Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Автор УМК (программа учебного курса): Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык» М., 2012.

Тема урока: «Основа слова и окончание».

Тип урока: урок развития умений

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

2.Актуализация знаний.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Чтоб не хмуриться с утра

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

 — Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас много гостей, все они пришли посмотреть наш урок. Я одна не справлюсь, мне будет нужна ваша помощь. Вы мне поможете?

— Спасибо, и начинаем урок с

Минутки чистописания ( на доске )

в о с ё

— раздели на группы

— запиши слоги

Словарная работа

составь из букв слово

— Что такое овес?

Записываем в тетрадь это слово (овёс)

-Запишите это слово с предлогами из,с

— Изменилось ли значение слова?

— Что изменилось?

— Это однокоренные слова?

-Выделите основу слова. Одинаковы ли они?

Готовятся к работе.

Находят «лишнее» слово.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

— Да, поможем!

Работа в тетради. Запись числа и классной работы

— гласные и согласные

— во, вё, со, сё, ов, ёв, ос, ёс, о, ё

— ОВЁС

— Это травянистое растение, используется для выработки крупы(она очень питательная), кондитерских изделий и даже кофе, расплющенные зёрна овса – основной компонент мюсли; используют для корма животных, чаще для лошадей; в народной медицине (как успокаивающее сердце) ( Из толкового словаря)

В тетради появляется запись:

Овёс, из овса, с овсом.

— Нет

— Окончание

— Нет, это форма слова.

-Да

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать.

Подготовленные обучающиеся разыгрывают диалог «Овсянка»

— А у меня дома овсянка! 
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку!
– И я люблю!
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это –  вкусная! Как это – с молоком?
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?
– Как это – про что? Про овсянку!
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. 
– Каша песни пела!
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слышал про такую, что ли? Пойдем ко мне – мою овсянку слушать.

Пойдём! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

— Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу?

Запись этого слова в тетрадь

и выделение основы слова.

Слушают диалог и отвечают на вопрос:

— О чём говорится в диалоге?

— слово одно, а говорят о разном. Овсянка – это и каша и название птицы.

— Это слова омонимы

Работа в тетради

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные- самоопредление, оценивание.

3.Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.

-Прочитайте пословицу и объясните

( на слайде)

Знание собирается по капле

— По какой теме мы собирали знания по капле?

Слайд с кластером

— Сколько нам понадобилось зернышек, чтобы сварить кашу. Все на свете из чего-то состоит: облака из мельчайших капелек, лес – из …

Речь состоит из …,

а предложения из …

Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».

Предположите тему урока

И тогда наша цель сегодня…

— Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.

— Мы собирали все части слова

— деревьев

— предложений

— слов

— Основа слова и окончание

— учиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Регулятивные:

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4. Открытие новых знаний

Работа с текстом

— Прочитайте

Овсянка — это желтоголовая и желтогрудая птичка, немного крупнее воробья. У овсянки оперение мягкое и густое. Первая песня овсянки радует нас в феврале. Все птицы имеют относительно длинный хвост. .По этим признакам нетрудно узнать птицу из рода овсянковых. Овсяночка является представительницей довольно многочисленного семейства. К нему относится около 200 видов. В России встречается 34 вида.

К какому типу текстов мы его отнесем?

-Почему?

-Назовите основную мысль текста.

-Озаглавьте

-Что узнали о птице интересного?

-Какое задание можно выполнить исходя из темы и цели урока?

— Прочитайте слова, где выражены формы одного и того же слова. Что в них изменилось?

— Прочитайте однокоренные слова. Назовите основы однокоренных слов.

— Сделайте вывод, какие основы у однокоренных слов, а какие у форм слова.

Работа над определением

Учебник стр. 150

— Сколько абзацев? (три) О чем это говорит?

— Читаем 1 абзац. Это новая для вас информация.

-Читаем 2-й абзац. Какие части слова могут входить в основу?

Приведите свои примеры.

-Прочитайте 3-й абзац. Объясните значения наших слов.

-На что похож значок основы?

Значение слова Основа по словарю Ушакова:

ОСНОВА

  1. Внутренняя Часть предмета, которая служит опорой остальным частям, каркас.

Например: У этого дивана дубовая основа. Стальная основа зонтика.

  1. Главное, на чем строится что-нибудь. За основу принято предложение докладчика.

  2. В ткацком деле — продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани.

  3. Часть слова, образующая его лексическое значение и состоящая из корня, а также суффикса и приставки.

— Описание

— Отвечает на вопрос какая?

— Овсянка. (Овсяночка)

Дети рассказывают интересное, пересказывают моменты.

— Выписать однокоренные слова, выделить основы или

— Выписать формы одного и того же слова и выделить основы

В тетради запись:

овсянка овсянки

овсяночка у овсянки

овсянковых

— овсянка, овсянки, у овсянки, изменилось окончание, форма слова

— овсянка, овсяночка, овсянковых. Основы разные

— однокоренные слова имеют разные основы, а формы слова одинаковую основу слова.

— Есть три мысли, три микротемы

— Нет

— на полку, на пол, на опору

— на полочку, на пол…

Регулятивные:

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

— знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

5. Первичное закрепление нового материала
 

А)-Давайте посмотрим и послушаем эту птицу. Просмотр видеоролика

-Запишите предложение, в котором говорится о пении.

-Разбор предложения.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Работа в учебнике

Упр. 189 1 группа слов.

Первая песня овсянки радует нас в феврале

— По цели высказывания повествов., невоскл.,простое )

Регулятивные:

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

— готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

— оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Помогите восстановить словосочетания (на карточках с проверкой у доски)

овсян…. каша

овсян… печенье

овсян…. стебелёк

овсян… зёрна

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод.

Коммуникативные:

распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

— умение выделить нравственный аспект поведения;

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

7.Подведение итогов

Работа в парах

Возьмите бланк, впишите недостающие слова.

Основа – это ………………………………….

Окончание – это …………. часть слова

Слова для справок: изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, заключено значение данного слова.

— Что нужно сделать вначале: выделить основу или окончание?

Вывод по уроку: в основе слова заключено значение данного слова, а окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Регулятивные:

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

— оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

8.Заключительный этап и рефлексия.

Покормите птиц. Рассади птиц на кормушку. (Работаем на интерактивной доске и рассаживаем разные виды птиц на кормушку.)

Подарком каждому будет пакетик с кормом, чтобы вышли и покормили птиц

Составляют внутреннюю речь.

Оценивают свою работу.

Регулятивные:

— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

— осуществлять итоговый контроль

Личностные:

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

9. Этап разъяснения домашнего задания

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Стр. 150 правило, упр.188

Спасибо за урок!

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Коммуникативные:

— постановка вопросов;

— умение слушать и вступать в диалог.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here