Урок русского языка в 3 классе.

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №71

Л.Н.Моисеенкова

Тема: Однородные члены предложения.

Цель: Обобщени6е знаний об однородных членах предложения:

— предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся, как правило, к одной и той же части речи. Такие члены предложения называются однородными;

— в предложении они играют одну и ту же роль;

— в предложении однородные члены выделяются запятыми;

— перед союзами а, но, да ставится запятая;

-перед союзом и запятая не ставится.

Задачи:

2. Учить детей использовать однородные члены предложения в речи.

3. Воспитывать уважение к народной культуре.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Работать над развитием речи учащихся.

Ресурсы:

Словарь русского языка С.И.Ожегова, отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето господне», кроссворд, лукошко с овощами, фрагменты одежды скоморохов, карточки со словами «Покров», «Ярмарка», «Лоток», «Скоморохи».

Ход урока:

  1. Оргмомент.

В народе говорят: «В родной избе и стены помогают».

А мы сегодня будем помогать друг другу. Вы согласны?

  1. Словарная работа.

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите орфограммы.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Пшеница).

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух).

Сто одежек и все без застежек. (Капуста).

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель).

Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы).

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

п

ш

е

н

и

ц

а

п

о

д

с

о

л

н

у

х

к

а

п

у

с

т

а

к

а

р

т

о

ф

е

л

ь

о

г

у

р

ц

ы

м

о

р

к

о

в

ь

  1. Составьте предложения к схеме, используя слова – отгадки.

——— ———- ——— ——— , ———— , —————.

Осенью люди убирают пшеницу, картофель, огурцы.

— Найдите главные члены предложения.

— Какими членами распространено предложение?

— От какого слова зависят? Каким членом предложения являются?

— Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

(Об однородных членах предложения)

  1. Прочтите слово, зашифрованное в кроссворде.

ПОКРОВ

— Запишите, выделите орфограммы.

— Подберите однокоренные слова.

— Разберите слово по составу.

— Почему 14 октября называют Покров день?

— А вот как Покров описывает И.С.Шмелев в повести «Лето господне».

— А чем еще люди занимаются в Покров?

— Ответьте предложением, используя однородные члены предложения.

На Покров люди заготавливали овощи, утепляли дома, проводили ярмарки.

— Подчеркните однородные члены предложения.

— Каким членом предложения являются, от какого слова зависят?

ЯРМАРКА

— Сделайте звукобуквенный анализ слова «ярмарка».

Ярмарка – 7 б.,8 зв.,3гл.,4согл.,3слога.

— Объясните значение слова ярмарка.

(Читает учитель значение слова из словаря Ожегова).

— Послушайте, как в старину на ярмарку зазывали.

А ну, честной народ!

Подходи, посмелей!

Покупай товар, не робей!

Диво дивное! Чудо чудное, а не товар!

Не ходи никуда, а подходи вот сюда!

Гляди, не моргай, рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай!

Гости, не зевайте!

Кто что хочет – выбирайте!

Вот товары хороши!

Что угодно для души!

Тары – бары- растабары!

Расторгуем все товары!

Мой товар на славу

И всем по нраву!

  1. Ярмарка.

Сейчас мы проведем ярмарку знаний.

Что вы знаете об однородных членах предложения?

(Учащиеся дают ответы, а учитель раздает овощи и фрукты).

  1. Упражнение в распознавании и употреблении однородных членов предложения.

— Записать под диктовку с творческим заданием: дописать предложения.

СКОМОРОХИ

ЛОТОК

ХЛЫСТЫ

— Каково значение слов?

Шумные, веселые, крикливые ярмарки проводились на Руси. Хлысты щелкают, лошади ржут, купцы надрываются, покупателей к лоткам тащат. А на лотках чего только нет! Там…

Какая ярмарка обходится без скоморохов! Они…

— Подчеркнуть однородные члены предложения.

(Проверка).

  1. Итог.

— Чему учились на уроке?

— Что понравилось?

— Что хотелось бы изменить?

  1. Домашнее задание: составить рассказ о том, как сейчас люди проводят ярмарки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here