Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Урок русского языка

по теме: «Сложные слова»

Подготовила и провела

25 ноября 2011 года

учитель начальных
классов Фёдорова В. А.

Предмет: Русский язык (интегрированный с ОБЖ)
Класс: 3
Автор учебника: А.В.Полякова
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие «сложные слова» на основе знаний детей;
2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе; познакомить с правилами поведения при гололёде, рассмотреть вопрос о том, как правильно одеваться в осенний период.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая тетрадь, презентация к уроку

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь с гостями и садитесь за
парты.

Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы
будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки
положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд )
Учитель: Догадайтесь, о каком осеннем месяце идёт речь?
Опустел наш старый сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
Ученики: Сентябрь.
Учитель: Записываем слова с проговариванием орфограмм. (Слайд )
Учитель: Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ученики: Октябрь (Слайд )
Учитель: Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ученики: Ноябрь (Слайд )
Учитель: Как вы думаете, что общего у этих слов?
Ученики: Это имена существительные, единственного числа, мужского рода, имеют два слога, первый из них безударный, одинаковы по составу.
Учитель: Разбираем. Проверяем. (Слайд )
Учитель: Что вам известно об окончании ?
Учитель: Что такое основа слова?
Учитель: Как вы думаете, какое слово можно считать лишним?
Ученики: 1.«сентябрь», т.к. в первом слоге безударная гласная «е», а в остальных словах «о» .
2.«октябрь», потому что начинается на гласную букву.
3.«ноябрь», т.к. количество букв в этом слове совпадает с количеством звуков, а остальных словах такого совпадения нет.
Учитель: Я полностью согласна с вашим мнением. Давайте это докажем. Слова «сентябрь» и
«октябрь» на карточках делают фонетический разбор две девочки.
А пока девочки делают фонетический разбор на карточках, мы вместе выполним
фонетический разбор слова «ноябрь».

Ноябрь-но-ябрь, 2 слога (Слайд )
н -[н ] согл., зв., непарн., тв.
о- [а] гласн., безуд.
я- [й’] согл., зв., непарн., мягк.,
[а] гласн., уд.
б- [б] согл., зв., парн., тв.
р- [р’] согл., зв., непарн., мягк.
ь- [-] ————-
6б. 6зв.

Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд ) Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев — небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом». (Слайд ) Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель: А ноябрь получил название «грудень». (Слайд ). Как вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд ). В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (Ухудшение погоды, изменение в жизни растений.)

В ноябре можно наблюдать такое явление как гололёд. Что это? Чем он опасен?(Слайд)

Советуем вам соблюдать правила передвижения по улице в гололед:

Подобрать нескользкую обувь с подошвой на микропористой основе;

приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома;

наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук (наклейку сделать крест-накрест или лесенкой), а перед выходом наступить в песок;

можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.

Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.

Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.



Учитель: А теперь, прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и скажите, почему именно так сказал об осени великий поэт? (Слайд ).
Ученики: Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие листьев радует глаз.

«Унылая пора, очей очарованье…»
А.С.Пушкин
Учитель: В следующем стихотворении также отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните написание пропущенных букв. (Слайд 11)

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.

И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
………………….

Учитель: Какие слова из текста можно объединить в группу?
Ученики: Летят, пролетели, улетели (Слайд ).
Учитель: По какому признаку?
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики: Корень – это общая часть родственных слов.
Учитель: Почему не назвали слово «летит».
Ученики: «летит » и «летят» форма одного и того же слова «лететь».
Учитель: Запишем однокоренные слова и разберём их по составу.
Учитель: Первое слово.
Ученики: Летят. (Слайд).
Учитель: Второе слово.
Ученики: Пролетели. (Слайд).
Учитель: Третье слово
Ученики: Улетает. (Слайд).

Учитель: Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
Ученики: Приставочно-суффиксальный (Слайд).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?
Ученики: Приставочный и суффиксальный.

Индивидуальная работа.
Учитель: Подберите ещё 3 однокоренных слова с данным корнем, подходящие к следующим схемам:
(Слайд).
I вариант — приставочный способ образования. (Слайд)
II вариант — суффиксальный способ образования. (Слайд)
Учитель: Обоснуйте подбор слов.

Учитель: Составьте алгоритм разбора слов по составу
Ученики: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде составляется схема)

III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.

Учитель: Запишите названия древнеславянских месяцев, выполните разбор слова по составу самостоятельно.
Хмурень листопад грудень (Слайд)
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад.
Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов — «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.

Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради. Записываем:

Лес, степь — лесостепь…

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?

Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик: Лес. Выделили её.
Учитель: Назови основу слова «степь»?
Ученик: Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик: Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется – соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».

лес, парк – лесопарк
лес, тундра – лесотундра
птица, ферма – птицеферма
корень, плод – корнеплод

Учитель: Прочитаем правило на странице 92.
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд)
2. Работа с учебником.
Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ?

Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе? Ученики: Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд)
Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.

V.Первичное закрепление во внешней речи.

Игра. «Образуй сложное слово».

Учитель: Устали? Давайте играть. Я бросаю вам мяч и два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное.
Лес, рубить — лесоруб
буря, ломать — бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит — самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз. (Слайд)

VI.Беседа «Как нужно одеваться осенью». Творческая работа по закреплению изученного материала.
(Слайд.)

Как нужно одеваться осенью? (Мнения детей)

Не кутайтесь. Нужно одеваться по погоде. Если температура +10 градусов, то достаточно майки, рубашки, куртки. Под брюки колготки не стоит одевать, если же температура будет снижаться до 0 градусов, возможно, потребуется утепляться. Шапку на голову нужно одевать глубокой осенью, когда будет сыро, порывистый ветер, вперемежку с дождем и снегом. Раньше, достаточно кепки.

Ноги никогда не должны быть мокрыми, теплые сухие носки обязательны. Теплые ботинки, резиновые сапоги — все должно быть комфортным, удобным и сухим.

Не забудьте о питании! Оно должно быть легким, витаминизированным, сбалансированным по белкам, жирам и углеводам. Горячее питание, горячие напитки позволяют чувствовать комфортно в холодные осенние дни. Важно не перекусывать, а полноценно завтракать, обедать и ужинать.


Творческая работа.


Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

VIII. Рефлексия.

Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд.)
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд.)

Список используемой литературы:

1) Справочное пособие по русскому языку, О.В. Узорова, Е.Н. Нефёдова, 2006г.
2) Сборник «Правила и упражнения по русскому языку» О.В. Узорова, Е.Н.
Нефёдова, 2006г.
3) Сборник «Изучаем части речи» Е.Г.Мережко
4) Кульневич С. В. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”.
Воронеж. Учитель. 2002.

Анализ проведённого урока
Тема урока. «Сложные слова»
Класс 3-А

Тип урока: Объяснение нового материала. Дата проведения 25. 11. 2011 года
Цель урока названа. Четкое формирование темы и целей урока. Постановка конкретных задач на всех этапах урока. Учащиеся сами формулируют тему, уровневые цели урока.
Организованы действия учащихся по принятию цели урока. Учитель создал в начале урока ситуацию успеха, был предложен план работы и организована работа по решению проблемной ситуации. Для работы создана презентация к уроку. Методы обучения обеспечили: а) мотивацию деятельности; б) сотрудничество учителя и учащихся; в) контроль и самоконтроль. Создана атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса . Кроме того, урок был построен на использовании алгоритма (разбор слов по составу). Учителем подготовлены задания в соответствии с познавательными возможностями детей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя и друг с другом в процессе фронтальной и групповой работы. Программированный контроль дали возможность учителю проверить уровень усвоения материала каждым учеником.
Выбранный метод- проблемно-поисковый, соответствует содержанию учебного материала, который применяется для развития самостоятельности мышления учащихся. Эффективность деятельности учащихся в ходе выполнения заданий обеспечивалась наличием четко разработанных учителем заданий для самостоятельной работы учащихся. Уместно применялись опорные схемы . Особое место отводилось в уроке здоровьесбережению учащихся. Урок прошел на высоком эмоциональном, интеллектуальном подъеме. В классе царила атмосфера сотрудничества и сотоварищества. Домашнее задание учащиеся получили творческое: придумать и записать сложные слова. Используемые методы обучения позволяют реализовать все цели урока.
Формы познавательной деятельности обеспечили: а) сотрудничество учителя и учащихся; б) включение каждого ученика в деятельность по достижению ТЦУ. В ходе урока использовалась фронтальная и индивидуальная форма работы. Учитель оказывал помощь в ходе организации практической работы. Каждый ученик выполнил работу в основном в соответствии с уровнем развития способностей и уровнем притязаний.
Ученики успешно освоили содержание материала.
Уровень достижения ТЦУ: а) познавательный аспект; б) воспитательный аспект; в) развивающий аспект: г)здоровьесберегающий аспект. Учащиеся с удовольствием работали на уроке. Четкая организация урока способствовала развитию навыка научной организации труда. Все учащиеся, в основном, работают на уровне, соответствующем уровню развития их способностей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here