Открытый урок
по русскому языку
в 3 «Б» классе
Тема: Употребление в речи синонимов, антонимов
(урок – путешествие)
Дата: 12.10.2012 год
Учитель: Некрасова А.В.
Тип урока: обобщение пройденного материала
Цели:
-
создать условия для повторения и закрепления знаний учащихся по лексике;
-
организовать учебно-поисковую деятельность на уроке с целью развития творческого мышления;
-
создать условия для формирования личностных качеств: ответственности, выбор ответа, способа действия, смысла способа поведения.
Задачи:
-
закрепить знания о лексическом значении слова, о синонимах и антонимах;
-
обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи учащихся и включение новых слов в активный словарь школьников, обучение точному употреблению слов в речи;
-
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Ход урока
-
Организационный момент.
-Ребята, проверьте свою готовность к уроку и все настроились на плодотворную работу.
-
Мотивационый этап (флипчарт с.1)
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
— Слова – строительный материал языка и составляют его богатство; они делают речь выразительной, меткой, яркой, музыкальной; с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. А мы пока познаём красоту русского языка. И в этом нам помогает Лексика.
-
Постановка УЗ
Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики.
— Чем мы занимались на предыдущих уроках? (На предыдущих уроках русского языка мы познакомились с многообразием слов, знакомились с их значениями, работали со словарями.)
— Сегодня на уроке мы обобщим наши знания по теме Лексика и закрепим умения употреблять в речи лексические единицы.
Сейчас мы отправимся в страну Лексика! (флипчарт с.2)
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике ищите те пути,
Которые вас к знаниям помогут привести.
-Запишите число 12 октября, классная работа.
-
Актуализация знаний.
-Дорогу в страну Лексика преградил «Завал» из слов. Ваша задача разобрать слова по группам и тем самым освободить дорогу.
Флипчарт с.3
( восхитительный, злой , забавный, нежность, лук, добрый, очаровательный, ключ, грубость, коса, смешной)
-Запишите данные слова группами и объясните свой выбор?
-
Сам-но в тетрадях (1 уч. у доски)
-
Проверка у доски
— Как называются слова в группе?
-Впомните,что такое антонимы? Синонимы? Омонимы?
-Вы справились с этим заданием. Дорога в страну Лексика свободна.
-
Решение УЗ
К уроку вам было дано задание приготовить проекты городов страны Лексика .
Слайд 1
Отправляемся в г.Синонимов. Слово предоставляется 1 ряду.
-Замечательное выступление. Красивый город.
В городе Синонимов нас ждут интересные задания.
Слайд 2
-
Прочитайте предложение.
Проходят по нашей улице трамваи, проходят автобусы, проходят легковые машины.
-Какую речевую ошибку заметили? Как избежать повторения слов в предложении? (использовать слова, близкие по значению, т.е. синонимы)
-Запишите данное предложение, используя синонимы. (1 чел. у доски)
Проверка.
Вывод: Синонимы помогают избегать повторов одних и тех же слов)
-
–Я знаю, что вы любите сказки. Есть у русского народа сказка «Чудесные лапоточки».
Слайд 3
А что такое лапти? (крестьянская обувь, сплетенная из узких полосок коры липы, ивы и др, охватывающая только стопу)
У вас есть начало этой сказки. В скобках указано по два синонима. Ваша задача выбрать и подчеркнуть наиболее подходящее слово.
-
Сам-но на листочках
-
Проверка восстановленного текста (читают 2чел)
-
Проверка по ИАД (слайды 4-6 )
-А теперь проверим, какие слова употреблены в народной сказке.
— Если в вашей сказке использованы другие слова, считается это ошибкой? (нет, потому что это близкие по значению слова, только имеют другой оттенок)
Спасибо за это синонимам.
-
Физ.мин.
Слайд 7
— А наш путь в идет г.Антонимов. Слово предоставляется 2 ряду.
— Спасибо за интересное выступление. И нас ждёт следующее задание.
Слайд 8
3) Попытайтесь закончить рассказ. Послушайте его.
«Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно.
Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это! Что я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь…»
-Продолжите сами. Возьмите для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противоположными по значению.
а) сам-но в тетрадях
б) проверка
-Молодцы. Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным.
Об этом нам говорят антонимы.
-
-В русском языке есть слова, имеющие не одно, а несколько значений. Как называются такие слова? (многозначными). К таким словам можно подобрать несколько антонимов.
Слайд 9
Следующее задание: подобрать антонимы к прилагательным.
Мелкий пруд-………………………………………. пруд .
Мелкий дождь-…………………………… ……….дождь.
Свежий хлеб- ………………………………………..хлеб.
Свежий огурец — …………………………………….огурец.
Сладкое яблоко-……………………………………яблоко.
Сладкое лекарство-………………………………лекарство.
Вывод: У многозначного слова может быть несколько антонимов.
Слайд 10
-Наше путешествие по стране Лексика завершается городе г.Омонимов. Слово 3му ряду.
5) Последнее задание. Вернёмся к строчкам, прозвучавшим в начале урока
Слайд 11
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
-Найдите омоним.
Слайд 12
-Что значит слово язык в 1ом?2ом предложении?
Язык помогает различать вкусовые ощущения.
Мы изучаем казахский и русский язык.
— Придумайте своё предложение со словом язык.
Проверка – В каком значении употребили это слово?
Подведение итогов.
Наше путешествие по стране Лексика закончилось. Запишите какое настроение у вас было на уроке. (слайд 13)
-Что сегодня на уроке было сложным? Что было интересно?
д/з упр 94, сочинить сказку по началу, используя антонимы и синонимы