МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБОУ СОШ №12)

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Тема: Чередование согласных звуков в корне слова.

Автор:

Бурцева Галина Николаевна,

учитель начальных классов

Цели:

  • формировать представление о чередовании согласных в корне слова;

  • развивать умения контролировать собственную учебную деятельность;

  • воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы;

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте ребята, сегодня, надеюсь, мы поработаем на уроке отлично! Начнем урок со словарной работы.

  1. Словарная работа.

  2. Актуализация знаний учащихся.

— Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке.

Корень — главная часть слова, общая часть однокоренных слов.

Приставка – часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов в предложении.

Суффикс – часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Основа – часть слова, которая остается, если отделить окончание.

— Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются однокоренными.

— Давайте вспомним, и скажем, как правильно делать разбор слова по составу. Важно ли соблюдать очередность?

— Вспомним стихотворение, которое поможет правильно определить порядок разбора.

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди

— Ребята, мы выполнили одну из задач, которые ставили перед собой? (ответы детей)

— Да, мы вспомнили, как правильно делать разбор слова по составу.

— А теперь вспомните, герой какой русской народной сказки не послушался сестрицы и превратился в милое домашнее животное?

Утром и вечером ходил на берег козленочек и жалобно звал:

— Алёнушка, сестрица моя!

— Выплынь, выплынь на бережок.

— Нет ли в этих предложениях родственных слов? Докажите, что они однокоренные.

Берега – бережок

— Выделите корень.

Проверка задания на доске.

  1. Постановка учебной задачи.

— Возникло затруднение (разногласие)?

— В чём наша проблема?

Что произошло в корне? (ответы детей)

— Букву Г заменила буква Ж, звук «г» заменил звук «ж».

Как называется эта замена? (ответы детей)

— Чередованием.

— Ребята, еще одна цель достигнута, мы нашли в предложениях родственные слова и доказали, что они однокоренные.

Физминутка.

  1. закрепление.

— Сейчас мы попробуем составить пары родственных слов, в которых согласные звуки в корне чередуются, т.е. сменяют друг друга.

Работа у доски. (рисунки на доске)

— Это что? — Рука. У маленького ребёнка — ручка.

— Разберём слова по составу. Корни – рук – руч. Есть чередование согласных? Какие согласные звуки чередуются?

Паук-паучок, флаг-флажок (аналогично).

— Как называется замена одного согласного звука на другой в корне слова? (ответы детей)

Самостоятельная работа. (учащимся выдаются карточки с заданиями)

— Образовать слова и выделить корень. Найти согласные, которые

чередуются.

— Проверка задания.

6. Итог урока

Рифмовка.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться:

Бок — …(бочок), друг — …(дружок),

Ухо — …(уши), пух -…(пушок)

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

— Скажите, выполнена ли цель, поставленная перед нами?

7. Рефлексия.

-Выполнили ли мы все цели, поставленные в начале урока?

— Довольны своей работой?

8. Домашнее задание: стр. 121, правило, упр. 80.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here