ГБС(К)ОУ ЕЛИОНСКАЯ СПЕЦ. ШКОЛА- ИНТЕРНАТ 8 ВИДА
УРОК ПИСЬМА
ТЕМА: «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ»
4 КЛАСС
Урок подготовила
и провела учитель
высшей квалификационной
категории С.А. Бизунова
2013-2014 уч. год
Цель: — формировать умение пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных; тренировать в подборе проверочных слов;
Задачи: — коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания, мыслительных операций через выполнение комплекса тренировочных упражнений, построенных по принципу динамичности восприятия; — воспитывать культуру речи через обогащение словарного запаса и правильного построения предложений, положительную мотивацию к учению и родному языку; привитие детям любви к литературному творчеству.
Оборудование: иллюстрации гномов и Белоснежки, ребус, карточки с текстами, грибочки с гласными буквами, слоги для составления словарных слов, ковры-самолеты, презентация.
Ход урока:
-
Орг. момент.
— Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте примем гостей так, чтобы им было тепло и уютно в нашем классе, на нашем уроке. Садитесь.
А сейчас я проверю — насколько вы внимательны. Ну-ка , не зевайте, дружно хором отвечайте!:
Сегодня 27 ноября? (да)
Время года –зима? (нет)
День недели – среда? (да)
Сейчас урок труда? (нет)
Сейчас урок письма? (да)
Молодцы, справились! Я думаю, что вы так же внимательно будете работать и дальше на нашем уроке.
А сейчас: Рот, ребята, на замок, начинается урок!
В путешествие пойдём, в страну сказок попадём!
Слушай, думай, наблюдай, сказку нашу отгадай!
В сказку эту попадёте на ковре, на самолёте! (слайд1)
Глазки дружно закрывайте, сказку в душу пропускайте!
За горами, за лесами, за широкими морями
В чудном домике своём живут гномы всемером!
С ними поселилась я! Ну-ка , открывай глаза!
— Ребята, кто это, как её зовут, кто знает? (Белоснежка). (слайд2)
— А из какой она сказки? («Белоснежка и семь гномов»). (слайд3) Белоснежка живет в лесу у семи гномов, которые знают много игр и очень часто играют. Ребята, а вы любите играть в игры? (Да).
— Вы хотите отправиться в путешествие в сказку к Белоснежке и семи гномам и поиграть с ними?
2) Словарная работа
— Белоснежка приглашает вас поиграть в игру «Соберем грибочки».. По всему пространству класса размещены грибочки. На них написаны буквы. Нужно вставить гриб с нужной буквой в слова, которые написаны на листе. (Слабые дети собирают грибы, а сильные вставляют буквы в слова) . (слайд4)
-А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. (слайд5)
-Какие гласные вы вставили? (а,о,и,е,я) Почему мы называем их гласные-опасные?
Гимнастика на развитие мелких мышц рук:.
— Итак, летим в сказку на коврах-самолетах. Они лежат у вас на партах. Посмотрите, какие на них красивые узоры из геометрических фигур. (слайд6)
– Какие геометрические фигуры? Каких цветов?
– Шагаем пальчиками с фигуры на фигуру по инструкции учителя.
-
Чистописание
— Итак, мы в сказке в гостях у Белоснежки и семи гномов. Познакомьтесь, это Гном Док. (слайд7) Он приготовил вам задание для чистописания. Это ребус.(слайд8) Отгадав его, вы узнаете, какие буквы надо вам написать. (а, о, и, е, я)
— Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».
— Напишем гласные буквы о а е и я в соединении и пословицу Аккуратность человека красит.(слайд9)
-Какого человека называют аккуратным?
-
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
— Итак, тема нашего урока «Правописание безударных гласных». (слайд10) Мы будем на уроке тренироваться в подборе проверочных слов для написания безударной гласной.
-
Словарная работа
— Ребята, а вот гном Чихун.(слайд11)Он приготовил для вас игру «Собери слова».
— Соедините слоги так, чтобы получились слова. Запишите их в тетрадь. ( Дети на партах соединяют слоги в слова – работа в паре, индивидуальная работа по необходимости).
фаб ма ка лет де рег би рев ня га ри зин бе (фабрика, магазин, билет, берег, деревня)
-Проверка (слайд12).
— Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
— Можем ли мы проверить безударную гласную в словарных словах? Почему?
-
Повторение пройденного материала
— А это гном Повторялка(слайд13). Он постоянно что-то повторяет, чтобы не забыть.
— Повторим тему нашего урока еще раз. — Вспомним, какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными? (Безударную гласную надо писать так, как она пишется под ударением).
— А какое стихотворение мы с вами учили про безударную гласную и ударение? (слайд14)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
-
Физкультминутка
Вижу, сильно вы устали.
Позову я Простака.(слайды15-16)
Проведёт он физминутку.
Всем понравится она:
Раз — на цыпочки подняться! Надо нам друзья размяться!
Два – нагнулись до земли, и не раз, а раза три!
Три – руками помахали – наши рученьки устали!
На четыре — руки в боки. Дружно делаем подскоки!
Пять — присели раза два. Шесть-за парты нам пора!
-
Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной.
— Гном Говорун и Пишичитай(слайд17) хотят поиграть с вами в игру «Отгадай загадку, напиши отгадку». Отгадывая загадку, будем записывать отгадку, а рядом с ней проверочное слово. (слайды18-20)
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса – лисы) |
| |
Хороводом и в ряд В шляпках молодцы стоят. Кто ни пройдёт, Всяк поклон им отдаёт. (грибы – гриб) | Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. (зима – зимы) | Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. ( сова – совы) |
-Проверка (слайд21)
-
Самостоятельная работа – работа с текстом.
— Гном Тихоня написал предложения и сделал в них ошибки. Он предлагает вам поиграть в игру «Учитель». Надо найти ошибки, исправить их на листочке и правильно записать предложения в тетрадь. (Слабые дети – 1 предложение, сильные – 2 предложения.) (слайд23)
-Проверка (слайд24)
-
Работа по учебнику:
Стр.68, упражнение14
11)Задание на дом.
– Седьмой гном Буквоежка (слайд25) приготовил вам тоже задание. Но на уроке мы его уже не успеем сделать. Поэтому это будет ваше домашнее задание. Стр. 68, упр.12. (разбор д/з)
12) Письмо под диктовку;
— Если уверены, что поняли и запомнили всё, о чем говорили на уроке, запишем предложения под диктовку (Дима у доски)
Идут осенние дожди(дождь). Бурая трава(травка) клонится к земле. На рябине краснеют плоды(плод).
,
13)Итог урока.
-Вот наше путешествие и подошло к концу. Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5 в класс вернёмся мы опять.
— Ребята, понравилось вам путешествие? — Что на уроке понравилось больше всего? — Какие задания оказались трудными для вас? — Какие задания оказались лёгкими?
Оценивание (слайд26)