Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края Тбилисского района

Конспект Логопедического занятия «Язык мой – друг мой»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 10 ЛЕТ

материал подготовила

учитель-логопед

Фольмер Лилия Владимировна

с. Ванновское

2011 г.

ТЕМА: Язык мой – друг мой.

ЦЕЛЬ: 1. Формировать устную речь, исправлять недостатки произношения, обогащать словарный запас.

2. Развивать внимание, память.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки букв, выставка книг, сюжетные картинки.

Ход занятия

Логопед: Велико значение языка в жизни человека. Русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Давайте вспомним, что говорили о языке те, кто по роду своей деятельности является его знатоком – наши поэты и писатели.

1-й ученик: Прекрасным и звучным, выразительным и гибким называл русский язык поэт А. С. Пушкин.

2-й ученик: «Русский язык» — настоящий сильный, где нужно бойкий и живой, где нужно – строгий и серьезный» – так говорил о русском языке Л. Н. Толстой.

3-й ученик: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — завещал И. С. Тургенев.

4-й ученик: «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык» — так сказал А. М. Горький.

Логопед: Итак, ребята, нам в наследство достался красивый, могучий, выразительный русский язык. Каждый из нас должен хорошо его знать, свободно владеть им, беречь его.

А чтобы овладеть русским языком, надо знать правила речи и соблюдать их, научиться правильно говорить. Все звуки русского языка произносить чисто, четко.

Скажите, какие правила речи мы с вами запомнили, знаем и стараемся соблюдать?

1-й ученик: Говори громко, четко, выразительно. Все слова в речи проговаривай ясно, правильно.

2-й ученик: Произноси гласные легко и громко, без нажима.

3-й ученик: В каждом слове выделяй ударный гласный звук, произноси его громче и длительнее остальных гласных.

4-й ученик: Строго выдерживай паузы между предложениями.

5-й ученик: Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать. Не спеши с ответом.

Логопед: Правильно. Мы всегда должны помнить и соблюдать эти правила, не говорить так, как у Саши из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».

1-й ученик:

Живет на свете Саша

Во рту у Саши каша

Не рисовая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши –

Слова простые наши

На русском языке.

.

2-й ученик:

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно,

Как люди говорят,

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может,

Произнесет словечко –

И сам тому не рад!

3-й ученик:

Он скажет: «До свидания!»

А слышится: «До здания».

Он спросит» «Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймешь едва-едва

И буквы он глотает,

И целые слова.

4-й ученик:

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить.

5-й ученик:

Я знаю стихотворение про Петю, который не умел правильно говорить слова.

Петя и буква.

Если мы не примем мер,

Мальчик Петя — вот беда –

Букву Ш и букву Р

Не осилит никогда.

Вместо слова «хорошо»

Говорит он «холосо».

Вместо слова «парашют»

Говорит он «паласют»

6-й ученик:

А теперь наоборот

Прочим буквам не пример

Полюбил он через год

Букву III и букву Р

Вместо слова «колесо»

Говорит он «корешо».

Вместо слова «пылесос»,

Говорит он «пырешош».

(С. Михалков)

Логопед: Ребята, а почему Петя не умел правильно говорить? Какое правило речи он не соблюдал?

1-й ученик: Произноси все звуки речи чисто, правильно.

Логопед: А теперь, послушайте стихотворение А. Барто «Буква Р» про мальчика Сережу, которого учила сестра Марина правильному произношению звука Р.

Инсценирование.

Автор:

Пять лет Сереже в январе,

Пока четыре – пятый.

Но с ним играют во дворе

И взрослые ребята.

А как на санках, например,

Он с гор летает смело!

Сереже только буква Р

Немножко портит дело.

На брата сердится сестра,

Ее зовут Марина,

А он стоит среди двора , кричит:

Сережа: «Где ты, Малина?»

Автор: Твердит Марина :

Марина: «Рак, ручей».

Автор: Марина учит брата.

Он повторяет:

Сережа: «Лак, лучей».

Автор: Кивая виновато.

Сестра твердит:

Марина: «Прижми язык.

Прижми покрепче к небу».

Автор: Он как прилежный ученик

Берется за учебу. Она твердит:

Марина: «Скажи: «Метро»,

В метро поедем к дяде».

Сережа: «Нет»

Автор: Отвечает он хитро.

Сережа: «В автобус лучше сядем».

Автор: Не так легко сказать:

Ремень, ручей, река, простуда

Но вот в один прекрасный день

С утра случилось чудо:

Чихнула старшая сестра

Он крикнул

Сережа: «Будь здорова!»

Автор: А ведь не мог еще вчера

Сказать он это слово.

Логопед: Вот видите, Марина научила брата правильно произносить звук Р. У нас тоже много старательных учеников. Они научились правильно произносить звуки, которые у них не получались. Послушайте стихотворение.

1-й ученик:

Грузовик без колес,

У ежа отклеен нос.

Стали черными цыплята,

А из куклы лезет вата.

Были новые игрушки,

А теперь они старушки. (Э. Успенский)

2-й ученик:

«Лягушачье счастье».

На полянке алеют цветочки,

На болоте зеленые кочки,

А на кочках лягушки сидят,

И в свое отраженье глядят.

«Ах, какие же мы красивые,

Ах, какие же мы счастливые,

Что в болоте родном живем,

И комариков дружно ждем.

(Н. Орлов).

3-й ученик:

«Марина».

У моей сестры Марины

Щеки, словно мандарины.

А сама сестра Марина

Чуть побольше мандарина.

(С. Коган).

4-й ученик:

«Голубь белый».

Голубь белый, голубь смелый

Сделал он большое дело.

По полям, лесам летал

И поклон от нас всем детям:

Белым, желтым — всем на свете,

Белый голубь передал. (А.Новиков)

5-й ученик: «Колокольчик».

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики — цветы

Очень вежливы. А ты?

(А. Толстой)

Логопед: Ребята, а какие вы знаете вежливые слова? (спасибо, пожалуйста, благодарю, извините). Молодцы, знаете вежливые слова. А умеете ли вы отгадывать загадки? Послушайте их и попробуйте отгадать.

  • Не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает? (книга).

  • Черные, кривые, встанут в ряд, заговорят (буквы).

  • В черном поле заяц белый прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? – … (мел).

Логопед: Хорошо, загадки вы умеете отгадывать. У нас ребят еще знают стихи-смешинки.

1-й ученик:

Маша ела хохоча

Гречневую кашу

Отмывали два часа

Гречневую Машу.

( Т. Собакин).

2-й ученик:

Саша — парень ничего,

Только вот кусается.

Все собаки наутек

От него бросаются.

(Т.Собакин).

3-й ученик:

«Если был бы я девчонкой».

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл на кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки.

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

От чего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог.

(Э. Успенский) .

4-й ученик:

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный,

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

(И. Глазкова).

Логопед: Ребята, вы научились владеть родной речью. Русский язык богат, он отличается легкостью и силой. И мы должны стараться обогащать свой словарь, учиться говорить чисто, правильно, точно, красиво. Владея речью, мы можем быть уверены, что нас поймут. При помощи языка устанавливается связь между людьми, налаживаются дружеские отношения. Он помогает жить.

Список использованной литературы

1.Стихи: С. Михалкова «Сашина каша», А. Барто «Буква Р», «Петя и буква»

2. 1000 загадок /В. Г. Лысаков.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

3. Совершенствование связной речи: Учеб. — метод. Пособие. — М.:

Соц. — полит. Журн.,1994.

4. Высказывания о русском языке поэтов и писателей: А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А. М. Горько.

Приложение №1

Карточки букв

С

Щ

Ш

Р

Ж

Ч

Л

Ц

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here