Муниципальное образовательное учреждение Б-Терсенская СОШ Уренского муниципального района Нижегородской области

Урок русского языка

3 класс

Тема:

Разработала и провела

Храмцова Л.С.,

учитель начальных классов

2010 г.

Цели: закреплять изученный материал; воспитывать внимательное и чуткое отношение к окружающим.

Оборудование: компьютер, тесты и тексты для каждого ученика.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Здравствуйте! Посмотрите, какой прекрасный день! Как ярко светит солнце! Я очень рада видеть вас, и поэтому мое сердце бьется радостно.

2.Вводная беседа

-В моем приветствии встретились слова, связанные с темой сегодняшнего урока. Назовите их и скажите, что их объединяет?

Дети называют слова, и они появляются на слайде: здравствуйте, солнце, радостно, сердце.

Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся.

Согласные в, д , л, т.

Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся?

Непроизносимые.

Сегодня мы будем закреплять способы проверки слов с непроизносимыми согласными. Какие задачи мы поставим перед собой?

Если мы не можем определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма. Надо уметь её проверять.

1

3.Минутка чистописания.

-Чтобы непроизносимые согласные не играли с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке.

На доске – буквы Лл, Вв, Дд, Тт.

4.Повторение.

На слайде слова: прекрасный, опасный, интересный, сердце, счастливый, звездный.

Найдите слова с непроизносимыми согласными, запишите их в тетрадь, подчеркните опасные места, выделите корень, подберите проверочное слово.

Итак, как можно проверить слова с непроизносимыми согласными?

Ответы детей. Хором говорится правило, записанное на слайде.

-Сегодня мне помогает Дима Ховричев. Он подготовил для вас вопрос:

-Я придумал слова с непроизносимыми согласными в корне слова, но я не уверен, во всех ли словах есть названная орфограмма. Давайте разберемся вместе.

На слайде слова: грустный, сладкий, известный, лодка, честный, парусный, поздний, чудесный.

-Спишите только слова с этой орфограммой, пишите впереди проверочное слово.

-Спасибо, ребята! Помогли Диме, а заодно и повторили.

-Для чего подбираем проверочные слова?

-Вопрос вам приготовила Сафонова М.П., учитель русского языка и литературы. Прочитайте отрывок из стихотворения. Кто его автор? (А.С.Пушкин) На слайде строки:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

2

-Выпишите слова с непроизносимыми согласными, обозначьте орфограмму и подберите проверочные слова.

-Молодцы!

-А скажите, всегда ли можно проверить непроизносимую согласную?

-Не всегда. Если же нельзя проверить, то придется так поверить.

Заучивание и запись слов с непроверяемым написанием. На слайде:

Лестница, чувство, сверстники, праздник.

5.Работа с учебником.

-Откройте учебник на с. 27 упр. 55. Прочитайте шуточное стихотворение и объясните правописание пропущенных орфограмм.

И ужас..но, и опас..но

Букву Т писать напрас..но!

Всем извес..но, как прелес..но

Букву Т писать умес..но!

Молодцы! А теперь упр. 60 на с. 29. Составьте рассказ на тему «Вечер», используя данные словосочетания.

По..ний вечер, чуде..ный воздух, прекра..ный вид, звё..ное небо.

-Запишите рассказ, выделите корень в словах с непроизносимыми согласными. Подчеркните непроизносимые согласные.

(заслушиваются рассказы детей, оцениваются лучшие)

6.Тестирование.

Листы с тестами у каждого ученика.

Вариант 1. Вариант 2.

радос…ный прелес…ный

прекрас…ный капус…ный

3

лес…ница вкус…ный

грус…ный мес…ный

чудес…ный глас…ный

лес…ной поз…ний

7. Актуализация знаний

-Ребята, представьте, что у нас на уроке гости, которые не изучали тему нашего урока. Что мы им должны рассказать? Итак, новости сегодняшнего урока.

Дети рассказывают, как нужно проверять непроизносимую согласную в корне слова, приводят свои примеры.

Ученик 1.

Вас подружить согласны мы

С особыми согласными-

Почти совсем бессильными

И непроизносимыми!

Ученик 2.

Нельзя совсем прочесть их вслух-

Они бесплотны, словно дух!

Ученик 3.

Может, живут здесь тысячу лет?

Может, их просто-напросто нет?

Тайна -не тайна, секрет- не секрет,

Призрак- не призрак. Где же ответ?

4

Ученик 4.

Мы догадались! Знаем! Ах!

Поищем родственных словах!

Ученик 5.

Местный-место. Всем известно!

Мы приносим детям весть:

Есть ответ -согласный есть!

-Это ясно?

-Вывод ясен!

-Ну, прекрасно!

-Мир прекрасен!

Есть ответ -согласной нет.

-Итак, как проверить непроизносимый согласный?

8.Самостоятельная работа

-Я буду читать слова, а вы распределяйте и записывайте их в три столбика по орфограммам:

1 ст. – безударный гласный в корне слова;

2 ст. – парный согласный в корне слова;

3 ст. – непроизносимый согласный в корне слова.

Слова: город, леса, поля, зима, грустные, сказки, радостные, праздник.

Какие умения мы сей час проверяли?

-Различать орфограммы.

-Какое было последнее слово?

-Праздник.

5

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово праздник?

-Какой семейный праздник встречаем зимой?

-Новый год.

-У вас на партах листочки с текстами про Новый год. Вставьте пропущенные слова.

Новый год очень хороший … . На улицах много … лиц и совсем нет … . Каждый мечтает о том, что наступающий год будет более … , более … .

Слова для справок: радостный, прекрасный, счастливый, грустный, праздник.

Проверяют самостоятельно по слайду.

9. Итог урока

-Не забывайте поздравлять своих близких с праздниками. Подберите такие слова для своих родных, чтобы им было приятно и радостно на душе, обогрейте их своим теплым словом.

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если рядом с нами

Станет добрым и веселым грустный человек.

6

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here