Русский язык
в 2-м классе по теме: » Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова»
Цели: — формировать умение проверять написание слов с сомнительными парными согласными, развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, прививать любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование: дидактика, рисунок корабля, острова, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
-
Минута чистописания.
-
Словарно-орфографическая работа.
-
Комментированное письмо.
-
Физминутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Итог урока, самостоятельная работа по карточкам.
1Орг. момент
Начнем наш урок русского языка со слов К. Паустовского: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. И действительно это так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит свой народ, любит свой язык. Наш с вами родной язык – это русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат.
Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что-то новое.
И вот сегодня мы посетим необычный остров. На нём проживают согласные буквы, которые любят играть с людьми в прятки.
Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Но для того, чтобы подняться на палубу этого корабля, необходимо правильно записать число в тетрадях и объяснить написание изученных орфограмм.
Сели все правильно, открыли тетради, положили её под наклоном, взяли ручки, записываем
Двадцать второе апреля.
Классная работа.
(слайд 1)
— Вот мы и на палубе.
Теперь — вперёд покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Вот каким будет первое испытание.
-
Минутка чистописания.
Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите лишнюю.
(Д Т В Ф Р) ( запись на доске)
— Припишите к ним парные согласные.
-
Словарно – орфографическая работа.
Отправляемся в путь.
Наш корабль держит курс на запад. У нас новое словарное слово запад, запишем его в тетрадях.
На доске: запад а ( карточка со словом)
— разделим на слоги,
— поставим ударение.
Учитель. Назовите орфограмму в этом слове, которую мы должны запомнить.
Дети. Непроверяемая гласная а во втором слоге.
Учитель. Назовите орфограмму, которую мы можем проверить.
Дети. Парная согласная д.
Учитель. Что такое запад?
Дети. Запад – это одна из четырёх сторон света, направление, противоположное востоку.
Учитель. Составьте предложение с этим словом. Найдите все знакомые вам орфограммы.
Дети. Наш сказочный корабль держит курс на запад.
(Запись предложения с комментированием)
Учитель. Найдите все знакомые вам орфограммы.
Учитель. И с этим испытание мы справились. В этом нам помогли знания по русскому языку.
Плавание продолжается.
Полный вперёд!
На горизонте остров!( слайд 2)
— Какой удивительный остров! Но нам нужно узнать, кто обитает на нём. Будьте внимательны .
1. От причала тянет трос
С нижней палубы…… (матрос.)
3.На дне морском
Пятится назад
Какой упрямец
Это……(рак.)
4. Колюч, да не ёж
Кто же это?……. (ёрш)
5. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног
Вот и весь я — ……(осьминог )
(слайд №3)
Матрос, рак, ёрш, осьминог.
Учитель. Какая орфограмма объединяет эти слова?
Дети. Сомнительная парная согласная.
Учитель. Вот мы и узнали обитателей этого острова. Какие же парные согласные спрятались? Докажите (слайды №4 , №5, №6, №7)
Учитель. Как проверить парный согласный в корне слова?
Вспомните алгоритм работы с орфограммой.
1 шаг. Выясни, есть ли парный согласный на конце слова?
Да Нет – проверять нечего.
2 шаг. Подбери проверочное слово (измени форму слова или подбери однокоренное слово)
3 шаг. Сравни проверочное и проверяемое слово.
3. Физминутка.
Мы ногами топ, топ
Мы руками хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами чик, чик
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Руки кверху мы подняли
Раз присели, два привстали.
Сели, встали
Сели, встали
Ванькой-встанькой словно встали.
Руки к телу мы прижали
И как мячик поскакали.
Снова выстроились в ряд:
« Раз, два
Раз, два
Заниматься нам пора».
4.Самостоятельная работа ( задание на карточках)
Как хорошо мы провели время на дивном острове в океане Букв. Но это чужая земля. А наша родная страна далеко отсюда и мы тоскуем и грустим о ней. Поэтому наш корабль отплывает обратно на Родину.
Но что это? На обратном пути нас захватил шторм, разыгралась буря на море.
Слова все рассыпались и наша задача собрать их по половинкам.
КИ | |
ПА | НАТ |
ВОДО | КА |
ЛОД | РУС |
РЫБ | ЛАЗ |
-
Запишите слова, а рядом – проверочные.
— Как проверить сомнительную парную согласную в корне слова?
-
Наш корабль приближается к дому. Отгадав ребус, вы узнаете название корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.
(слайд№8)
Ход. (ЛУНОХОД)
Учитель. Какая орфограмма в этом слове? Подберите проверочное слово .Какое значение имеет слово «луноход» ?
5. Итог урока.
-
Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.
— Благодаря чему нам удалось выдержать все испытания?
— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парными согласными?
-Молодцы !
-
Самостоятельная работа по карточкам.
Задание: вставить пропущенные буквы,
Подобрать проверочные слова:
Похо • –
Но• –
Моро • –
Ястре• –
Сапо .