МОУ «Нусинская основная общеобразовательная школа» Арского района Республики Татарстан
Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне. 3 класс
Учитель начальных классов: Гульшат Камилевна Сафиуллина
Русский язык 3 класс
Тема: Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне.
Цель: 1. Отработка умения проверять слова с безударными гласными,
глухими и звонкими согласными в корне.
2. Работа над развитием правильной устной и письменной речи,
обогащение словарного запаса учащихся.
3. Воспитание наблюдательности, бережного отношения к природе.
Оборудование: карточки для фонетической зарядки, сигнальные карточки,
индивидуальные карточки, рисунки животных, магнитофон,
кассета, компьютер.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Метод обучения: частично-поисковый.
Материал: учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» (стр. 120-123)
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Приветствие
-
Проверка готовности к уроку
-
Психологическая разгрузка.
Посмотрим за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась в наш класс и чтобы у нас все было хорошо.
-
Актуализация знаний.
1. Фонетическая зарядка.
Та-та-та у нас дома чистота.
Тё-тё-тё отложили мы шитьё.
То-то-то стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать берём с собой самокат.
У-у-у дует ветер в трубу.
Ха-ха-ха в котле вариться уха.
Хи-хи-хи мы напишем стихи.
Ца-ца-ца льётся песня без конца.
Цы-цы-цы соревнуются пловцы.
Ча-ча-ча горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу молоточком я стучу.
Оч-оч-оч наступила ночь.
Ша-ша-аша мама моет малыша.
Шу-шу-шу я письмо тебе пишу.
Аш-аш-аш уМарины карандаш.
Щи-щи-щи слова на «Щ» отыщи
Ащ-ащ-ащ надеваю я свой плащ.
Ры-ры-ры бобры строят норы у воды.
2 Работа над выразительным чтением.
Вспомни сказку К.Чуковского «Федорино горе». Прочитай с нужной интонацией следующие фразы действующих лиц.
Вопросительно.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Сердито.
Но ответило корыто:
«На Федору я сердито».
И сказала кочерга:
«Я Федоре — не слуга!»
Жалобно.
« Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было не легко!»
Вопросительно.
И заплакали блюдца:
«Не лучше ли вернуться?»
Жалобно.
И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»
Сочувственно.
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
Ласково.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать».
2. Минута чистописания.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
— Как нужно разговаривать, чтобы тебя понимали?
3. Фронтальная работа.
Словарный диктант (один ученик пишет на доске. Проверяется с помощью сигнальных карточек).
Сова, грач, синица, дятел, ворона, птица, утка, воробей, ласточка, скворец, соловей.
— Найти и подчеркнуть лишнее слово. Объяснить, почему это слово лишнее. Фонетический разбор лишнего слова.
— Составление предложений со словами словарного диктанта. Игра
«Снежный ком» (учащиеся по очереди составляют предложения из 2, 3, 4, 5, 6 слов. Побеждает тот ученик, который скатал самый большой «снежный ком»).
4. Индивидуальная работа.
А) Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Поставьте знак ударения.
Варенье — …., моряк -……, далёкий — ……, светлячок -……, зверьки -…….
Б) Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Поставьте знак ударения.
Образец: ходьба – ходить.
Ветерок -……, полевой -……., носильщик -……, звонок –……, значок -……, слоненок -…….
В) Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень. Поставьте ударения.
Рукой поб…дишь одного, а г…ловой – тысячи. В… сна кр…сна цв..тами, ос..нь – хл..бами, а з..ми – сн..гами. каждой птице свое гн… здо любо.
Пр…стота, ч…стота, пр..вота – вот лучшая кр..сота.
-
Физкультминутка.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите!
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька кот,
Разобьет весь хоровод!
-
Закрепление знаний, умений, навыков.
— Работа по учебнику.
1. Упражнение 284 – Прочитать текст. Какие буквы пропущены в словах?
В первом предложении найти подлежащее и сказуемое (устно).
2. Упражнение 286 – составить из данных слов четыре предложения и написать. Найти слова с гласными, написание которых нужно проверять. Подчеркнуть.
3. Упражнение 287- Прочитать стихотворение, потом списать. Подчеркнуть буквы, написание которых нужно проверять.
4. Упражнение 289 – списать словосочетания. Разобрать каждое слова по составу (памятка № 5).
-
Физкультминутка для глаз.
К нам в класс прибежал солнечный зайчик. Поиграем с ним в догонялки?
-
Проверка умений и знаний.
1. Работа на компьютере (тестирование).
Программа «Фраза».
2. Упражнение 290 – Подберите к данным словам однокоренные слова с безударными гласными в корне. Напишите. Поставьте над словами знак ударения.
3. Игра «Запомни зверюшек».
Учащиеся запоминают зверюшек, которые нарисованы на картинке. Потом по памяти пишут. В словах определяют число звуков и букв.
Медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лось.
-Какое слово лишнее? Почему? Как проводят зиму остальные жители леса?
Как люди могут помочь животным?
-
Итог урока.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Домашнее задание
-
1. упр. 291, стр. 123 – списать текст. Подчеркнуть буквы, которые
нужно проверять.
2. Составить небольшой рассказ на тему «Птицы зимой».
-
Оценка знаний.
Карточки для индивидуальной работы.
I вариант
Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Поставьте знак ударения.
Варенье — …., моряк -……, далёкий — ……, светлячок -……, зверьки -…….
I I вариант
Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корни. Поставьте знак ударения.
Образец: ходьба – ходить.
Ветерок -……, полевой -……., носильщик -……, звонок –……, значок -……, слоненок -…….
I I I вариант
Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень. Поставьте ударения.
Рукой поб…дишь одного, а г…ловой – тысячи. В… сна кр…сна цв..тами, ос..нь – хл..бами, а з..ми – сн..гами. каждой птице свое гн… здо любо.
Пр…стота, ч…стота, пр..вота – вот лучшая кр..сота.
Литература:
К.Чуковский «Федорино горе»