Урок русского языка в 3-б классе

Тема урока: Основа слова.

Целевые установки:

  • сформировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;

  • научить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;

  • сформировать умение различать слова, имеющие одинаково пишущиеся(звучащие) корни слов, но не являющиеся однокоренными (рис – рисунок);

  • формировать умение строить монологическое высказывание как вывод.

Метапредметные УУД:

  1. регулятивные УУД:

  • ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов ( приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание4

  • умение оценивать выполнение действий по заданным внешним внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения;

  • выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме(задания «Скажите…», «Расскажите…», «Объясните…»);

  1. познавательные УУД:

  • использовать знаково – символические средства для решения учебных задач, условные обозначения;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Коммуникативные УУД:

  • работать со взрослыми;

  • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (Задания «подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…»).

Личностные УУД:

  • приобщить третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;

  • создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;

  • формировать чувство гордости за свою родину, за русский язык.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся научатся:

  • находить общее и различное в основах однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова, одинаково звучащие (пишущиеся), но не однокоренные.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.

  1. Чистописание.

  • Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.

  • Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

( Буквосочетания :ос, ва, но)

  • Посмотрите на буквосочетания.

  • Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?

  • Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).

  1. Объявление темы и цели урока.

  • Посмотрите кие же слова получатся? (Основа слова)

  • Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)

  • Что ещё хотите узнать? (Из чего состоит основа слова? У всех ли слов основа одинаковая?)

  • Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)

  • О чём мы должны узнать на уроке? (Из чего состоит основа слова?)

  1. Повторение изученного материала.

Игра «Крестики – нолики».

  • Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.

  1. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

  2. Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)

  3. Корень – это главная часть предложения. (-)

  4. Окончание – изменяемая часть слова.(+)

  5. Основа – это часть речи.(-)

  6. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

  7. Окончание помогает образовывать новые слова. (-)

  8. Основа – часть слова без окончания. (+)

  9. Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)

  • Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.

+

0

0

+

0

+

0

+

+

  • У кого нет ошибок?

  1. Работа с основами однокоренных слов и формы слов.

  1. Словарная работа.

Прочитайте слова: основы, основной, основе, основать, основу, основу, основа, основание, основой.

Попробуйте разделить эти слова на две группы.

основа основа

основной основы

основание основе

основать основу

основой

  • Как делили на группы?

  • Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными?

  • Объясните значения слов первой группы. (Если затрудняются – помогу)

Основа – 1)опорная часть предметов, остов; 2)источник, главное ;3)исходные, главные положения чего-нибудь; 4)продольные нити ткани, переплетающиеся с уткой; 5)вся часть слова без окончания.

Основной – наиболее важный, главный.

Основание – 1)опорная часть предмета, сооружения; 2)в математике: сторона геометрической фигуры или грань геометрического тела; 3)главное, на чём строится что-то; 4)причина, повод.

Основать — положить начало чему – нибудь, учредить.

  1. Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.

  • Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)

  • Чем отличаются?

  • Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.

  • Вторую?

  • Выделите окончания в словах.

  • В словах какой группы это легче сделать? Почему?

  • Сможете выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.

  • Что можете сказать об основах однокоренных слов?

  • Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?

  • Продолжите высказывания:

В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).

В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).

Вывод повторяем несколько раз.

Физкультминутка.

  1. Наблюдения над словами, одинаково звучащими, но не однокоренными.

Упражнение 25, стр.110 учебника.

  • Прочитайте задание учебника.

  • Выполните его самостоятельно.

  • Какие пары слов выписали? (ком – комок, лимон – лимонад, осинка – подосиновик)

  • Выделите в них основу и окончание.

  • Одинаковы ли в этих словах основы?

  • Повторите вывод, который мы уже делали. В однокоренных словах основы различны.

  • Объясните, почему вы не выписали пары парта – парк, оса – ослик?

  • Какие же условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными? (1) слова должны быть сходны по смыслу; 2) иметь одинаковый корень)

  • Подберите однокоренные слова к словам оса и ослик – по четвёркам. Выделите в них основу и окончание.

  • Какие же основы в однокоренных словах? В однокоренных словах основы различны.

  1. Итог урока.

  • Подведём итог нашей работы на уроке.

  • Над какой темой работали?

  • На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?

  • Что такое основа слова?

  • Что узнали о месте основы в слове?

  • Какую роль выполняет основа в слове?

  • Где можете использовать полученные знания?

  • Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:

Опора, фундамент у слова – основа.

В ней смысл заключён и понятно нам слово.

Приставка и суффикс к ней в гости приходят,

А корень живёт, никуда не уходит.

VIII. Рефлексия.

— Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание — первая буква алфавита.

Перемена

  • А сейчас — перемена, урок окончен, отдыхайте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here