Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов»
Учитель: Мамченко Н.В. Дата проведения:17.12.2013г.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1.Этап мотивации к учебной деятельности.
| Приветствие гостям. -Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? -Ребята, сегодня я предлагаю работать на уроке под таким девизом. (Слайд 1) — Прочитайте его. «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». — Как вы понимаете эти слова? Вы согласны работать под таким девизом? | Личная внутренняя готовность к учебной деятельности. Читают текст на слайде. Объясняют смысл девиза. | 1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2.Этап актуализации знаний и формулирование темы урока.
| -Начнём с игры «Четвёртый лишний». Понятна игра? Но играть будем в группах. Сядьте в группы. Лишнее слово в каждой строчке нужно подчеркнуть. Карточка №1. На выполнение работы 1 минута. Проверка. Отвечает один ученик из группы. — Почему слово лишнее? -А какие слова остались?
Так о чем же мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
-Вернёмся к нашим героям. Посмотрите на центральный кадр плёнки. (Слайд 2) Чему удивился Вова Колесников? Так что же такое корень? – Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, корень уравнения).
-Так сколько значений у слова корень мы назвали? -Значит, слово «корень» какое по значению? — Какое значение корня нам понадобится на русском языке? Давайте уточним тему нашего урока. Вы сказали, что тема однокоренные слова. О чем еще будем говорить? Тема урока… (Слайд 3). |
Объясняют суть игры.
Находят в предложенных группах слов лишнее слово. Представитель группы указывает лишнее слово и объясняет, почему оно лишнее.
Дети формулируют тему урока.
Дети дают ответ: — Корень — часть растения.
Называют значения.
Многозначное. Корень слова.
Дети уточняют тему урока. | Познавательные УУД 1.Развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций. 2.Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4.Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. |
3. Постановка учебной задачи | Какие возникают вопросы? -Чему мы должны научиться?
| Ученики ставят задачи урока. Дать определение корня слова? Зачем нужен корень? По данному корню придумать однокоренные слова. Находить однокоренные слова в тексте. Учиться выделять в слове корень. |
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
| Может быть, мы сможем уже на какой-то вопрос ответить? Так что же такое корень слова? -Вспомните урок окружающего мира, когда мы сажали семя, что прорастало из семени первым? – А если посадить этот корень, из него может вырасти дерево? |
Ответы детей на вопросы
Корень Да.
|
|
5. Реализация построенного проекта.
| Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Слайд 4 (дерево) -Какие слова выросли на дереве? -Как называются эти слова? -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите слова, которые выросли на дереве, в столбик. сад садик посадка… -Почему это однокоренные слова? -Как можно обозначить корень слова? -Какой корень у этих слов? -Выделите корень в словах. -Что еще осталось? -Я загадала слово, посмотрите на схему, можете отгадать слово? Проведем лингвистический эксперимент -Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Все ли понятно? — Какой можете сделать вывод? – Без какой же части не бывает слова? -Сверим наши выводы с авторским выводом стр. 86. -Мы правильно сделали выводы?
|
Дети называют однокоренные слова, которые «выросли на дереве». Записывают в тетрадях число, классная работа, однокоренные слова.
Отвечают на вопросы учителя. Называют другие части слова. Находят слово по схеме. В корне заключен смысл слова. Корень – главная часть слова.
Читают определение в учебнике и сравнивают свои выводы с авторскими. | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Умение работать в группе. Личностные результаты 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
5.Физминутка для глаз. | Слайд 5. |
| |
6. Совместное открытие знаний.
| — Вова, так же как и вы, на своем дереве вырастил однокоренные слова. -Посмотрите. (Слайд 6) Колокол, колокольчик, колотить, колоть. -Согласны с Вовой? -Почему? -Что же забыл Вова? -Сравните свои выводы с выводами авторов учебника на стр.87. Молодцы! | Дети читают слова на слайде.
Дети указывают на разный смысл слов. Смысл слова.
| |
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
| Проверим, как вы сами вдумываетесь в смысл слов. Работу будете выполнять в группах. На выполнение работы 5 минут. Ваша задача: разделить слова на группы, выделить корень. Настенный диктант. Хлеб, бережок, хлебный, побережье, хлебушек, бережёт. Проверим. -Сколько групп слов получилось? -Какие слова в каждой группе? -Какое слово лишнее? Почему? — Какое однокоренное слово можно добавить к словам бережок, побережье? -Что интересного заметили? Буквы чередуются (чередование в корне г//ж) -Корень? -А сейчас поработаете в парах. — Составьте небольшой текст, используя слова: хлеб, хлебный, хлебушек, бережёт (слайд 7) На выполнение работы вам 2 минуты. -Кто готов? Кто из пары будет отвечать? Знакомы вам пословицы? Хлеб – всему голова. Береги хлеб для еды, а деньги для беды. |
Дети работают в группах
Каждый ученик из группы по очереди выходит к доске, запоминает 1 слово, возвратившись в группу, записывает на лист и выделяет корень.
Отвечают представители групп.
Берег.
Все слово.
Работа в парах.
| Познавательные УУД 1.Ориентироваться на развороте учебника. 2. Умение применять новые знания. 3. Представлять информацию в виде схемы. 4. Выявлять сущность, особенности объектов. 5. На основе анализа объектов делать выводы. 6. Обобщать и классифицировать по признакам. Личностные результаты 1.Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор.
|
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Упражнение 120 по заданиям самостоятельно. Карточки для дифференцированной работы четырём обучающимся класса. У кого выполнено также? | Выполняют задания. Проверяют по эталону на доске. |
|
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
| Вернемся к нашим задачам. Мы со всеми справились? – Какое определение корня правильное? Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов». Буратино: «Корень – это главная часть предложения». Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». — Вспомните наш девиз, удалось узнать больше? Оцени свою работу.
Раскрась: Зелёным – я могу Жёлтым – я затрудняюсь Красным – я не могу Поднимите вверх и покажите мне цвет кружочков. | Ведут диалог с учителем.
Самооценка. | Регулятивные УУД 1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
10..Домашнее задание.
|
Д.м. упр 100 стр.или ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Вырастить словесное дерево».
| Выбирают задание и записывают в дневники. |
|