ли подобрать проверку к словам?

-Нет, эти слова нужно запомнить.

-Как ещё можно назвать эти слова?

(Непроверяемые согласные).

— Подведём итог нашего микроисследования.

(Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно запомнить)

СЛАЙД !!!

йнысогласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносятся долго.

Сравнивать слова по звучанию; составлять группы слов с одинаковым звуком в начале. Подбирать слова с искомым звуком.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группе;

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других .

Регулятивные:

-уметь высказывать своё предположение (версию)

осуществлять самоконтроль;

-работать по предложенному плану.

Познавательные:

— уметь сравнивать , анализировать, делать выводы по предложенному плану.

-уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

V. Первичное закрепление. (12 мин)

Цель:

-зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

— восстанавливают слова

-обсуждают нахождение орфограммы в словах

-анализируют и формулируют выводы наблюдений

-находят общее в правописании удвоенных согласных

-учатся образовывать новую форму слова

-составляют транскрипции

-вспоминают состав слова

-учатся:

— работать в парах

-выполнять задание по плану

-осуществляют взаимопроверку сверяя результат работы с эталоном

-дают самооценку своей работе и работе соседа

(смайлики)

-делают выводы

-выясняют значение слов

-знакомятся с новым понятием «лексическое значение»

-организует закрепление знаний по теме и учит творчески работать

-подводит учеников к выводу, что при образовании новой формы двойные согласные сохраняются

организует работу в парах, проводит инструктаж

— осуществляет проверку выполнения задания

— Наше исследование продолжается.

Игра «Найди долгий звук».

Вспомните вторую задачу урока. (Научиться отличать удвоенные согласные от других слов).

-Если вы услышите, в слове удвоенную согласную, то дважды хлопнете в ладоши.

— Спросите, не повысив тона:

Что больше: центнер или тонна?

— Кто получит низкий балл,

Тот не придет на школьный бал.

— Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

— Приятней найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

-Что помогает различить эти пары слов?

(произношение)

Песня Алфавит!

Что мы повторили?

Работа с учебником! Стр. 98 Прочитайте слова!

Задание_ Запишите слова в алфавитном порядке. Работать булем в парах!

Вспомните правила, которые нужно соблюдать при работе в парах?

  • говори спокойно и ясно;

  • говори только по делу;

  • говори по очереди;

Регулятивные:

— работать по предложенному плану;

— выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

— отличать верно, выполненное задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике.

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— уметь находить и выделять необходимую информацию;

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи .

VI.Применение знаний. (13 мин)

Цель:

тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.

проводит игру для усвоения нового материала

организует работу в парах, проводит инструктаж

Совершенствуют навык правильного чтения;

совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока и подборе примеров слов.

Регулятивные:

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

— ориентироваться в учебнике;

— уметь находить и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи .

Личностные:

-участие в жизненных ситуациях; смыслообразование и нравственно-этическая ориентациятексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (пословица – проблема злорадства).

VII. Итог урока.

Рефлексия.

(3 мин)

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и результаты

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дают самооценку.

-организует фиксирование нового содержания.

-организует рефлексию.

-организует самооценку учебной деятельности.

— К завершению подходит урок, давайте вспомним тему урока.

-Смогли мы решить те проблемы, которые возникли перед нами? Докажите.

— Как определить, что в этом слове пишется удвоенная согласная?

(в этом слове слышится долгий звук)

— Можно ли проверить написание данных слов?

( Слов с удвоенной согласной в русском языке не так уж много, написания этих слов нужно запомнить)

— Оцените ваш вклад в общую

Домашнее задание.

— Сделайте вывод о том, зачем нужно домашнее задание?

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

-уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here