МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ СОШ №12)
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Тема: Чередование согласных звуков в корне слова.
Автор:
Бурцева Галина Николаевна,
учитель начальных классов
Цели:
-
формировать представление о чередовании согласных в корне слова;
-
развивать умения контролировать собственную учебную деятельность;
-
воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы;
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
-
Организационный момент.
— Здравствуйте ребята, сегодня, надеюсь, мы поработаем на уроке отлично! Начнем урок со словарной работы.
-
Словарная работа.
-
Актуализация знаний учащихся.
— Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке.
Корень — главная часть слова, общая часть однокоренных слов.
Приставка – часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов в предложении.
Суффикс – часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Основа – часть слова, которая остается, если отделить окончание.
— Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются однокоренными.
— Давайте вспомним, и скажем, как правильно делать разбор слова по составу. Важно ли соблюдать очередность?
— Вспомним стихотворение, которое поможет правильно определить порядок разбора.
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди
— Ребята, мы выполнили одну из задач, которые ставили перед собой? (ответы детей)
— Да, мы вспомнили, как правильно делать разбор слова по составу.
— А теперь вспомните, герой какой русской народной сказки не послушался сестрицы и превратился в милое домашнее животное?
— Утром и вечером ходил на берег козленочек и жалобно звал:
— Алёнушка, сестрица моя!
— Выплынь, выплынь на бережок.
— Нет ли в этих предложениях родственных слов? Докажите, что они однокоренные.
Берега – бережок
— Выделите корень.
Проверка задания на доске.
-
Постановка учебной задачи.
— Возникло затруднение (разногласие)?
— В чём наша проблема?
Что произошло в корне? (ответы детей)
— Букву Г заменила буква Ж, звук «г» заменил звук «ж».
Как называется эта замена? (ответы детей)
— Чередованием.
— Ребята, еще одна цель достигнута, мы нашли в предложениях родственные слова и доказали, что они однокоренные.
Физминутка.
-
закрепление.
— Сейчас мы попробуем составить пары родственных слов, в которых согласные звуки в корне чередуются, т.е. сменяют друг друга.
Работа у доски. (рисунки на доске)
— Это что? — Рука. У маленького ребёнка — ручка.
— Разберём слова по составу. Корни – рук – руч. Есть чередование согласных? Какие согласные звуки чередуются?
Паук-паучок, флаг-флажок (аналогично).
— Как называется замена одного согласного звука на другой в корне слова? (ответы детей)
Самостоятельная работа. (учащимся выдаются карточки с заданиями)
— Образовать слова и выделить корень. Найти согласные, которые
чередуются.
— Проверка задания.
6. Итог урока
Рифмовка.
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться:
Бок — …(бочок), друг — …(дружок),
Ухо — …(уши), пух -…(пушок)
Какими нам слова считать?
Их будем однокоренными звать.
— Скажите, выполнена ли цель, поставленная перед нами?
7. Рефлексия.
-Выполнили ли мы все цели, поставленные в начале урока?
— Довольны своей работой?
8. Домашнее задание: стр. 121, правило, упр. 80.