Урок русского языка. 2 класс.

Тема урока: «Учимся писать приставки и предлоги».

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тип урока : урок – исследование.

Оборудование: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1./ под ред. С.В.

Иванова — М.: Вентана-Граф, 2010;

Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся

общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова — М.:

Вентана-Граф, 2011;

мультимедиа;

презентация «Учимся писать приставки и предлоги»;

презентация «Цветик-семицветик» — физминутка ;

карточки для работы в группах (предлоги и приставки);

карточки с текстом для чтения с пометами;

карточки – блок-схема алгоритма;

карточки таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать»

Цель. 1. Обобщить знания учащихся о приставках и предлогах, формировать умение правильно писать приставки и предлоги.

2. Развивать мышление и речь учащихся, учить способам самоконтроля и самооценки.

3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, 
интерес к предмету.  

Задачи. 1. Актуализировать знания учащихся о приставках и предлогах, научить грамотно писать приставки и предлоги, опираясь на соответствующий алгоритм.

2. Развивать ассоциативное мышление, речь, учить приёмам анализа и синтеза, расширить словарный запас.

3. Формировать умение работать самостоятельно, в группах, в парах.

Ход урока

I. Организационный момент (2 минуты)

— Начинаем урок русского языка. Это очень серьёзный урок, поэтому надо на него настроиться, сконцентрировать внимание. Скажем хором: «Мы внимательны! Мы всё успеем сделать на уроке! Всё будет хорошо!»

Запишем дату.

II. Вызов. (8 минут)

Задачи: 1) Постановка целей урока.

2) Активизация познавательной деятельности учащихся.

1. Актуализация опорных знаний.

Минутка чистописания. Слайд2.

— Прочитайте слова:

вопрос, в.сна, влетел, в , вьюга, в.дичка, Вася.

— На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Две из них являются безударными гласными в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Третья встречается в каждом из этих слов. Назовите эти буквы.

Д. Сегодня мы будем писать букву е, она является безударной гласной в слове весна.

Д. Сегодня мы будем писать букву о. В слове водичка она является безударной гласной.

Д. Мы будем писать букву в. Она есть во всех написанных на доске словах.

У. Запишите буквы: е о в

Напишите соединения: ево ове, продолжите до конца строки.

— Определите, какое слово может быть лишним?

(Запись слов, с объяснением орфограмм)

Д. Лишнее слово «вопрос», так как в нем все согласные твердые, а в остальных словах есть твердые и мягкие согласные.

Д. Лишнее слово «Вася», так как оно пишется с заглавной буквы, а остальные со строчных.

Д. Лишнее слово «водичка», так как в нем есть сочетание чк, а в других словах его нет.

Д. Лишнее слово «вьюга», потому что в нем есть разделительный мягкий знак, а в остальных словах его нет.

Д. Слово «влетел» может быть лишним, потому что в нем есть приставка, а в других словах приставок нет.

Д. Слово «в» лишнее, так как состоит из одной буквы, это предлог.

2. Определение темы и цели урока. Слайд 3.

а) — Прочитайте слова (влетел, в). Определите, что в них общего и чем отличаются.

Д. Приставка и предлог одинаково произносятся, но приставка пишется слитно, а предлог отдельно.

— О чём будем говорить на уроке?

Д. О приставках и предлогах.

Слайд 4.

б) Толстые и тонкие вопросы. Слайды 5 и 6.

Формулирование учащимися вопросов, ответы на некоторые из них.

Тонкие?

Толстые?

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Где пишется приставка?
   Когда пишется предлог?

Как различить приставку и предлог? 

   

Вывод: Звучание приставки и предлога совпадает, и мы пока не всегда можем правильно определить, где — приставка, а где – предлог. Будем этому учиться на уроке.

Проблемный вопрос: Как различить приставку и предлог? 

III. Осмысление содержания. (25 минут)

Задача: сопоставление учащимися новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом; отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.

1. Работа в группах (карточки).

Даны карточки со словами: «слитно», «раздельно», «перед корнем», и т.д. Выбрать карточки, относящиеся к приставке (к предлогу)

Проверка. Слайд 7.

Приставка

Предлог

Часть слова

Часть речи

Слитно

Раздельно

Образуется слово

Самостоятельное слово

Перед корнем

 

Вывод: …(ответы на часть тонких и толстых вопросов) Слайд 8.

2. Чтение с пометами. (Самостоятельная работа) Слайд 9.

Прочитайте текст (на индивидуальных карточках). После каждого предложения поставьте значок:

V – знаю

+ – новое

? – не понял, есть вопрос.

Приставка – это часть слова.

Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

Предлог — это самостоятельное слово.

Между предлогом и следующим словом можно поставить другое слово.

Проверка восприятия и обсуждение прочитанного.

3. Самостоятельная работа.

Чтение текста в учебнике «Учимся применять правило» с. 151-152.

4. Объяснение детьми алгоритма по применению правила с опорой на слайды.

а) Работа со слайдами Слайды 10-12.

б) Выполнение упражнения 1 на с. 77 (Рабочая тетрадь) — с комментированием.

Физминутка «Цветик-семицветик»

(презентация № 2)

5. Запись алгоритма: «Правописание приставок и предлогов». Слайд 13.

— Давайте запрограммируем робота, чтобы он тоже мог правильно писать приставки и предлоги (карточки).

Мы создадим для него алгоритм действия и запишем его в виде блок-схемы.
Для того чтобы упростить задачу, я начала работать над блок-схемой. У каждого из вас на столе лежит индивидуальная блок-схема, в которой пропущены некоторые команды.  

Блок-схема алгоритма.

Конспект урока для 2 класса "Учимся писать приставки и предлоги"

Работа над блок — схемой.  Слайд 14.

Конспект урока для 2 класса "Учимся писать приставки и предлоги"

приставка

слитно

предлог

раздельно

6. Проверка работы алгоритма.

— Алгоритм для работы готов. Давайте проверим, как он работает. Кто из вас хочет быть роботом?

«Робот» идёт к доске и выполняет с комментированием у доски упражнение 4, с. 78 – рабочая тетрадь.

7. Самостоятельная работа. Слайд15.

Работа по группам: девочки выписывают слова с приставками, а мальчики – с предлогами:

(за)шить, (с)бегают, (с)горы, (от)плыла, (от)берега, (на)пал, (на)след, (на)горку, (с)рывают, (в)ъехал, (в)гараж, (на)полу.

Фронтальная проверка. Слайд16.

Самооценка.

8. Самостоятельная работа. Слайд17.

Прочитайте текст. Откуда взяты предложения? Спишите текст правильно, определив, где приставка, а где предлог.

(Под)летела (к)крыльцу золочёная карета. (Вы)шла (из)кареты Василиса Премудрая. Взяла Ивана-царевича (за)руку и (по)вела (за) столы дубовые.

Самопроверка по образцу. Слайд18.

Самооценка.

9. Домашнее задание: Слайд19.

по выбору (одно из трёх):

— Рабочая тетрадь, с. 78, упр. № 5 – выполнить, пользуясь алгоритмом, аналогично упражнению, сделанному в классе;

— составить и записать 3 предложения, используя предлоги и слова с приставками;

— придумать и записать рассказ или сказку, используя предлоги и слова с приставками.

VI. Рефлексия. (10 минут)

Задача: осознать опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя; обобщить полученную информацию; сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.

  1. «Толстые» и «тонкие» вопросы

— В начале урока вы составили тонкие и толстые вопросы. Давайте вернёмся к ним и попробуем ответить на них ещё раз:

Слайд 20.

  • Что такое приставка?

  • Что такое предлог?

  • Где пишется приставка?

  • Когда пишется предлог?

  • Как различить приставку и предлог? 

2. Заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать»:

знаю

узнал

хочу узнать

3. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале:

1) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5

2) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5

3) Научился ли я различать приставки и предлоги? 1 2 3 4 5

Слайды21 и 22.

Выставление отметок учителем.

Источники:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века» — М. Вентана-Граф, 2009

  2. Иванов С.В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам — М. Вентана-Граф, 2009

  3. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений: в 2 ч. Ч.1./ под ред. С.В. Иванова — М.: Вентана-Граф, 2010;

4. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся

общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова — М Вентана-Граф,

2011;

5. http://festival.1september.ru/articles/593466/

Степанова М.Н. Развитие умения распознавать приставки и предлоги. 2-й класс.

6. http ://festival .1september .ru /articles /551741/

Булахтина Н.Ф. Урок по теме «Правописание предлогов и приставок» для 2-го класса.

7. Физминутка «Цветик-семицветик» Автор: Любовь Георгиевна Масько,

учитель начальных классов, МОУ СОШ №14, город Мончегорск, Мурманская область.

8. http://pedsovet.su/load/238-1-0-9294

Родина И.С. Презентация для урока русского языка по теме «Правописание приставок и предлогов» во 2 классе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here